Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:05, курс лекций

Описание работы

Роль и место планирования в управлении предприятием. Традиционные методы принятия плановых решений. Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Состав и содержание тактического плана. Оперативно-календарное планирование в массовом производстве.

Файлы: 1 файл

03_Курс лекции (Михайлова С.С.).doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)

1. Плановый персонал. В него входят все специалисты, которые в той или иной мере выполняют функции планирования.

Аппарат плановых работников на предприятии функционирует в форме соответствующей организационной структуры, которая устанавливает необходимое количество планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления, определяет состав плановых органов, регламентирует связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливает права, обязанности и ответственность плановиков, определяет требования к их профессиональному уровню и т.п.

2. Механизм планирования. Представляет собой совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.

В общем виде в механизм планирования входят:

  • цели и задачи функционирования предприятия;
  • функции планирования;
  • методы планирования.

Рассмотрим эти компоненты.

а) Цели и задачи функционирования предприятия.

Успешное достижение конечных целей зависит от того, как в процессе планирования они разбиты на подцели и задачи. В общем случае алгоритм планирования целей включает их конкретизацию в технико-экономических показателях работы предприятия и формулирование основных проблем, требующих своего решения для достижения целей.

б) Функции планирования.

В состав функций планирования можно включить следующие.

Уменьшение сложности. Это преодоление реально существующей сложности планируемых объектов и процессов, при планировании необходимо выделить наиболее существенные связи и зависимости, разбить процесс планирования на отдельные плановые расчеты и упростить процесс разработки и реализации плана и контроля за его выполнением.

Мотивация. С помощью процесса планирования должно инициироваться эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия.

Прогнозирование. Одной из функций планирования является как можно более точное прогнозирование состояния внешней и внутренней среды предприятия путем систематического анализа всех факторов. Качество прогноза определяет и качество плана.

Обеспечение безопасности. Планирование должно учитывать фактор риска, чтобы избежать или уменьшить его.

Оптимизация. В соответствии с данной функцией планирование должно обеспечить выбор допустимых и наилучших с точки зрения ограничений альтернатив использования ресурсов.

Функция координации и интеграции. Планирование должно объединять людей как в процессе разработки плана, так и по ходу его реализации, предотвращать конфликты и учитывать интеграцию различных сфер деятельности предприятия

Функция упорядочения. С помощью планирования создается единый порядок действий всех работников предприятия.

Функция контроля. Планирование позволяет наладить эффективную систему контроля за производственно-хозяйственной деятельностью, анализ работы всех подразделений предприятия.

Функция документирования. Планирование обеспечивает документированное представление хода производственно-хозяйственной деятельности.

Функция воспитания и обучения. Планирование оказывает воспитательный эффект посредством образцов рациональных действий и позволяет учиться на ошибках.

в) Методы планирования. Под ними понимается способ осуществления планирования, то есть способ реализации плановой идеи

Наиболее часто в планировании применяются традиционные методы обоснования плановых решений (творчество, адаптивный поиск, система бухгалтерского учета, предельный анализ, норма прибыли на вложенный капитал, дисконтирование и компаудинг, анализ чувствительности и проверка устойчивости) и различные экономико-математические модели (модели, основанные на теории вероятности и математической статистике, методы математического программирования, имитации и теории графов).

3. Процесс планирования. Состоит из следующих этапов.

Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.

Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация.

Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия.

Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации.

Оценка. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшей альтернативы.

Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное плановое решение.

4. Средства, обеспечивающие процесс планирования. Позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия, от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит методическое, техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.

 

 

Тема 1.3. Средства и методы обоснования плановых решений

1. Традиционные методы принятия плановых решений.

  1. Количественные методы обоснования рациональных решений.

 

 

1. Традиционные методы  принятия плановых решений.

 

  1. Творчество.

Стимулирование творческой активности работников вообще и плановиков в частности в направлении снижения затрат, повышения качества продукции весьма эффективно сказывается на увеличении прибыли.

Характеристики, которые могут быть полезны при оценке способностей специалиста-плановика к творчеству: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; тяготение к сложному; независимость суждения; импульсивность.

2. Адаптивный поиск, основанный  на общем знании проблемы.

Большое число решений повторяется в работе плановика. Прошлые плановые решения становятся шаблоном при решении текущих задач. В плановой работе много решений принимается на основе интуиции. При пристальном рассмотрении оказывается, что это старые решения, сформулированные применительно к новым условиям. Общее знание проблемы позволяет четко сформулировать ее в процессе поиска планового решения.

3.  Применение системы  бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в планировании рассматривается как источник данных, позволяющий сформировать информационную базу. Система бухгалтерского учета является хорошей моделью, отражающей всю деятельность предприятия.

4. Предельный анализ.

Данный метод позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Если получение прибыли является основной целью предприятия, то предельный анализ является важным методом ее достижения. При планировании он может быть использован для установления цен на продукцию, для определения объемов производства и т.д.

5. Дисконтирование.

Важным дополнением к расчету эффективности является дисконтирование дохода, то есть приведение его к моменту осуществления капиталовложений.

Чем выше приведенный (дисконтированный) доход при составлении плана, тем предпочтительнее данное мероприятие.

6. Традиционные методы  оперативно-календарного планирования

Они применяются для решения широкого круга задач, начиная от составления сравнительно несложного графика сменности и заканчивая большими производственными программами.

7. Анализ чувствительности.

Данный метод позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или определенном изменении одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого проекта.

9. Проверка устойчивости.

По форме этот метод напоминает анализ чувствительности. Суть метода состоит в разработке так называемых сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана для каких-либо проектов.

 

 

2. Количественные методы  обоснования рациональных решений.

Количественные методы основаны на использовании экономико-математических моделей (ЭММ). Для использования ЭММ в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.). Этот процесс называется составлением модели.

По форме представления модели могут подразделяться на:

•   графические, представляющие собой графическую имитацию планируемого объекта или процесса;

•   числовые, записанные в виде формул;

•   логические, записанные в виде логических выражений, например блок-схем;                                                                              

•   табличные, записанные в виде таблиц, например бухгалтерский баланс.

С точки зрения отражения временных интервалов модели могут делиться на:

•   динамические, отражающие свойства объекта планирования

изменять свои параметры во времени;

•   статистические, не отражающие вышеуказанные свойства.

Во внутрифирменном планировании наиболее широкое применение нашли следующие экономико-математические методы:

•   теории вероятности и математической статистики;

•   математического программирования;

•   имитации;

•   оценки и пересмотра планов (ПЕРТ).

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 2.1. Методология стратегического планирования на предприятии

 

1. Сущность и функции  стратегического планирования.

2. Основные компоненты стратегического планирования.

3. Типы и элементы  стратегии предприятия.

4. Технология планирования  стратегии.

 

1. Сущность и функции  стратегического планирования

Стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей, дает основу для принятия решений. Для стратегического планирования характерны следующие особенности:

•   стратегическое планирование должно дополняться текущим;

•   стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

•   годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

Основное преимущество стратегического планирования состоит в управленческой обоснованности плановых показателей, рассчитанных на перспективу.

Наряду с явными преимуществами стратегическое планирование имеет ряд недостатков:

1. Стратегическое планирование  не дает и не может дать  в силу своей сущности детального  описания будущего.

2. Стратегическое планирование  не имеет четкого алгоритма  составления и реализации плана.

3. Процесс стратегического планирования  требует значительных затрат  ресурсов и времени по сравнению с технико-экономическим планированием.

4. Негативные последствия стратегического  планирования, как правило, гораздо  серьезнее, чем традиционного перспективного.

5. Само по себе стратегическое  планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.

Функции стратегического планирования:

- распределение ресурсов,

- адаптация к внешней среде,

- координация и регулирование  хозяйственных процессов,

-  организационные изменения.

 

2. Основные компоненты стратегического планирования.

Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического планирования включает следующие этапы:

1.  Определение миссии  предприятия.

Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике.

2.  Формулирование целей  и задач функционирования предприятия

Основные направления, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели:

•   доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию);

•   эффективность;

•   положение на рынке;

•   ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые;

•   производственная мощность предприятия;

•   продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества;

•   организационные изменения, касающиеся штатного расписания, производственной структуры);

•   качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);

•   социальная   ответственность   фирмы   (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);

Информация о работе Планирование на предприятии