Отчет по практике на ГБОУ НПО Профессиональный лицей № 82

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:59, отчет по практике

Описание работы

Цель исследования является теоретическое обоснование и разработка проекта совершенствования организационной культуры в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессионального лицея № 82 Аургазинского района. с. Толбазы.
Задачами исследования являются:
1)обоснование значения и сущности управления развитием организационной культуры;
2) обоснование состава и содержания критериев, характеризующих состояние организационной культуры;
3)обоснование содержания и источников информации, характеризующей состояние организационной культуры:

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическое исследование персонала организации и
организационной культуры …………………..………………………..7
1.1 Понятие персонала как управленческой категории…………...……7
1.2 Понятие, составляющие элементы и факторы организационной
культуры……………………………………………………………....12
1.3 Виды организационной культуры………………………………......23
1.4 Процесс формирования организационной культуры………………35
Глава 2. Анализ и совершенствование организационной культуры
государственного бюджетного образовательного учреждения
начального профессионального образования………..……………..44
2.1 Общая характеристика ГБОУ НПО профессионального
лицея № 82 Аургазинского района, с.Толбазы……………………...44
2.2 Анализ персонала организации………………………………..……46
2.3 Рекомендации по совершенствованию организационной
культуры……………………………………………………………..51
Заключение……………………………………………………………………..60
Список использованной литературы………………………………………....63

Файлы: 1 файл

МОЯ-Экономическая и практика менеджмента_ОТЧЕТ.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Эффективную культуру часто формируют при слабом доверии членов коллектива друг другу. При подобном отношении сделать ее эффективной будет невозможно, так как нельзя будет определить совместные разделяемые ценности («никто не скажет правду»). Поэтому лучше сначала направить усилия на формирование доверительных отношений. Доверие - это надежда на то, что люди, от которых мы зависим, оправдают наши ожидания.

Степень доверия  определяется прозрачностью информации для персонала по ключевым аспектам совместной деятельности (целям, альтернативе, рискам, ресурсам, приоритетам и др.), ее правдивостью. Также доверие зависит от влияния, которое выражается в согласии принять влияние других людей вместе с их целями, методами и оценками, а также передать им часть своего влияния. И, наконец, на доверии сказывается контроль - регулирование и ограничение поведения других людей, которые выражаются в принятии взаимозависимости или односторонней зависимости от определенного субъекта[69, с. 156].

Нередко за работу над формированием эффективной культуры принимаются в тот момент, когда в коллективе царят такие настроения, как паника, уныние, равнодушие или тревожность. В такой момент члены организации не в состоянии рассуждать о ценностях. Необходимо сначала вселить в людей хотя бы надежду. Совсем хорошо будет, если удастся придать им уверенности, добиться эмоционального подъема и энтузиазма.

Клиентоориентированную  организацию пытаются сформировать в «больной» организации (организация  «больна», если она имеет такие  отклонения от нормы, которые не позволяют ей достигать целей). Ниже приводится перечень организационных патологий.

Не принимаются  во внимание типы занятых сотрудников[70, с. 191].

Посмотрим, с  какими потребителями каждый день имеют  дело сотрудники крупных брэндовых  клиентоориентированных организаций сферы услуг и торговли. Клиенты - люди не бедные, успешные в карьере и в бизнесе, авторитетные, нередко сами являющиеся «лидерами мнений». Это люди с достаточно высоким интеллектом, с развитой речью, следящие за своим внешним видом, интересующиеся модой, чаще не обывательского, а «продвинутого» потребительского поведения (цена играет для них далеко не главную роль при выборе товара или услуги, поиск товара или услуги - расширенный - сравнения, множество критериев выбора, большое количество источников информации), требовательны к сервису и качеству, обучаемы, в общении признают равных себе, реагируют на престижность, ценят время, качественную информацию, дисциплину, логичность...

Совершенно  очевидно, что организационная культура клиентоориентированных организаций требует от персонала[71, с. 33]:

значительных  интеллектуальных способностей, для  того чтобы безошибочно и оперативно выполнять свои служебные обязанности;

высокого уровня культуры, знания норм и правил этикета, традиций разных народов, понимания ценностей разных категорий и социальных слоев, к которым принадлежат клиенты;

способностей  собирать качественную информацию, фильтровать  и быстро перерабатывать ее, чтобы  затем творчески применять при  ведении и проведении переговоров  с клиентами, осуществлять быструю «подстройку» к разным клиентам;

честолюбия, служащего  стимулом к преодолению всех трудностей для совершения коммерческих сделок в интересах всех сторон;

высокой степени  нравственности и толерантности, которые  предполагают продажу товара/оказание услуги на основе договоренностей, а не манипуляций, на основе уважения ценностей, интересов и возможностей клиентов, на основе признания свободы выбора за клиентом[72, с. 128];

честности, порядочности, такта в отношениях как с коллегами и фирмой (при обмене информацией, при совершении расчетов), так и с клиентами[72, с. 128];

высокой самодисциплины, так как от точности, собранности, уравновешенности сотрудника фирмы  зависят и успех сделки, и состояние  клиентов.

Кроме того, должны быть хорошая оперативная память, располагающая внешность, привлекательный, не раздражающий никого внешний вид, правильная информативная в нужном тоне и в нужном ритме речь.

Коллектив фирм-«звезд»  должен формироваться преимущественно  из сотрудников-«игреков» и «зетов» (по другой классификации - из «человеческого капитала», «человеческих ресурсов» и «персонала»), имеющих развитую систему метамотиваторов и личностных ценностей[73, с. 273].

Однако работа по формированию эффективной организационной  культуры не должна заканчиваться выявлением нужных и общих ценностей и целей и подбором персонала[74, с. 20].

После того, как  будут выявлены базовые ценности, способствующие развитию бизнеса и  в наибольшей степени соответствующие  интересам сотрудников и окружению  организации (клиентам, партнерам, конкурентам, другим организациям, с которыми взаимодействует организация, от которых зависит, на которых оказывает влияние), приступают к завершающей стадии формирования организационной культуры: культуру формализуют в виде документа. Документ может называться по-разному: Кодекс корпоративного поведения, Идеология организации, Декларация о ценностях и т.п. В нем перечисляют подобные ценности (они могут быть взяты не только из рыночного или адхократического квадрантов культуры, но и из иерархического (например, порядок и дисциплина - чем не ценности, которые надо беречь?), и из кланового (коллективизм и взаимопомощь, например), дается объяснение, почему именно они разделяемы членами коллектива и оберегаемы ими. Также кратко формулируются основные принципы взаимоотношений с окружением, выработанные на основе этих ценностей[75, с. 30].

При этом желательно не допускать дублирования внутренних документов организации (положения, инструкции, распоряжения и т.д.).

Безусловно, управление организационной культурой не сводится только к выявлению ее профиля и к формулировке идеологии фирмы. Очень не хотелось бы, чтобы «рисунок» культуры служил только украшением кабинетов. Декларация о ценностях не должна остаться просто декларацией. Ее содержание должно стать потребностью каждого члена организации, его внутренним стержнем.

Технологии, бизнес-процессы, прибыль... Кто будет отрицать, что  для организации все это важно? Но, управляя организацией, нельзя брать  за основу только Рациональное и пренебрегать Эмоциональным[76, с. 47].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что организационная  культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами  одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения  и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды. Организационная культура - одна из самых действенных средств привлечения и мотивации сотрудников. Как только человек удовлетворяет потребности первого уровня (материальные), у него возникает потребность в другом: положении в коллективе, общности ценностей - и здесь на первый план выходит организационная культура. Краеугольным принципом ее построения является создание общей психологии и единой цели сообщества людей, составляющих персонал компании[77, с. 206]. Фундамент организационной культуры закладывает и формирует руководитель компании, именно от его мировоззрения, профессионального опыта и жизненной позиции зависит атмосфера, царящая в коллективе. Формируя организационную культуру, следует четко понимать, что ею невозможно управлять непосредственно. Можно лишь создать условия, в которых она будет развиваться. Очевидно, что культура поведения человека в высокой степени зависит от типа личности, точно также как организационная культура зависит от типа компании, она в той же степени специфична, как особенна фирма и ее персонал[78, с. 257].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что под  организационной культурой понимаются в основном ценности и нормы, разделяемые  большинством членов организации, а также их внешние проявления.

Организационная культура выполняет две основные функции:

• внутренней интеграции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что  они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом;

• внешней адаптации: помогает адаптироваться к внешней  среде.

Основные элементы организационной культуры: поведенческие  стереотипы; групповые нормы; провозглашаемые  ценности; философия организации; правила  игры; организационный климат; существующий практический опыт: методы и технические приемы, используемые членами группы для достижения определенных целей; способность осуществлять определенные действия, передаваемая из поколения в поколение и не требующая обязательной письменной фиксации.

Формирование  организационной культуры — это  попытка конструктивного влияния  на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в  рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или  «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение.

Однако при  этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации  организационную культуру. Иначе  искусственно внедряемые организационные  нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ организационной культуры в образовательном учреждении

 государственного  бюджетного образовательного учреждения  начального профессионального образования Профессиональный лицей № 82.

2.1 Общая  характеристика организации.


        Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 82. Является одним из передовых учебных заведений начального профессионального образования республики. Образовалось в 1934 году как колхозная школа для подготовки кадров. Сведения о реорганизации:

  1. 1962 год – СПТУ № 6 (сельское профтехучилище);
  2. 1984 год – СПТУ № 82 (среднее профтехучилище № 82);
  3. 1990 год – ПТУ № 82 (профтехучилище № 82);
  4. 1995 год – ПУ № 82 (профессиональное училище № 82);
  5. 2006 год – ПЛ № 82 (профессиональный лицей № 82);
  6. 2011 год – ГБОУ НПО ПЛ № 82 (профессиональный лицей № 82).

        Юридический адрес и фактический адрес: 453480, Республика Башкортостан, с.Толбазы, ул.Ленина 125.

Учредитель: Министерство образования Республики Башкортостан.

Организационно-правовая форма: бюджетное учреждение.Лицензия выдана Управлением по контролю и  надзору в сфере образования РБ 25 июля 2011 года (рег. № 0698). Профиль технический.

         Структура профессиональной подготовки реализуемые образовательные программы на бюджетной основе. Формы самоуправления – общее собрание, педагогический совет. Структура управления линейно-функциональная. Общее число учащихся всего 260 человек.

         За 80-летнюю историю, начиная со школы колхозной молодежи по сегодняшний день, лицей занимается подготовкой специалистов и рабочих кадров для села. В настоящее время выпускники лицея работают в разных отраслях народного хозяйства РБ в качестве квалифицированных рабочих, востребованных на рынке труда.

        Лицей располагает более 40 учебными кабинетами и мастерскими, многие из которых оформлены и оборудованы на современном уровне. В лицее имеется 2 компьютерных кабинета, актовый зал на 140 мест, спортивный зал, хоккейная коробка, столовая на 140 посадочных мест, библиотека  с книжным фондом в 18436 экземпляров, два общежития на 140 и 150 мест, а также – теплица. Медицинский пункт для оказания экстренной медицинской помощи, автотрактородром, учебное хозяйство — 550 га, автомобилей 25 единиц; тракторов 23 единицы; сельскохозяйственных машин 29 единиц.

        Более 10 лет Профессиональный лицей занимается платными образовательными услугами по подготовке водителей категории «А», «В», «С», «D», «Е», трактористов категории «D», «Е», «F», поваров, бухгалтеров, сварщиков, операторов ЭВМ. Данная внебюджетная деятельность приносит в казну лицея около 1-го миллиона рублей, которая расходуется для укрепления учебно-материальной базы лицея.

        Профессиональный лицей №82 старается идти в ногу со временем, лицей принял участие в конкурсе государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, для государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств, в том числе для решения актуальных задач приоритетного национального проекта «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса».

 

 

2.2 Анализ персонала организации

 

В ГБОУ НПО ПЛ-82 преобладает демократический стиль управления и характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и подчиненными.

Информация о работе Отчет по практике на ГБОУ НПО Профессиональный лицей № 82