Особенности стратегического планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения.
Планирование – одна из ключевых функций менеджмента и представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать (цели и технология), какие ресурсы для этого необходимы и кто должен отвечать за полученный результат.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие планирования на предприятии
1.1 Разработка и понятие планов
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы
1.3 Содержание, структура и разработка тактического планирования
1.4 Задачи, функции и принципы планирования
1.5 Объекты и методы планирования
Глава 2 Применение стратегического планирования на предприятии
2.1 Планирование производства и реализации продукции
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда
2.3 Система управления персоналом на предприятии
2.4 Материально-техническое снабжение производства
2.5 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции
2.6 Планирование риска
2.7 Оперативно-производственное планирование
Глава 3 Предложения
Литература

Файлы: 1 файл

Особенности стратегического планирования на предприятии.doc

— 281.00 Кб (Скачать файл)

      2) расширение системы лизинговых  отношений;

      3) проведению взаиморасчетов с  поставщиками;

      4) предоставлению отсрочек покупателям.

      Мероприятия по уменьшению денежных потерь связанных  с предпринимательским риском можно  свести в группы:

      1. страховые организации, к которым  предприятие планирует обратиться;

      2. наиболее подходящие типы договоров  о планируемом страховании;

      3. мероприятия по не страхуемым  видам риска.

      Целесообразно оценить вариант рентабельности производства, который будет достигнут с учетом проведенных мероприятий и под влиянием вероятности технического успеха, высокой доли продажи и прогнозируемом увеличении валовой прибыли и снижение издержек.

      Для снижения степени риска следует  проверять постоянный анализ конъюнктуры  рынка, корректировку принятых решений, маневрирование ресурсами. Существует пропорциональная зависимость между затратами на получение информации об экономических процессах и рисках. Чем больше потрачено средств и усилий на получение экономической информации, тем с большей точностью можно будет определить степень риска. В условиях рынка решения принимаются оперативно, пока не меняются условия.

      Целью снижения негативных последствий рисковых решений на предприятии целесообразно  создавать фонды риска. Снижение убытков можно обеспечить путем страхования. В бизнес-плане разрабатываются такие меры, создается инновационный фонд, куда предприятие каждый месяц производит отчисления. При реализации инновационных проектов предприятие получает необходимые суммы. Отчисления в инновационный фонд для государственный предприятий являются обязательными. Предприятия других форм собственности могут участвовать в его создании. В экономической теории выделяют следующие виды рисков:

      1. риск предпринимателя (заемщика);

      2. риск кредитора;

      3. риск снижения прибыли.

      В зависимости от источников возникновения  рисков и возможности их устранения существует следующая классификация:

      риски системные (рыночные);

      риски несистемные (диверсифицируемые).

      Тот риск, который может быть устранен в рамках одного экономического цикла посредством инновационной диверсификации можно назвать несистемным. Он может вызываться такими событиями как отсутствие инвестиций, влияние конкурентов. Эти события специфичны для отдельных предприятий и их влияние может быть устранено за счет этого.

      При вложении капитала в предприятие  риск учитывается за счет коэффициента дисконтирования рассчитываемого  по формуле: 

      Д = Ди + Р / 100, (21) 

      где Д – коэффициент дисконтирования

      Ди - коэффициент дисконтирования без учета риска инвестиций

      Р – поправка на риск

      Величину  «Р» по отдельным направлениям вложения капитала можно определить статистическим методом, путем анализа и оценки потерь инвестиций в отчетном периоде. Расчет поправки определяется по установленной  шкале. Всю систему рисков сводят к следующим видам:

      1) производственный риск – вызывает:

      - недостатки снабжения;

      - задержки поставок сырья;

      - снижение объемов производства  и отраслей – поставщиков;

      - материальное обеспечение.

      2) коммерческий риск делят на:

      - рыночный риск;

      - маркетинговый риск;

      - торговый риск.

      Риск  сдерживания спроса на производство продукции связан с ухудшением финансового  состояния ее потребителя, недостатком  оборотного капитала, сокращением объемов  производства на товары народного потребления  – со снижением платежеспособного спроса, ростом цен в связи с инфляцией, на другие товары – с изменением налоговой и таможенной политики, ростом цен на энергоносители в условиях энергоемкого производства, с просчетами в маркетинговой стратегии.

      3) финансовый риск, связанный с недостатком собственных оборотных средств, длительностью нахождения средств в расчетах, отсутствием независимой оценки кредитного обеспечения как гарантии для предоставления ссуд, длительностью технологического цикла при невозможности авансирования производственными потребителями, длительностью отвлечения оборотных средств в расчетах.

      4) риски связанные с поведением  конкурентов, возникающие в следствии:

      - снижения цен конкурентами;

      - увеличения объемов производства  конкурентами;

      - освоение конкурентами новых видов продукции;

      - появление новых конкурентов.

      Для снижения этих рисков предприятие расширяет  маркетинговые исследования и прогнозирует поведение основных конкурентов, учитывая их достижения.

      5) инновационный риск, связанный с  эффективностью нововведения. При выборе оптимального для кредитования проекта из числа альтернативных применяются следующие критерии оценки:

      - получение необходимых гарантий (залога);

      - минимальный риск потерь от  инфляции;

      - стоимость проекта;

      - срок окупаемости затрат;

      - оценка страхового риска;

      - стабильность поступлений;

      - нормальная рентабельность;

      - сравнение среднегодовой рентабельности  и средней ставки банковского  процента;

      - уровень рентабе6льности с учетом  фактора времени и темпов инфляции.

      6) социально-психологический риск связанный с организационной культурой, стилем руководства, проведенной политикой в отношении персонала, психологический климат.

      Основной  риск связан с реализацией продукции  следует оценить реальность реализации проекта, благоприятность бизнеса  и тенденции, сопоставимость фактических затрат с плановыми издержками.

      Целесообразно проводить классификацию видов  риска, выделив:

      - наиболее существенные виды риска,  с которыми встречается предприятие  и которые целесообразно застраховать;

      - наиболее существенные виды риска не связанные со страхованием и требованием использование специальных способов уменьшения негативных последствий (например, неверный выбор проекта). 

      2.7 Оперативно-производственное планирование 

      Оперативно-производственное планирование – это система мер направленная на конкретизацию технико-экономического плана во времени и пространстве.

      Задачами  являются:

      1. Детализация и распространение  производственной программы и  других показателей плана по  времени. Решение этой задачи  обеспечивает равномерную загрузку оборудования, рабочей силы и выполнение установленного договорами сроков поставки.

      2. Конкретизация и доведение заданий  до цехов с указанием срока.

      3. Разработка прогрессивных плановых нормативов.

      4. Обеспечение рабочих мест сырьем  и необходимым оборудованием.

      5. Составление графиков движения  предметов труда.

      6. Координация работы цехов.

      7. Контроль и регулирование хода  производства.

      Решение этих задач обеспечивает ритмичную  работу всех подразделений предприятия. Оперативно-производственное планирование призвано обеспечить функционирование производственного процесса. Оно имеет такие направления как:

      - календарное, которое включает  расчеты загрузки оборудования, определение календарных нормативов  движения производства, составление  оперативно-производственного планирования;

      - диспетчирование – непрерывный  учет, контроль и регулирование  хода производства в соответствии  с календарным графиком.

      В зависимости от типа производства используются системы оперативно-производственного  планирования:

      - машинно-комплексное;

      - комплектно-групповое;

      - складское.

      Выбор системы оперативно-производственного  планирования определяется факторами:

      1) типом производства;

      2) объемом выпущенной продукции;

      3) производственной структурой предприятия;

      4) оснащенностью производства.

      Критериями  оценки эффективности является: ритмичная  работа, равномерный выпуск продукции, уровень использования средств  производства и рабочей силы, минимальная  длительность производственного цикла, минимальные запасы незавершенного производства.

      С массовым типом производства основной формой движения предметов труда является поток. Для этих предприятий характеризируется высокий уровень специализации рабочих мест, постоянное закрепление за ними определенных деталей, что позволяет планируемый выпуск и запуск по каждому наименованию деталей при этом детали, передаваемые с операции на операцию с одной линии на другую, то движение детали по ходу технологического процесса регламентируется по времени, определяемом ритмом. В этих условиях приемлемой системой оперативно-производственного планирования является та которая позволяет регламентировать работу во времени, обеспечивает равномерный выпуск на конвейере. Этим требованиям отвечает система планирования по ритму выпуска продукции. Основной единицей является деталь, а для сборочных – узел или готовая продукция (машины). Основным звеном служит поточная линия.

      На  предприятии серийного типа производства стабильна номенклатура изготовления изделий, равномерный выпуск продукции, на рабочих местах обрабатываются детали нескольких основных наименований в таких условиях важным фактором является партия, объектом оперативно-производственного планирования является изделие, для межцехового – комплект деталей, а в цехах – партия. При этом планирование производственной программы обеспечивает:

      1. равномерный выпуск продукции  в установленные сроки;

      2. повышение специализации производства  на участке и на этой основе  высокий уровень производительности  труда;

      3. полная загрузка оборудования.

      Наиболее  простой системой оперативно-производственного планирования остается машинно-комплектная система. Единицей измерения является комплект деталей. Она позволяет сравнительно увязать оперативно-производственное планирование с технико-экономическим планированием, комплект деталей передается в цех и после его полной обработки в цехе приводит к измененному омертвлению материальных ценностей и замедляет оборачиваемость оборотных средств.

      На  предприятии единичного типа производства изменятся закрепление деталей  за цехами, что усложняет межцеховое и внутрицеховое планирование которое приводит к неравномерной загрузке оборудования. Применяется последовательный вид движения, что вызывает длительное их межоперационное и межцеховое пролеживание. Следовательно, за счет этого полно отвечает требованиям позаказная система оперативно-производственного планирования. Единицей является изделие, а для заготовительных и механосборочных – комплект деталей. Основой для разработки плана производства является календарно-плановые нормативы:

      - расчет длительности производственного цикла, построение графика;

      - расчет опережений в запуске  изделия производства по цеху;

      - составление сводного календарного  графика;

      - расчет загрузки оборудования  по видам работ в смену. 

 

       Глава 3. Предложения 

      Стратегическое  планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по его достижению.

      Стратегическому планированию присущ определенный алгоритм: что надо сделать (концептуальный аспект, формулирование главной цели); как делать (технологический аспект); делать с использованием каких средств (ресурсный аспект); делать в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект); кто будет делать (кадровый аспект); какой должна быть организационная структура (организационно–управленческий аспект).

Информация о работе Особенности стратегического планирования на предприятии