Пищевая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:51, лекция

Описание работы

Безопасность — важнейшее свойство качества, кото¬рым должны обладать все потребительские товары. В от¬личие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в катего-рию опасной.

Файлы: 1 файл

лекции ПБ иСМК Word.docx

— 245.45 Кб (Скачать файл)

По решению Генеральной  ассамблеи СЕН создана новая  категория членства

- ассоциативный член.

      Основные  цели СЕН:

*содействие европейским  государствам в развитии торговли  товарами и услугами путем  разработки европейских стандартов (евронорм, ЕN).

*обеспечение единообразного  применения в странах-членах международных

стандартов ИСО и МЭК.

*сотрудничество с организациями  европейского региона, занимающимися 
стандартизацией;

*предоставление услуг  по сертификации на соответствие  европейским 

стандартам (евронормам).

     В рамках  СЕН СЕНЭЛЕК  действуют 239 ТК, которыми разработано 1200

Европейских  стандартов и более 200 директив.

     Один из  принципов работы СЕН- обязательное  использование международных   стандартов ИСО как основы  для разработки евронорм,

либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО.

     Подготовка  проекта стандарта возложена  на соответствующий технический  Комитет, который  утверждает  первоначальный проект, а после  регистрации его в центральном  секретариате документ становится  официальным проектом европейского  стандарта.

     Европейский  стандарт  (евронорма) считается  принятым. Если за него

проголосовало не менее 80% членов СЕН.

    Принятый  стандарт  вводится в национальные  системы  стандартизации 
всех стран-членов, в том числе и голосовавших против. Далее рассматривается

степень важности стандарта  для стран-членов ЕС.

     Кроме разработки  стандартов на продукцию, услуги, процессы  СЕН занимается стандартизацией  систем обеспечения качества. В  этом направлении созданы и  утверждены стандарты-евронормы  серии 29000 (ЕN 29000), которые представляют собой принятые методом обложки международные стандарты ИСО серии 9000.

 

Система менеджмента качества ISO 9001:2000

Внедрение данной системы  и проведение сертификации компании выводит предприятия на определенно  новый уровень развития

Появляется возможность  привлечения международных инвесторов

Более высоким является доверие  со стороны партнеров и клиентов

Управление деятельностью  в компании становится более прозрачным для руководства и создает  объективную основу для взвешенных управленческих решений 

Для чего нужно учиться  менеджменту качества и ISO 9001:2000?

 

Построение системы качества по ISO 9001 – точно документированный  порядок операций, реализация которых  обязательна, поэтому обучение построено  на правильном понимании и освоении документации, а также получении  навыков быстрого и беспроблемного внедрения этой системы на предприятии 

Обучение дает понимание  принципов построения системы менеджмента  качества, оценки процессов и выявление  потенциала улучшений процессов  предприятия в системе менеджмента  качества согласно стандарту ИСО 9001:2000 года

Внедрение системы качества по стандарту ISO 9001 обеспечивает совершенно новый подход к организации качества на предприятии, дающий ряд уникальных преимуществ.

 

 

 

 

 

     СТАНДАРТЫ на СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

   С давних пор существует множество стандартов качества продукции. В этих стандартах указаны требования конкретным видам продукции. Стандарты системы качество относительно новы. Исторически первыми стандартами системы качества были оборонные стандарты США MIL-Q-9858 и MIL-1-45208, за ними последовали оборонные стандарты Великобритании серии 05-21, которые позднее были заменены стандартами AQAP (Объединенные материалы по обеспечению качества). Существует прямая историческая связь между Оборонными Стандартами серии 05-21 и стандартом BS5750, а первые издание стандартов ISO серии 9000 со всей очевидностью основывалось на стандарте BS 5750.

    Стандарты ISO серии 9000 – не единственные существующие стандарты системы качества. Существуют и множество других. Стандарты систем качества можно классифицировать следующим образом:

· Стандарты систем качества, касающиеся продукции.

· Стандарты систем качества, касающиеся производства.

· Стандарты систем качества универсального характера.

    Стандарты систем  качества, касающиеся продукции,  содержат требования к конкретным  видам продукции. Стандарты, касающиеся  производства, предлагают модели  обеспечения качества конкретных  отраслей. Примерами могут служить:  стандарт  AQAP оборонный стандарт  НАТО, стандарт API Q1- выпуск оборудования для нефтеперерабатывающей промышленности или стандарт QS 9000, совместно разработанный компаниями "Дженерал Моторз", "Форт Моторз" и "Крайслер" и содержащий требования системы качества для автомобильной промышленности.

    Серия стандартов  ISO 9000 и разнообразные производные от нихнациональные стандарты являются стандартами систем качества универсального характера. Это означает, что они могут применяться фактически в любой отрасли независимо от характера продукции.

    Необходимо помнить  о добровольности стандартов  ISO и возможности принятия решения об их применении на уровне соответствующих компаний, сообществ или государств, что успешно применяются для обеспечения единообразного подхода к оценке действующих систем управления качеством и признания результатов этой оценки на соответствующих уровнях отношений потребителей и поставщиков. Приведенная ниже таблица демонстрирует, как стандарты ISO серии 9000 интерпретируются в национальные стандарты различных стран.

 

СТРАНА

                              Наименование стандарта

ISO

Австралия

В. Британия

Германия 

Италия 

Китай

Россия

США

Франция

Швейцария

Испания

Казахстан

ISO 9000 ISO 9001

AS 39000                         

BS 5750: Part 1 sect. 01

DIN ISO 9000

EN 29000

GB\T 10300.1

ГОСТ Р ISO 9000

ANSI\ASQC Q90

NF X 50-121

SN-ISO9000

UNE 66 900

CT PK ISO 9000


 

 

Лекция 13. Основные положения системы менеджмента  качества по ИСО 9001:2000

  1. Основные стандарты
  2. Концепция управления качества

ISO 9000 - это комплект международных  стандартов, разработанных Международной  организацией по стандартизации (ISO), первая версия которых появилась  в марте 1987г. Стандарты ИСО  приняты в качестве национальных  стандартов более чем в 90 странах  мира.

При разработке стандартов ISO 9000 версии 2000 года, одна из преследуемых целей состояла также в упрощенной структуре стандартов для облегчения их применения в организациях. В  результате такой реструктуризации вместо 20 ранее применявшихся стандартов, серия ISO 9000:2000 содержит всего 4 новых  стандарта:

ISO 9000:2000 Системы менеджмента  качества. Основы и Словарь 

ISO 9001:2000 Системы менеджмента  качества. Требования 

ISO 9004:2000 Системы менеджмента  качества. Руководящие указания 

ISO 10011:1991 Аудит систем  менеджмента качества 

В 60-х и70-х годах Великобритания переживала значительный промышленный спад в связи с низкой производительностью  и низким качеством выпускаемой  продукции. Среди усилий по выходу из этой ситуации была первая попытка  внедрить работающую модель системы  обеспечения качества, призванную помочь компаниям  решит проблемы качества. К сожалению, первые стандарты BS 4891 и BS 5179  были всегда лишь практическими руководствами, сложными применению в договорных ситуациях. Лишь в 1979 году с опубликованием стандарта BS 5750 успешно была принята первая общая модель по обеспечению качества. Этот стандарт стал применяться в договорных ситуациях и, хотя был разработан для промышленных отраслей, также использован в сфере услуг.  Роль этого стандарта в восстановлении мощи британской промышленности действительно велика. Огромный успех стандарта привел международное сообщество в 1987 году к принятию первой версии стандартов серии ISO 9000, основных на BS 5750. В 1994 году эти стандарты были отредактированы с целью совершенствования требований и усиления акцента на предупредительный роли обеспечения качества. Стандарты серии ISO 9000 зарекомендовали себя очень успешно внесли большой вклад в распространение идей качества во всем мире. Этому способствовал тот факт, что модель, предложенная стандартом, была относительно проста для применения в любой отрасли промышленности  - как на производстве, так и в сфере услуг, а также могла быть использована в любом культурном контексте. Фактически, стандарт вводит ряд основных и несложных требований и стимулирует компании соответствовать им тем путем, который наиболее близок их роду деятельности, философии деятельности и культурным условиям.

ISO 9000 предлагает элементарную модель обеспечения качества и рассматриваем качество, как степень соответствие продукции требованиям. Хотя при подобном подходе учитываются не все аспекты качества, стандарт играет важную роль в создании прочной основы для дальнейшего улучшения качества и внедрения более сложных систем руководства качеством.

В соответствии с требованиями ISO все международные стандарты подлежат редактированию каждые пять лет для подтверждения их актуальности, пересмотра или аннулирования. С этой целью в 1990 году технический комитет (TC) ISO 176 одобрил двухэтапный процесс редактирования. На первом этапе, который был завершен в 1994 году, в стандарт были внесены незначительные изменения, на втором этапе, утвержденном в 1996 году, поправки имели более тщательный характер.

Цель поэтапного редактирования стандартов ISO заключалась в том, чтобы снизить влияние внесенных изменений на организации, сертифицированные ранее.

В чем цель ISO 9000?   Цель ISO 9000 – внести объективность и  согласованность в работу системы  управления качеством продукции  и процессов, действующей в организации. Предполагается, что ISO 9000 будет использоваться в отношениях «потребитель – поставщик» между компаниями. Группа стандартов помогает компаниям сформировать систему  проверки управления процессом качества продукции. Привлечение третьего лица как независимого эксперта, увеличивает  доверие между организациями.

 

В стандартах применяется  базовая терминология, определяющая субъектов в системе качества с привязкой к которым установлены  требования или руководящие указания.

Эти термины отличаются от использованных ранее в ISO 9000:2000.

Термин oрганизация обозначает объект, в отношении которого применяются  стандарты ISO.

Термин поставщик сейчас заменяет ранее использовавшийся термин "субподрядчик".

Термин продукция используется для описания промежуточных или  окончательных результатов деятельности организации, может также пониматься как "услуга".

Концепции управления качеством

Фокус на потребителя (заказчика). Уровень качества устанавливает  потребитель, поэтому организация  должна всячески акцентировать свое внимание на исследовании проблем, нужд, потребностей и ожиданий потребителя  для последующей реализации полученных сведений в выпускаемой продукции.

 

Процессный и системный  подход. Управление качеством продукции  осуществляется через управление процессами ее производства, взаимоувязанными в  согласованную систему.

 

Лидерство руководства. Методы работы процессов в рамках системы  управления определяются общей политикой  и целями для всей организации, устанавливаемых  высшим руководством, которое обеспечивает возможность реализации этих политики и целей необходимыми ресурсами.

 

Вовлечение персонала. Реализация целей, поставленных перед предприятием, возможна только в случае адекватного  поведения сотрудников на всех уровнях  организации.

 

Непрерывное совершенствование. Поскольку потребности потребителей и других заинтересованных сторон непрерывно возрастают или изменяются, организация  должна поспевать за этими изменениями, обеспечивая непрерывный рост внутреннего  качества своих производственных и  управленческих процессов.

 

Принятие управленческих решений на основе фактических данных. Процесс непрерывного совершенствования  должен опираться на данные, полученные в ходе объективных измерений  фактического состояния системы  качества и качества продукции.

 

Взаимовыгодные отношения  с поставщиками. Поскольку качество продукции во многом определяется качеством  исходного сырья, материалов и информации, достижение качественного роста  должно также основываться на установлении взаимовыгодных, партнерских отношений  с поставщиками.

 

Процессный подход

Настоящий международный  стандарт предлагает принятие процессного  подхода при разработке, внедрении  и улучшении результативности системы  менеджмента качества для увеличения удовлетворенности потребителя, посредством  выполнения его требован

 

 

Лекция 14. Схемы управления качеством.

  1. Контроль качества.
  2. Документация СМК
  3. Действия при разработке, внедрении и функционировании  СМК.

 

   Принято считать, что обеспечение качества заменяет управление качеством. Фактически, это не так. Если мы расмотрим определение менеджмента качества (см. Следующий подраздел), нвм станет очевидно, что в нем говорится и об Управлении Качеством и об Обеспечениии Качества; более того, на практике некоторые действия по управлению качеством и действия по обеспечению качества взаимосвязаны.

    "Управление качеством" (ISO 9000 : 2000 п. 3. 2.10)определяется следующим образом:    "Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству".

   Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные и на мониторинг процессов и на устранение причин неудовлетворительной работы на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности. Управление качеством имеет реактивный характер. Для оценки выполнения работ применяются такие методы, как проверки, мониторинг характеристик продукции, мониторинг процесса и т.п., часто с применением статистических методов. Если требования не выполняются, то для устранения причин выполняются корректирующие действия.

Информация о работе Пищевая безопасность