Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:59, отчет по практике
Цель исследования является теоретическое обоснование и разработка проекта совершенствования организационной культуры в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессионального лицея № 82 Аургазинского района. с. Толбазы.
Задачами исследования являются:
1)обоснование значения и сущности управления развитием организационной культуры;
2) обоснование состава и содержания критериев, характеризующих состояние организационной культуры;
3)обоснование содержания и источников информации, характеризующей состояние организационной культуры:
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическое исследование персонала организации и
организационной культуры …………………..………………………..7
1.1 Понятие персонала как управленческой категории…………...……7
1.2 Понятие, составляющие элементы и факторы организационной
культуры……………………………………………………………....12
1.3 Виды организационной культуры………………………………......23
1.4 Процесс формирования организационной культуры………………35
Глава 2. Анализ и совершенствование организационной культуры
государственного бюджетного образовательного учреждения
начального профессионального образования………..……………..44
2.1 Общая характеристика ГБОУ НПО профессионального
лицея № 82 Аургазинского района, с.Толбазы……………………...44
2.2 Анализ персонала организации………………………………..……46
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной
культуры……………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………..60
Список использованной литературы………………………………………....63
В декабре 2001 г. ведущими предприятиями Уральского федерального округа, разделяющими принципы Кодекса корпоративного поведения, было создано НП "Элитарный клуб корпоративного поведения". Членами Партнерства являются: ОАО "Свердловэнерго", ОАО "СУАЛ-Холдинг", ЗАО "Трубная Металлургическая Компания", ОАО "УГМК", ООО "Урал-Австро-Инвест", ОГУП "Уралагроснабкомплект", ОАО "Промышленная группа "Уралинвестэнерго", ОАО "Уральская нефтяная компания", ЗАО "ТД "Уралсевергаз" и другие. Основными задачами Партнерства являются:
- внедрение
Кодекса корпоративного
- повышение
эффективности инвестиционных
- защита прав
и законных интересов
- представление
и защита интересов членов
Партнерства в органах
- разрешение споров в третейском суде.
В 2002 г. вопросы, связанные с применением Кодекса, были вынесены на обсуждение советов директоров 599 акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.
Положения Кодекса берутся за основу при внесении изменений в устав и другие внутренние документы общества в связи с необходимостью реализации положений Кодекса[52, с. 89].
Кодекс корпоративного поведения - не просто новое понятие для российских корпоративных отношений. Он должен "прижиться" в российской организационной культуре, в какой-то мере изменить менталитет российских хозяйствующих субъектов. Поэтому важна внутренняя готовность этих субъектов соблюдать положения Кодекса, дабы он не остался сугубо декларативным документом. В связи с этим должны быть созданы механизмы реализации положений Кодекса, которые могут содержать методы и корпоративного принуждения и стимулирования[53].
В случае преобладания
предпринимательской
1) работники
интересуются только своими лич
2) лучший способ заставить организацию работать — нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Не исключено, что в этой агрессивной среде детальная проработка задач организации окажется бессмысленным делом, поскольку решающим фактором является инициатива самих работников[54];
3) наиболее эффективный способ мотивации работников — вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации. При этом вызов должен быть соразмерен потенциалу работников, а менеджеру следует предусмотреть в случае успеха достойное вознаграждение;
4) властные полномочия
редко кому-нибудь
5) ответственность
не предписывается работникам, но
она принимается на себя теми,
кто готов при любых
6) для таких
одержимых работой
В структуре
предпринимательской
Формальная
организация имеет сильную
Главное достоинство бюрократии, по Веберу - это высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знания, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность. Таковы основные достоинства бюрократического управления организацией. Главный же недостаток игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости[58, с. 105]. М. Вебер считал, что можно выработать определенные гарантии от бюрократических недостатков и злоупотреблений властью.
При доминировании
бюрократической
1) работники
— прирожденные лентяи, пассивны
и нуждаются в манипулировании
и контроле со стороны
2) для работников
побудительным мотивом в
3) организационная
структура должна быть
4) поскольку
работники по своей натуре
склонны противодействовать
5) на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.
Партиципативная
- для этого типа организационной
культуры особенно характерны отношения
социального партнерства. Это система
взаимоотношений между
При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что:
1) подавляющее
большинство работников готовы
напряженно трудиться ради
2) каждый индивидуум
уникален, поэтому стандартные
3) индивидуумы достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды, если сама команда ясно представляет себе, к чему она стремится;
4) взаимодополнительность
способностей членов команды
и общность основных
5) для координации
усилий многих людей
6) процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке (и самооценке) полученных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу[63].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что существенное различие перечисленных культур касается таких основополагающих параметров организации, как: способ выделения лидера и процесс принятия решений; правила распределения ответственности и закрепления функций. Обычно существующая в организациях культура является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур. В заключение отметим, что указанные парадигмы кадрового менеджмента XXI в. коренятся в глубинных культурных архетипах, детерминирующих социокультурную динамику современного глобального мира.
Формирование организационной культуры — это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение[64, с. 30]. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации организационную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.
Теоретически сформировать эффективную организационную культуру в крупных брэндовых, клиентоориентированных организациях несложно, но реализовать это практически сложно. В чем заключаются основные сложности, проблемы и ошибки?
К формированию культуры приступают, не имея подготовленной стратегии. Это недопустимо, так как именно долгосрочная перспектива определяет набор ценностей, которые необходимы для этой цели[65].
Не всегда разработанные миссия, цели организации и пути их достижения разделяются группами и членами коллектива, т.е. соответствуют их интересам и правильно ими понимаются. Лучший способ добиться общности позиции и взглядов на будущее организации - вырабатывать стратегию долгосрочного развития всем коллективом. Правда, находятся отдельные личности, преследующие только свои цели, т.е. потребительски относящиеся к фирме и ее клиентам, поэтому подобных сотрудников лучше сразу «выкорчевывать» из фирмы[66, с. 30].
Перед формированием эффективной культуры следует еще раз обратиться к анализу сильных и слабых сторон организации, к исследованию возможностей и угроз со стороны внешней среды. Понимание уже одних этих факторов членами коллектива способствует и пониманию стратегии организации (конечно, при условии, что стратегия построена с учетом SWOT-анализа), и росту доверия персонала к руководителям («шефам можно верить, они знают, что делают»).
Часто рисуется только желаемый профиль культуры и не исследуется сформировавшийся на данный момент профиль. То есть, не определен разрыв между желаемой и имеющейся культурой, следовательно, не существует программы исправления культуры (смены одних ценностей на другие) [67, с. 178].
Не всегда учитываются факторы, влияющие на формирование культуры напрямую: движущие силы организации, устремления правящего блока, желания сотрудников, морально-психологический климат организации, распределение ответственности, прав и власти, способы выработки и принятия решений, коммуникации и их качество, востребованные инициативы и инновации, типы контроля и т.д.
Понимая необходимость пересмотра ценностей, лидеры организации не могут или не хотят меняться сами.
Смена ценностных ориентаций и изменение критериев оценки успешности (в рыночной и клиентоориентированной культуре они существенно отличаются) - большой стресс для сотрудников, который не все могут выдержать. Не следует препятствовать уходу сотрудников, так как интересы фирмы - превыше всего. Но иногда руководители «грешат» стремлением любой ценой удержать доселе «верный и успешный» персонал, в результате «новая» культура остается несформированной[68, с. 160].
Информация о работе Отчет по практике на ГБОУ НПО Профессиональный лицей № 82