Основы стратегического анализа в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 00:55, реферат

Описание работы

Стратегическое управление - это системный процесс, обеспечивающий создание концепции деятельности организации (стратегии) и ориентирующий всех субъектов системы и все мероприятия на достижение стратегических целей.
Иерархия управления включает 3 уровня:
• стратегический;
• тактический;
• оперативный.

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности медицинской организации, определенного планом ее развития, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходовопределяются на основании норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Обоснованно установленные типовые нормы расходов имеют важное значение для распределения бюджетных ассигнований на здравоохранение по отдельным регионам страны.

При составлении проекта сметы бюджетные учреждения здравоохранения для обоснования требуемых сумм расходов разрабатывают подробную, детальную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к ней. Сметы расходов, составляемые медицинскими учреждениями по каждому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.

При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями практикуется составление общих смет для группы медицинских организаций. В общих сметах расходы планируются в целом по группам учреждений: поликлиник, больниц, диагностических центров. Сводная смета составляется путем суммирования всех расходов, включая индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия. Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целевому назначению. При определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.

При утверждении смет проверяют необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объему работы медицинского учреждения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого она финансируется. Утвержденная смета определяет сумму средств, которые должны быть выделены из бюджета на содержание медицинского учреждения. Утверждение оформляется подписью руководителя организации, утвердившей смету; указывается дата утверждения и ставится оттиск печати на всех экземплярах сметы.

Грамотно составленные сметы доходов и расходов медицинской организации - одно из важнейших условий ее финансовой стабильности. При планировании расходования средств руководитель медицинской организации обязан соблюдать этапы процедуры - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение сметы расходов.

Составление сметы доходов и расходов, получаемых от предпринимательской медицинской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступлений осуществляется таким же образом, как это предусмотрено для составления сметы по бюджетным средствам. Основные правила, которые необходимо строго исполнять при составлении сметы расходов по бюджетным средствам, сводятся к следующему. Прежде всего создается рабочая группа по составлению и рассмотрению сметы. В эту группу в обязательном порядке входят: руководитель учреждения, представители плановой и финансовой службы, профессиональной общественности. К этой работе привлекаются практически все хозяйственные службы медицинской организации, с тем чтобы максимально учесть все мероприятия финансовохозяйственной деятельности.

Предварительно оцениваются:

•  текущее состояние местного бюджета территории, за счет которого функционирует данное учреждение;

•  финансовое состояние медицинской организации (учреждения) на момент составления сметы;

•  планируемые изменения в той или иной сфере деятельности организации на предстоящий период.

Анализируется и оценивается работа как структурных подразделений, так и медицинской организации в целом по показателям: объем оказанных услуг; количество врачебных посещений; количество койко-дней, проведенных больными в стационаре; структура оказанной медицинской помощи; количество пролеченных пациентов; стоимость койко-дня; действующие тарифы в системе ОМС и ДМС; объем понесенных материальных затрат.

На основе проведенного анализа:

•  определяются внутренние резервы, изучаются причины их образования и намечаются пути их эффективного использования;

•  уточняются действующая в стране экономическая классификация расходов, наличие всех нормативных актов для расчетов по каждому виду расходов, наличие запасов по тем или иным видам основных и материально-технических средств по результатам последней инвентаризации.

Смета составляется в строгом соответствии со статьями экономической классификации расходов. Основные статьи сметы с указанием кодов приведены в таблице 31.

Таблица 31. Смета расходов медицинской организации

Окончание табл. 31

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации

Все расходы здравоохранения из бюджетов Российской Федерации состоят из 2 групп:

•  200 - расходы;

•  300 - поступление нефинансовых активов. В группу 200 включены следующие статьи расходов:

•  210. Оплата труда и начисления на оплату труда.

•  220. Приобретение услуг.

•  260. Социальное обеспечение.

•  290. Прочие расходы.

Ст. 210. Оплата труда и начисления на оплату труда включает в себя подстатьи:

211. Заработная плата:

•  выплаты по должностным окладам, тарифным ставкам ЕТС;

•  надбавки за почетные звания, особые условия труда;

•  выплаты премий и материальной помощи;

•  оплата ежегодных отпусков.

212. Прочие выплаты:

•  оплата дополнительных выплат по условиям трудового договора;

•  пособия при переезде на новое место работы;

•  оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера;

•  суточные расходы при служебных командировках;

•  ежемесячные пособия на ребенка.

213. Начисления на оплату труда:

•  единый социальный налог - 26,2%, в том числе:

- ОМС - 3,1%;

- обязательное социальное страхование - 2,9%;

- пенсионный фонд - 2,2%;

- федеральный бюджет - 6%;

- налоговые сборы по страхованию от несчастных случаев - 0,2%;

•  налог на доходы с физических лиц - 13% (удерживается из начисленной зарплаты).

Ст. 220. Приобретение услуг включает в себя подстатьи:

221. Услуги связи:

•  оплата телефонной и телеграфной связи;

•  оплата пересылки почтовых отправлений;

•  почтовые переводы денежных средств.

222. Транспортные услуги:

•  наем и содержание транспортных средств;

•  обеспечение работников билетами на проезд в общественном транспорте;

•  оплата проезда по служебным командировкам.

223. Коммунальные услуги:

•  оплата за отопление, канализацию, водоснабжение, электрообеспечение;

•  оплата энергоносителей (газ).

224. Арендная плата за использование имущества:

•  оплата аренды помещений и имущества;

•  оплата аренды земли.

225. Услуги по содержанию имущества:

•  оплата уборки помещений и территории;

•  дезинфекция, дезинсекция, дератизация;

•  пусконаладочные работы, техническое обслуживание оборудования, транспортных средств;

•  капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, помещений.

226. Прочие услуги:

•  НИОКР;

•  разработка проектной документации на строительство, проведение ремонтных работ зданий, сооружений, помещений;

•  вневедомственная и пожарная охрана;

•  пожарная сигнализация;

•  страхование жизни, имущества;

•  изготовление бланков;

•  услуги информационных технологий.

Ст. 260. Социальное обеспечение включает подстатьи:

261. Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения:

•  выплаты пенсий;

•  выплаты по временной нетрудоспособности, беременности и родам;

•  выплаты при рождении ребенка, уходу за ребенком до 1,5 лет;

•  выплаты на погребение;

•  оплата путевок на санаторно-курортное лечение.

262. Пособия по социальной помощи населению:

•  выплаты на период трудоустройства в случае увольнения в связи с ликвидацией (реорганизацией) предприятий;

•  выплаты ежемесячного пособия на ребенка;

•  выплата субсидий на строительство (приобретение жилья).

Группа 300. Поступление нефинансовых активов включает в себя статьи: Ст. 310. Увеличение стоимости основных средств:

•  приобретение технологического и медицинского оборудования, транспортных средств.

Ст. 340. Увеличение стоимости материальных запасов. Расходы на приобретение:

•  медикаментов и перевязочных средств;

•  мягкого инвентаря и спецодежды;

•  посуды;

•  продуктов питания;

•  горюче-смазочных материалов;

•  всех видов котельно-печного топлива;

•  строительных материалов;

•  хозяйственных материалов и канцелярских средств;

•  печатной продукции (книги, газеты, журналы).

3. Сформировав смету  расходов, приступаем к этапу  определения конкретных результатов  деятельности медицинской организации. Эти показатели делятся на 3 группы. - Показатели, характеризующие КМП:

•  для больницы - летальность, процент расхождения клинических и патолого-анатомических диагнозов; удельный вес больных, выписанных с ухудшением;

•  для поликлиники - удельный вес посещений, сделанных с профилактической целью;

•  для службы скорой помощи - стандарт времени прибытия на место, летальность на этапе доставки больного в стационар.

- Экономические показатели:

•  занятость койки;

•  средняя длительность пребывания на койке;

•  коэффициент использования медицинского и технологического оборудования.

- Определяются нормативы расходования ресурсов в больнице - на 1 койко-день, в поликлинике - на 1 посещение, на 1 вызов:

•  хозяйственные - тепло, электроэнергия, вода, газ, канцелярские товары, телефон;

•  на текущий ремонт;

•  лекарства и медикаменты;

•  питание;

•  мягкий инвентарь;

•  инструментарий;

•  объемов работы персонала.

Все эти показатели определяются как в целом по учреждению, так и по каждому структурному подразделению.

4. После этого формируется  проект договоров на оказание  медицинской помощи и примерно  определяются будущие доходы. Сравниваем с проектом сметы расходов. Если в ходе сравнения отмечено превышение расходов над доходами, необходимо определить мероприятия, направленные:

•  на увеличение доходов;

•  сокращение расходов;

•  повышение эффективности использования имеющихся ресурсов. Эти мероприятия являются составной частью программы и оформляются отдельным разделом.

Мероприятия по увеличению доходов за счет:

•  бюджетного источника и средств медицинского страхования;

•  платных услуг, которые разделяются на медицинские и немедицинские.

Платные медицинские услуги - это услуги, связанные с оказанием медицинской помощи: продажа лекарств и средств ухода за больными, их доставка на дом.

Немедицинские услуги - это услуги телефонной связи; использование телевизора, холодильника, книг, игр, почты, парикмахерских, ритуальные; платные автостоянки; производство товаров; сдача в аренду помещений; оборудования; услуги транспорта, услуги банковских операций.

Мероприятия по уменьшению расходов включают:

•  сокращение расходов, соответственно недобранному по договорам объему медицинской помощи - по всем видам расходов;

•  сокращение выявленных в процессе системного анализа непроизводительных расходов.

Планирование мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов основано на глубоком анализе деятельности медицинской организации. Эффективность - получение прежнего результата при уменьшении ресурсных затрат либо получение лучшего результата при прежних

ресурсных затратах. Весь вопрос в решении этой проблемы в основном упирается в качество медицинской помощи, оказываемой работниками здравоохранения. Чем выше профессиональный уровень работника, тем меньшими ресурсами он достигает результата. Естественно, что малоквалифицированный работник для достижения того же результата потратит значительно больше ресурсов. Поэтому основными мероприятиями, обеспечивающими эффективность работы, является постоянный профессиональный рост работников и создание должных условий для реализации их профессионального мастерства.

Мероприятия по повышению эффективности использования ресурсов основываются на результатах глубокого клинико-экономического анализа деятельности медицинской организации; методика его проведения представлена в гл. 8. Эффективность медицинской организации определяют с помощью 2 групп показателей: эффективности медицинских вмешательств и экономических.

К критериям эффективности вмешательств относятся:

•  изменения показателей здоровья прикрепленного населения;

•  снижение частоты осложнений при лечении, сокращение числа повторных госпитализаций;

Информация о работе Основы стратегического анализа в здравоохранении