Пищевая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:51, лекция

Описание работы

Безопасность — важнейшее свойство качества, кото¬рым должны обладать все потребительские товары. В от¬личие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в катего-рию опасной.

Файлы: 1 файл

лекции ПБ иСМК Word.docx

— 245.45 Кб (Скачать файл)

Обеспечение качества, наоборот, имеет предупредительный характер. Это система, разработанная для  управления деятельностью на всех этапах – от продажи, проектирования, закупок  и производства до доставки и обслуживания. Ее цель – предотвращения проблем  по части качества и обеспечение  внедрения качества в продукцию. Обеспечение качества процессов  носит восходящий характер, а управление качества процессов носит восходящий характер, а управление качеством  – нисходящий.

Эффективное руководство  качеством требует системы, включающей как обеспечение качества, так  и управление качеством. Человеку свойственно  ошибаться, и все системы с  участием человеческого фактора  не могут быть основаны исключительно  на предотвращении; они требуют действий проверке и механизмов корректировки. Человеку свойственно ошибаться, но неразумно повторять ошибки.

Верно то, что внедрение  хорошо разработанной системы обеспечения  качества может в значительной степени  снизить объем работ по управлению качеством таких как, например, проверки, мониторинг и т.п. Это происходит вследствие снижение вероятности ошибок или неверных результатов процессов  и , следовательно, способствует снижению связанных затрат.

 

Контроль  качества продукции.

Основные положения  систем контроля качества. Для существенного повышения эффективности всего общественного произ1-водства и обеспечения функционирования систем управления качеством продукции разрабатывают системы контроля качества. Целью создания систем контроля качества является внедрение в промышленность единых объективных методов и средств контроля, алгоритмизация всех способов и видов контроля с дальнейшей их автоматизацией • и переходом на автоматизированную систему контроля качества в общей автоматизированной системе управления качеством. Системы контроля качества изделий машиностроения строятся на тех же принципах, что и системы управления качеством продукции.

Задачами систем является проверка установления и обеспечения  соответствия:

проектно-конструкторских  разработок требованиям современного технического уровня;

процесса изготовления изделий требованиям конструкторской и технологической документации; обеспеченности организационно-технического уровня производства требованиям проектно-конструкторской документации;

уровня качества продукции установленным требованиям;

качества технического обслуживания и ремонта изделий  требованиям нормативно-технической документации;

качества выполнения исполнителями возложенных на них  обязанностей установленным требованиям.

Объектом системы  контроля качества является общественный процесс производства, состоящий из следующих составных частей:

труд людей, которые  осуществляют процесс производства;

средства труда, т. е. вся совокупность применяемого оборудования, оснастки, инструмента, производственных сооружений;

предметы труда, т. е. вся изготовляемая и выпускаемая  продукция на различных стадиях ее создания, производства, эксплуатации и ремонта.

Построение систем контроля качества необходимо рассматривать в трех направлениях, в которых строятся системы, подсистемы, части подсистем, элементы частей и т. д., образующие иерархические уровни:

первое направление (по вертикали) — уровни функционирования системы: государственный, отраслевой и уровень предприятия;

второе направление (по горизонтали) — организационно-технические проблемы: состав, структура и функциональная связь служб контроля, объекты, виды, методы и средства контроля и регулирования производства;

третье направление  — этапы: проектирование, изготовление, эксплуатация и ремонт.

Подсистемой системы  контроля качества на этапе производства является система технического контроля — совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом контроля по правилам, установленным соответствующей документацией.

Виды контроля качества продукции. НТД определяет вид контроля как классификационную группировку контроля по определенному признаку. Многообразие контроля качества продукции (ККП) привело к ее систематизации.

В зависимости  от возможности использования проконтролированной продукции различают разрушающий контроль и неразрушающий контроль.

Разрушающий контроль делает продукцию непригодной к дальней 
шему использованию.

В зависимости  от объема контролируемого материала  различают сплошной контроль, при  котором контролируются все единицы  продукции, и выборочный контроль, при котором контролируется относительно небольшое количество единиц продукции из совокупности, к которой она принадлежит. Выборочный контроль, процедуры и правила которого основаны на законах математической статистики, называется статистическим контролем качества продукции.

Различают ККП для решения  ее годности и приемки — приемочный контроль (не обязательно готовой продукции) и ККП для оценки состояния технологических процессов. Последний вид контроля является статистическим и называется статистическим регулированием технологических процессов.

Контроль может  быть активным и пассивным. При активном контроле принимаются решения по улучшению качества продукции, при пассивном контроле только фиксируется брак.

В зависимости  от места ККП в процессе ее изготовления различают входной контроль, операционный контроль, контроль готовой про-.дукции, иногда именуемый финишным. Входной контроль не является обязательным, но в ряде случаев он необходим; используется перед запуском продукции в производство.

Важное значение имеет операционный контроль. Своевременное  выявление брака на операциях позволяет исключить пропуск его потребителю и направлено на повышение эффективности производства. Несколько особое место среди перечисленных видов контроля занимают инспекционный и летучий контроль. Инспекционный контроль — это контроль уже проконтролированной продукции, из которой исключен обнаруженный брак. Летучий контроль также носит инспекционный характер.

В зависимости  от средств получения информации о показателях качества различают  визуальный, органолептический и  инструментальный контроль.

Средства контроля (СК) — это техническое устройство для проведения контроля. СК и их характеристики должны быть указаны в стандартах на правила приемки и методы контроля.

Многообразие  СК требует определенной классификации. В основу такой классификации положены следующие признаки: по средству получения информации, по требованию к контролируемому параметру, по точности СК, по конструкции СК.

Наиболее совершенный  вид контроля — инструментальный — осуществляется с помощью всевозможных средств измерении, являющихся в этом случае СК.

 Контроль  функционирования ряда технических  устройств принято считать испытаниями  (четкого различия в понятиях  контроль и испытания для широкой области условий нет). В этом случае СК отождествляются со средствами испытаний.

Результаты контроля и принимаемые по ним решения  существенно зависят от точности СК. Точность традиционных средств измерений, применяемых в качестве СК, обычно характеризуется предельной погрешностью. Эта погрешность представляет допустимое отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины, за которое принимается результат измерений той же величины, полученной эталоном.

При выборе СК важное значение имеет обоснование требования к их точности. Характер конструкции СК в значительной степени определяется видом контролируемого параметра: линейно-угловой весовой, тепловой, электрический, механический и др. Многообразие конструкции СК может быть представлено автоматизированными и неавтоматизированными, переносными и стационарными, универсальными и специальными и т. д.

Планы контроля. Согласно ГОСТ 15895—77,планом контроля (ПК) называется совокупность данных о виде контроля, объемах контролируемой партии продукции, выборок или проб, о контрольных нормативах и решающих правилах. В соответствии с ГОСТ 23853—79 ПК включаются в стандарты на правила приемки продукции, методы контроля и документацию на технологию контрольных операций.

ПК устанавливается  в процессе разработки технологии контрольных операций, а также других документов по контролю качества продукции.

 

. Управление документацией и записями в СМК

 

Особым видом документа  СМК является запись. Запись - документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности.

К записям относятся, например:

- журналы по регистрации  данных;

- отчеты по аттестации  персонала; 

- отчеты о проверках  качества;

- отчеты по анализу  СМК. 

Записи могут использоваться для документирования прослеживаемости и свидетельства проведения верификации, предупреждающих действий и корректирующих действий. Обычно пересмотры записей не нуждаются в управлении. Поэтому следует понимать различия между формами и записями. Первые относятся к документам, которые устанавливают требования к объему и содержанию данных, подлежащих регистрации, а поэтому формы могут изменяться при необходимости. Записи – документ неизменный, хранитель сведений и данных о конкретном процессе в конкретное время. Форма становится записью после заполнения. Кроме указанных в таблице 8 обязательных записей СМК в организации может использоваться множество других видов записей. Для каждого вида записей необходимо разработать специальную форму. Управление записями СМК – это комплекс работ по систематическому и постоянному обеспечению организации всеми необходимыми данными по качеству продукции, результативности процессов и функционированию СМК. Организация должно разработать документированную процедуру управления записями, описывающую используемые виды записей, способ их идентификации, порядок храненю и восстановления

 

В соответствия с п. 0.2 МС ИСО 9001:2005 ко всем процессам рекомендуется применять методологию, известную как цикл «Plan-Do-Check-Act» (PDCA). Приведенная на рисунке 17 блок-схема процесса «Разработка документации» может быть объектом коррекции, корректирующих действий и улучшения по результатам проверки. Проверка (check) процесса и его результатов осуществляется на соответствие установленным требованиям и целевым показателям. Действия по улучшению (act) заключаются во внесении изменений (если выявлены несоответствия), корректирующих действиях (для предотвращения повторного несоответствия) и действиях, направленных на улучшении показателей процесса и продукции.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  – Схема процесса «Разработка документации»

Лекция 15. Процессный подход.

  1. Цикл Деминга-Шухарта. Обеспечение качества.
  2. 2. Принципы  Кросби.
  3. Сертификация системы качеств.

Процессный подход

Настоящий международный  стандарт предлагает принятие процессного  подхода при разработке, внедрении  и улучшении результативности системы  менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребителя, посредством  выполнения его требований. Схема  процесса представлена на рисунке:

 

 

 

Рис.1. Схема процессного  подхода

 

Для эффективного функционирования организации необходимо идентифицировать многочисленные взаимосвязанные между  собой виды деятельности и управлять  ими. Виды деятельности, использующие ресурсы и управляемые в определенном порядке, позволяющем преобразовать "входы" в "выходы", могут  быть рассмотрены как процессы. Часто "выход" одного процесса является непосредственным "входом" в последующий  процесс.

 

Применение системы процессов  в рамках организации совместно  с идентификацией и взаимодействием  этих процессов, а также управления ими, может быть представлено как "процессный подход".

 

Преимущество процессного  подхода состоит в непрерывном  управлении, что обеспечивает хорошую  взаимосвязь как между отдельными процессами в рамках организации, так  и их комбинацией и взаимодействием.

 

Когда процессный подход используется в рамках системы менеджмента  качества, он подчеркивает важность:

 

понимания и выполнения требований;

необходимости рассмотрения процессов в терминах "добавленной  ценности";

получения результатов выполнения процессов и результативности;

непрерывного улучшения  процессов, основанного на объективных  измерениях.

Модель системы менеджмента  качества, основанной на процессах, изображена на рисунке, иллюстрирующем взаимосвязь  процессов, представленных в пунктах  с 4 по 8 стандарта ISO 9001:2000. Эта иллюстрация  показывает, что потребители играют существенную роль при определении  входных данных. Мониторинг удовлетворенности  потребителей требует оценку информации, относящейся к восприятию потребителем того, выполнила ли организация его требования. Модель, изображенная на рисунке, охватывает все требования настоящего международного стандарта, несмотря на то, что не отображает процессы детально.

Информация о работе Пищевая безопасность