Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:33, дипломная работа
В последние годы в Казахстане был осуществлен переход к новым экономическим отношениям, который обусловил необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере. Вопросы совершенствования банковской деятельности и определение приоритетных направлений развития банков находится в центре экономической, политической и социальной жизни страны.
Таким образом, гарантией стабильности и доходности кредитной организации во многом служит функционирующая в ней система управления персоналом. Обеспечивает полноценное и грамотное функционирование данной системы наличие ее необходимых составляющих, рассмотренных в этой главе.
Для успешного функционирования организация должно заниматься организацией, обучением и управлением персонала, имеющемся в его распоряжении, чтобы он реализовывал стратегию и выполнял задачи, поставленные перед организацией. Управление персоналом нацелено на выполнение пяти основных задач.
1. Организация
эффективной работы своих
Важная
отправная точка всякого
2. Оптимизация
уровня должностей и
Основная задача каждой организации - наличие необходимого количества людей, обладающих нужным набором и разнообразием навыков и умений, на нужных местах для ведения конкретного дела данного организации, предприятия. Это же условие необходимо и для каждого подразделения любого уровня организации, а также горизонтально по всей организации. Более того, поскольку заинтересованность в работниках, уровне и наборе их умений и навыков, необходимых для работы постоянно меняется, банк должен обеспечить потребности на перспективу.
3. Формирование правильных навыков и развитие производственной культуры.
Финансовое организация не может функционировать, если его работники не овладеют целым набором необходимых умений и навыков, не выработают определенного отношения к своей работе, к банку, к клиентам, коллегам, так как эти отношения и составят сеть, через которую их энергия, их умения будут направлены на достижение производственных результатов всего банка и повышения уровня обслуживания его клиентов. Значит, основная задача банка- отбор, определение и формирование необходимых навыков, умений и взглядов, вместе создающих институциональную культуру финансовой организации .
4. Управление
деятельностью индивидуумов и
отделов для достижения
По мере того, как организация становится крупнее и сложнее, начинает испытывать возрастающее давление внешней среды, решает собственные нужды, используя ограниченные и недостаточные ресурсы для удовлетворения этих нужд, достижение желаемых результатов в специфической производственной деятельности становится все труднее [12].
Неэффективная организация не позволит реализовать стратегию и задачи, выполнить цели в области финансов и развития или спокойно существовать в конкурентной среде. Излишнее количество работников увеличивает затраты банка, и его клиентов, разъедает, подрывает культуру организации, мешает совершенствованию работы.
Недостаточное количество работников в любом из подразделений финансовой организации снижает уровень выполнения поставленных перед ним задач, следовательно, всего финансовой организации .
Недостаточная квалификация работников имеет такой же эффект, как недоукомплектованность персонала: неквалифицированные работники не могут эффективно вести банковское дело[13].
Низкая культура бизнеса тоже ведет к потерям, к плохим показателям в работе, малой эффективности, слабой конкурентоспособности и, в большей степени, чем что-либо другое, мешает росту показателей работы финансовой организации .
Отсутствие
эффективного менеджмента не позволяет
достичь запланированных результатов
даже при наличии необходимых
средств. И наоборот, банк, успешно
руководящий персоналом, уже владеет
ключевыми позициями для
5. Возможность
удовлетворить интересы и
Деятельность современного банка связана с карьерой и жизнью многих сотен или даже тысяч людей. Помимо своих обязательств перед корпорацией, работники банка имеют и личные обязательства- это обязанность зарабатывать себе на жизнь, поддерживать определенный жизненный уровень и, во многих случаях, выполнять обязательства перед супругами, детьми, родителями и другими лицами. Они рассматривают банк как источник справедливого вознаграждения за свой труд, как престижное место работы, возможность развития социальных контактов, возможности карьерного профессионального роста. Управляя персоналом, руководство обязано постоянно считаться с интересами своих работников. Если эти интересы удовлетворяются, финансовое организация сможет использовать компонент человеческих ресурсов, чтобы преуспеть как организация в своей отрасли бизнеса.
Кадровая политика организации - это система теоретических взглядов, идей, требований, целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории персонала. Ее осуществление имеет целью создание высокопроизводительного, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко и адекватно реагировать на изменение внутренней и внешней среды [14].
При разработке кадровой политики опираются на корпоративную стратегию управления персоналом, определяющую перспективные ориентиры использования трудового потенциала, его обновления и совершенствования, развития мотивации и т.д. общекорпоративная политика в сфере труда предполагает взаимодействие этой сферы с инновационной, технологической, финансово-экономической, научно-технической и маркетинговой политикой, стратегическими планами развития организации. Поэтому рассматривая кадровую политику, не следует забывать о ее взаимозависимости с политикой фирмы в других сферах, иначе она окажется малоэффективной.
В основе формирования кадровой политики анализ структуры персонала, эффективности использования рабочего времени, прогнозы развития производства и занятости.
Содержание кадровой политики:
- обеспечение организации персоналом высокого качества, включая планирование, отбор и наем, высвобождение, анализ текучести кадров;
- развитие работников, профориентация и переподготовка, проведение аттестаций и оценки уровня квалификации, организация продвижения по службе;
- совершенствование
организации и стимулирование
труда, обеспечение техники
Главная цель кадровой политики - создание системы управления кадрами, базирующейся в основном не на административных методах, а на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника с интересами организации в достижении высокой производительности труда, и, как следствие, повышение эффективности производства [15].
Главная цель состоит из ряда более конкретных целей:
- обеспечение
условий реализации
- соблюдение
всеми организациями и
- обеспечение
оптимального баланса
- подчиненность
всей работы с кадрами задачам
бесперебойного и
- рациональное
использование кадрового
- формирование
и поддержание эффективной
- разработка
принципов организации
- разработка
критериев и методики подбора,
подготовки и повышения
- разработка
принципов определения
Наряду
с научной и юридической
Кадровая
политика основывается на кадровой концепции
организации, являющейся наряду с финансово-экономической,
научно-технической, маркетинговой
политикой элементом общей
Первичную кадровую функцию выполняет каждый линейный руководитель подразделения финансовой организации. Для осуществления единой кадровой политики необходимо согласование деятельности службы управления персоналом с деятельностью линейных руководителей. Таким образом, в зоне управления персоналом оказываются все работники с самого верхнего уровня до самого нижнего.
Линейные руководители, играющие в этой программе ведущую роль, формируют свои службы, отделы, готовят свой персонал и руководит деятельностью этого персонала в повседневной работе; используют свои навыки управления персоналом, применяя различные приемы и разную политику, процедуры и средства, разработанные в банке; выполняют ключевые программы управления персоналом как в интересах своего подразделения, так и в интересах всего банка.
Руководители более высокого уровня играют важную роль, осуществляя руководство такой программой. Руководство финансовой организации разрабатывает стратегию, цели и нормативы, а все руководители и работники стремятся выполнять их в практике повседневной работы. На собственном примере или используя приемы управления, руководство или развивает производственную культуру своей организации и определяет необходимость в изменении направления бизнеса, или совершенствования его работы, или устранения имеющихся ошибок. Руководство, можно сказать, ведет свою организацию, весь коллектив, возглавляя его работу (таблица 1).
Руководство службы кадров, отдела обучения и все сотрудники этих подразделений, играющие важную роль для осуществления руководства и поддержки, рекомендуют содержание политики в области управления персоналом; разрабатывают процедуру для реализации этой политики; помогают линейным руководителям развивать навыки управления своими коллективами.
Таблица 1 - Особенности трудовой деятельности персонала финансовой организации и применяемые метода кадровой политики
Особенности трудовой деятельности |
Формы и методы кадровой работы |
Подавляющее число операций и услуг требует совместных действий двух и более членов трудового коллектива |
Использование коллективных форм организации труда |
Сокращение размеров общего трудового дохода основной массы работников после каких-либо кризисов в экономике |
Внедрение в практику новых методов мотивации и стимулирования труда, в первую очередь неденежных и моральных стимулов |
Высокая степень ответственности за допущенные ошибки, что приводит к действию экстремальных факторов |
Разработка мер |
Частое обновление программного обеспечения, внедрение новых финансовых услуг |
Повышение периодичности проведения мероприятий по повышению квалификации и профессиональной переподготовке, в том числе на рабочих местах |
Переориентация рынка |
Дополнительное стимулирование повышения качества обслуживания клиентов |
Высокий уровень специализации и разделения труда в организациих финансово-кредитной сферы |
Конкретизация форм и методов управления персоналом. Дифференцирование по подразделениям банка |
Наличие сверхурочных работ в периоды пиковых нагрузок |
Компенсация увеличения продолжительности рабочего дня |
[16] |
Во многих организациях они контролируют качество и состояние подготовки и управления персоналом; обеспечивают выполнение важной задачи по поддержке мероприятий в области набора сотрудников, обучения, организации и ведения учета всех кадровых изменений.