Особенности стратегического планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения.
Планирование – одна из ключевых функций менеджмента и представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать (цели и технология), какие ресурсы для этого необходимы и кто должен отвечать за полученный результат.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие планирования на предприятии
1.1 Разработка и понятие планов
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы
1.3 Содержание, структура и разработка тактического планирования
1.4 Задачи, функции и принципы планирования
1.5 Объекты и методы планирования
Глава 2 Применение стратегического планирования на предприятии
2.1 Планирование производства и реализации продукции
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда
2.3 Система управления персоналом на предприятии
2.4 Материально-техническое снабжение производства
2.5 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции
2.6 Планирование риска
2.7 Оперативно-производственное планирование
Глава 3 Предложения
Литература

Файлы: 1 файл

Особенности стратегического планирования на предприятии.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»

      МИНСКИЙ ФИЛИАЛ

      КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине «Менеджмент»

      Тема  «Особенности стратегического планирования на предприятии» 
 

      Выполнила:

      студентка 1 курса Тростянко И.С.

      группы 47

      Руководитель: Данилов В.В. 
 
 
 
 
 
 

      2009 год

 

       Содержание 

Введение

Глава 1 Понятие  планирования на предприятии

1.1 Разработка  и понятие планов

1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы

1.3 Содержание, структура и разработка тактического планирования

1.4 Задачи, функции и принципы планирования

1.5 Объекты и методы планирования

Глава 2 Применение стратегического планирования на предприятии

2.1 Планирование производства и реализации продукции

2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда

2.3 Система управления персоналом на предприятии

2.4 Материально-техническое снабжение производства

2.5 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции

2.6 Планирование риска

2.7 Оперативно-производственное планирование

Глава 3 Предложения

Литература

Приложение 

 

       Введение 

      Планирование  – это процесс научного обоснования  целей, приоритетов, определения путей  и средств их достижения.

      Планирование  – одна из ключевых функций менеджмента  и представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует  делать (цели и технология), какие ресурсы для этого необходимы и кто должен отвечать за полученный результат.

      Планирование - это очень динамичный процесс выработки и принятия решений, позволяющий организации в будущем обеспечить эффективное функционирование, а также функция менеджмента, включающая комплекс деятельности организации:

      1. анализ ситуаций и факторов внешней среды;

      2. оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей,

      3. сформированных на стадии стратегического маркетинга;

      4. разработку бизнес-плана;

      5. реализацию плана.

      Планирование  дает возможность, во-первых, реализовать  представляющиеся организации возможности и, во-вторых, свести к минимуму будущий риск, приняв превентивные управленческие решения.

      Таким образом, целью планирования является упрощение достижения целей организации  посредством:

      А) уменьшения неопределенности во внешней и внутренней среде;

      Б) сосредоточение внимания руководства на приоритетных целях;

      В) оптимального достижения целей за счет продуманного управления ресурсами;

      Г) четкой организации мотивации и контроля деятельности персонала.

      8 ключевых планируемых дел менеджера:

      Прогнозирование.

      Программирование, т.е. определение последовательности действий и событий.

      Составление штатного расписания.

      Установление  стандартов и заданий.

      Планирование  процедур деятельности.

      Планирование  ресурсов.

      Планирование  инвентаря и площадей.

      Составление бюджета.

      Миссия  организации – это, в широком  смысле, философия, предназначение организации, а в узком смысле – определяет принципы ее деятельности и типичные отличные от других организаций.

      В порядке степени влияния, на выработку  миссии оказывают воздействие следующие 6 групп субъектов:

      Собственники  организации;

      Сотрудники;

      Покупатели;

      Деловые партнеры;

      Местное сообщество;

      Общество  в целом.

      Миссия  демонстрирует внешнему окружению (клиентам, партнерам и т.д.) чем  она может быть полезна в долгосрочной перспективе, обеспечивает направление и ориентиры для разработки стратегических и оперативных целей, является главным критерием оценки перспективных и текущих управленческих решений, указывает сотрудникам возможные направления достижения личных целей в длительной перспективе. 

 

       Глава 1 Понятие планирования на предприятии 

      1.1 Разработка и понятие планов 

      План  – это документ, содержащий систему  показателей и комплекс различных  мероприятий по решению социально-экономических  задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. По содержанию и периоду планы могут быть:

      стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет);

      тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет);

      оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее).

      Планы классифицируются также на: проблемные, комплексные, локальные.

      Требования  к плану:

      1. Соответствие объективным экономическим  законам;

      2. Учёт потребностей рынка;

      3. Научное обоснование;

      4. Рассмотрение нескольких вариантов  и выбор оптимального;

      5. Нацеленность на высокие конечные  результаты;

      6. Учёт экологических требований.

      Система планов предполагает наличие:

      - стратегического плана

      - текущего плана

      - оперативно-календарного плана

      - бизнес-плана

      Каждый  из планов имеет своё назначение и особенности.

      Разработано много форм планирования, но наибольшее распространение получили:

      - директивное планирование. Такое  планирование предполагает доведение  плановых заданий до всех звеньев  экономики и обязательных к  выполнению. Планы разрабатываются  исходя из общегосударственных интересов и принимают силу закона.

      - индикативное планирование. Это сочетание интересов государства и предпринимателей. Такое планирование носит рекомендательный характер.

      - стратегическое планирование. Это процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритета и формирование механизма по их реализации.

      - тактическое планирование. Это разработка мероприятий на реализацию целей стратегического планирования.

      - оперативное планирование. Это планирование, которое осуществляется предприятием каждый день. 

      1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 

      Стратегия - это детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для обеспечения  осуществления миссии организации  и достижения ее целей.

      Стратегическое  планирование - это динамичный процесс определения миссии и целей организации, нахождения конкретных стратегий для выбора и приобретения нужных экономических ресурсов, их распределения и использования с целью обеспечения эффективной деятельности организации в обозримой перспективе.

      Стратегическое  планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению.

      Стратегический  план - основной вид плана. Разрабатывается  на длительное время (3-7 лет с разбивкой по годам). Определяет цели развития предприятия и пути их достижения. Комплексный план, научно обоснованный.

      Стратегический  план отражает все виды деятельности предприятия. Ключевыми элементами стратегического планирования является:

      - определение целей;

      - разработка альтернатив, их реализация;

      - выбор оптимального варианта  реализации стратегии;

      - программа реализации оптимального  варианта.

      Стратегический  план включает ряд разделов и подразделов:

      1. основные направления деятельности предприятия;

      2. маркетинговый план;

      3. план производства и реализации продукции;

      4. план инновационной деятельности;

      5. план по труду и социальному развитию;

      6. план по себестоимости продукции и издержкам производства;

      7. план прибыли и рентабельности производства;

      8. план охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов;

      9. план внешнеэкономической деятельности.

      Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

      а) определение миссии предприятия  – установление смысла существующего предприятия, его предназначение, роль и место в рыночной экономике;

      б) формулирование целей и задач. Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на предприятии;

      в) оценку и анализ внешней среды  – исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения предприятия. Этот анализ включает изучение влияния на предприятие таких компонентов как: состояние экономики, правовое регулирование, политика, покупатели, поставщики;

      г) оценку и анализ внутренней среды  – исследование, позволяющее определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Она исследуется по направлениям: исследование и разработка; производство; маркетинг;

      д) разработка и анализ стратегических альтернатив. В нем принимаются  решения о том, как предприятие  будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию.

      Стратегические  цели – это цели деятельности организации, достигаемые к концу стратегического  цикла – 1,5-3 года.

      Они устанавливаются в 4 сферах:

      1) доходы;

      2) работа с клиентами;

      3) потребности и благосостояние  сотрудников;

      4) социальная ответственность.

      Правильно сформулированные стратегические цели должны удовлетворять следующим  требованиям:

      быть  достижимыми;

      гибкими;

      измеряемыми;

      совместимыми  с миссией;

      приемлемыми для основных субъектов влияния;

      функциональными;

Информация о работе Особенности стратегического планирования на предприятии