Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 16:04, курсовая работа
Планирование – это процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения.
Планирование – одна из ключевых функций менеджмента и представляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать (цели и технология), какие ресурсы для этого необходимы и кто должен отвечать за полученный результат.
Введение
Глава 1 Понятие планирования на предприятии
1.1 Разработка и понятие планов
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы
1.3 Содержание, структура и разработка тактического планирования
1.4 Задачи, функции и принципы планирования
1.5 Объекты и методы планирования
Глава 2 Применение стратегического планирования на предприятии
2.1 Планирование производства и реализации продукции
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда
2.3 Система управления персоналом на предприятии
2.4 Материально-техническое снабжение производства
2.5 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции
2.6 Планирование риска
2.7 Оперативно-производственное планирование
Глава 3 Предложения
Литература
сокращение сроков разработки плана;
внедрение
современных методов
повышение качества плана за счет увеличения числа применяемых принципов планирования.
Качество плана - это совокупность его параметров, отвечающих принципам и научным подходам, обеспечивающим минимальное отклонение запланированных значений от фактических, полученных в результате реализации плана.
Основными путями повышения качества плана является применение:
>научных подходов к менеджменту;
более
жестких принципов
> качественного информационного и методического обеспечения планирования;
эффективного стимулирования разработчиков плана.
При планировании специалисты рекомендуют применять следующие подходы:
Системный - структуризировать плановые показатели, построить дерево целей, обосновать число уровней иерархии для анализа и синтеза системы плановых показателей, исследовать влияние на эти показатели факторов делового и фонового окружения, проанализировать адаптивность к внешней среде, уровень стандартизации планов и их инновационность.
Структурный - обосновать распределение экономических ресурсов по:
компонентам дерева целей;
разделам плана;
структурным подразделениям;
проблемам;
времени.
Главными критериями распределения ресурсов является актуальность проблемы и эффективность применения ресурсов.
Маркетинговый - в распределении ресурсов отдать приоритет повышению качества объекта планирования, интересы исполнителя надо ставить выше интересов разработчика плана.
Функциональный - разработчик плана должен располагать результатами функционально-стоимостного анализа объекта планирования и его компонентов, исходя из совершенно новой структуры, спроектированной по будущим функциям (целям) на выходе подсистемы.
Воспроизводственно-
Нормативный - постоянно обеспечивать ресурсосбережения, учитывая прогрессивные нормативы и нормы расхода ресурсов, что особенно важно в условиях ужесточения конкуренции.
Комплексный - учитывать при планировании технические, экономические, экологические, организационные, социальные, психологические и другие аспекты разработки и реализации планов.
Интеграциональный подход может повысить качество плана, если будут учтены интеграционные связи по вертикали и горизонтали, а также затраты и результаты по всем стадиям жизненного цикла планируемого объекта и подсистемам системы менеджмента организации.
Динамический - объект планирования рассматривается в развитии, проводится анализ причинно-следственных связей и соподчиненности, ретроспективный анализ деятельности аналогичных объектов и прогноз их развития.
Процессный
- все функции менеджмента
Оптимизационный - разработчик плана должен опираться на инженерные расчеты, математические и экономико-статистические методы, экспертные оценки. Плановые показатели должны быть выражены не общими фразами, например, типа «улучшить», «повысить», а количественными характеристиками, например, «снизить себестоимость единицы определенной услуги к 2010 г. на 5% по сравнению с текущим годом».
Ситуационный
- внимание концентрируется на том,
что пригодность различных методов
и плановых показателей определяется
конкретной стратегической (при планировании)
или тактической (при реализации плана)
ситуацией.
1.5
Объекты и методы планирования
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.
Существуют следующие виды деятельности:
а) хозяйственная деятельность – главная задача предприятия. Эта деятельность является направлением на получение прибыли от социальных и экономических интересов собственника имущества. Хозяйственная деятельность включает следующие стадии:
- исследование и разработка - на данной стадии создаются новые или улучшаются существующие изделия и процессы;
-
производство – в процессе
этой стадии происходит
-
маркетинг – эта стадия
- формирования и использования ресурсов;
-
продвижение товара и
б) социальная деятельность – деятельность, обеспечивающая условия воспроизводства работ и реализация интересов предприятия. Она включает: оплату труда, безопасность работы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.
в) время. Важнейшим ресурсом и предметом планирования является время. Оно присутствует во всех показателях и везде учитывается в проектах.
г)
экологическая деятельность – направлена
на снижение и компенсацию отрицательного
воздействия производства на природную
среду. Предприятие несет
д) предпринимательский талант – особый вид людских ресурсов представленный деятельностью по координированию и комбинированию всех ресурсов. Он проявляется в уменьшении рационального осуществления производственной и коммерческой деятельности.
Предметом планирования на предприятии являются: основные средства, оборотные средства, трудовые ресурсы, заработная плата и др.
Методы планирования:
интуитивные. Они базируются на интуитивно-логическом мышлении человека. Среди них распространены методы экспертных оценок.
формализованные. Они базируются на математической теории. Широко используются: балансовый, нормативный и экономически- математический методы.
Методы экспертных оценок. В основу прогноза берут мнение специалиста основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают:
-
индивидуальные экспертные
- коллективные экспертные оценки
К индивидуальным экспертным оценкам относят : метод интервью, аналитический метод.
К коллективным экспертным оценкам относят : метод написания сценария.
Метод интервью предполагает беседу с экспертом по схеме «вопрос - ответ» по заранее разработанной программе.
Аналитический
метод предусматривает
Метод коллективной генерации идеи состоит в использовании творческого потенциала специалистов при мозговой атаке проблемной ситуации. В начале метода – идея с критикой и выработка точки зрения.
Метод 635. Цифры обозначают 6 участников, каждый должен предложить 3 идеи за 5 минут времени с убеждением этих идей в их эффективности.
Метод Дельфи – проведение многотуровых индивидуальных опросов экспертов анонимно в форме анкеты с обработкой этой информации при обратной связи с экспертами.
Метод «комиссии». Он основан на работе специально созданных на предприятии комиссий за круглым столом.
Метод написания сценария основан на определении процесса или явления во времени при различных условиях. Рассматриваются три линии поведения:
-
оптимистическая –
- пессимистическая – наименее благоприятные условия;
-
рабочая – отрицательные
Метод экстраполяции. Сущность его заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее. Основу метода экстраполяции составляет динамический ряд – наблюдения получают последовательно во времени.
Метод подбора функций заключается в выборе оптимальной функции описываемой венерический (динамический) ряд.
Метод экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом.
Методы моделирования и экономически – математические методы:
- матричные модели: модели межотраслевого баланса:
1. статистические предназначенные для проведения прогнозных расчетов;
2. динамические предназначенные для расчетов на перспективу.
-
модели оптимального
1.
целевая функция описывающая
цель оптимизированных
2. система ограничений – система равенств и неравенств.
-
экономика – статистические
Методы экономического анализа. Сущность метода заключается в том, что экономический процесс делиться на составные части и выявляются связи и влияние этих частей друг на друга и на развитие процесса.
Балансовый метод. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в видах продукции, трудовых ресурсах с возможностями производства и источниками ресурсов.
Нормативный метод – предполагает использование в процессе плановых расчетов норм и нормативов. Норма характеризует научно – обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции. Нормативы – относительно выражают и характеризуют степень использования ресурса.
Программно
– целевой метод. Сущность его
заключается в отборе основных целей
социального, экономического, научно –
технического развития предприятия
в разработке взаимосвязанных мероприятий
по их достижению в сроки при обеспечении
ресурсами с учетом эффективного
их использования. Он применяется при
разработке целевых комплексных программ.
Глава 2 Применение стратегического
планирования на предприятии
2.1
Планирование производства и реализации
продукции
Производственная программа – это обоснованный в бизнес-плане план выпуска продукции.
Стоимостные показатели производственной программы:
1) товарная продукция; (ТП)
2)
валовая продукция;
ВП
= ТП – (НЗПк – НЗПн)
где
НЗП – незавершенное
3)
реализованная продукция;
РП
= ТП + (ОГПк-ОГПн)
где
ОГП – остатки готовой
4)
чистая продукция;
ЧП
= ЗП + Отч + П
где ЗП – заработная плата, Отч – отчисления в фонд, П – прибыль.
Информация о работе Особенности стратегического планирования на предприятии