Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:05, курс лекций

Описание работы

Роль и место планирования в управлении предприятием. Традиционные методы принятия плановых решений. Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Состав и содержание тактического плана. Оперативно-календарное планирование в массовом производстве.

Файлы: 1 файл

03_Курс лекции (Михайлова С.С.).doc

— 730.50 Кб (Скачать файл)

На практике используют и другие методы прогнозирования и планирования, имеющие важное значение при разработке отдельных экономических проблем на разных уровнях управления (отрасль, предприятие, цех). К ним прежде всего следует отнести:

  Корреляционный метод.

С помощью которого находят изменения результативного признака при изменении факториального и определяют степень влияния искажающих факторов на результативный признак;

Метод экстраполяции.

Базирующийся на анализе прошлого развития экономического объекта и направленный на выявление главных, наиболее устойчивых закономерностей этого развития, определении новых тенденций и характера их проявления в будущем;

Матричный метод.

 Позволяющий рассчитать варианты плана (прогноза) при различных изменениях тех или иных параметров (факторов), например заданий по ассортименту продукции, материальным ресурсам, ценам, наличию рабочей силы, сменности работы оборудования и др.;

Индексный метод.

Метод сопоставления.

Сетевой метод.

 

4. Сущность и структура объектов планирования на предприятии

 

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.

Основными функциями (видами деятельности) предприятия являются:

1. Хозяйственная деятельность.

Основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы превращаются в продукцию.

Чтобы процесс производства и реализации продукции осуществлялся непрерывно, необходимо скоординировать все его стадии во времени и в пространстве, что может быть достигнуто только на основе единого плана. Поэтому планирование охватывает разработку системы сбалансированных показателей, характеризующих взаимосвязи процессов производства и реализации продукции на намеченный период как в целом по предприятию, так и его структурным подразделениям.

2.  Социальная деятельность.

Она обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Сюда входит политика оплаты труда, деятельность предприятия, направленная на обеспечение безопасных условий труда для всех работающих. Важной составляющей социальной деятельности является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и служащих. Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и быта работников. Для отдельных категорий работающих могут устанавливаться различные льготы.

Перечисленные мероприятия требуют значительных средств и проводятся на плановой основе.

3.  Экологическая деятельность.

В процессе хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с основной деятельностью.

Все производственные и управленческие процессы на предприятии выполняются в конкретных подразделениях (цехах, производственных участках, рабочих местах, службах, отделах и т.п.). Поэтому, наряду с функциональными процессами, объектами планирования на предприятии являются его структурные подразделения.

 

 

Тема 1.2. Система планирования на предприятии

  1. Формы планирования и виды планов.
  2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.
  3. Организация планирования на предприятии.

 

    1. Формы планирования и виды планов.

 

По содержанию и форме проявления различают следующие виды планирования.

1. С точки зрения обязательности плановых заданий — директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынка. Это его продукт и важный элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом.

Индикативное планирование является противоположностью директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики. Их вырабатывают органы государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики.

Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное.

Индикативное и директивное планирование должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

Перспективное планирование охватывает период более пяти лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-технологическое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от года до пяти лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать рыночный спрос, какие усилия следует предпринять для удовлетворения нужд потребителей, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.п.

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и повышению его технического уровня, обновлению и росту качества продукции, наиболее полному использованию научно-технических достижений и т.п.

Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, а стратегическое планирование эффективно в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Оперативно-календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование предназначено для оценки целесообразности проведения того или иного инновационного мероприятия, особенно — требующего для своей реализации крупных инвестиций.

4. Планирование можно классифицировать по следующим критериям:

а) степени охвата:

  • общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
  • частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;

б) объектам планирования:

  • целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
  • планирование средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы,  информация);
  • программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
  • планирование действий, например специальных продаж, найма кадров;

в) сферам планирования:

  • планирование сбыта (целей сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развития сбыта);
  • планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
  • планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
  • планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
  • планирование инвестиций, финансов и т.д.;

г) глубине планирования:

  • агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например планирование цеха как суммы производственных участков;
  • детальное планирование, например с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;

д) координации частных планов во времени:

• последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из 
нескольких этапов;

• одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;

е) учету изменения данных:

  • жесткое планирование, которое не предусматривает возможность корректировки планов;
  • гибкое планирование, которое предусматривает такую возможность;

ж) очередности во времени:

  • упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой;
  • скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
  • внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.

 

 

  1. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.

 

В практической деятельности предприятия используют различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. Совокупность различных видов планирования, применяемая одновременно на конкретном хозяйствующем субъекте, называется формой планирования.

Среди множества факторов, влияющих на форму планирования, можно выделить три основные группы:

  1. факторы, обусловленные спецификой фирмы

- концентрация капитала,   

- уровень механизации и автоматизации управления,

- географическое расположение предприятия;

  1. факторы внешней среды

- характер государственного регулирования экономики,

- уровень и характер конкуренции;

3) критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования

- полнота планирования,

- детализация планов,

- точность планирования,

- ясность плановых заданий,

- эластичность и гибкость задач,

- экономичность и полезность планирования.

 

3. Организация  планирования на предприятии.

Система планирования представляет собой сочетание основных элементов:

• планового персонала, сформированного в организационную структуру;

  • механизма планирования;
  • процесса обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);
  • средств, обеспечивающих процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Информация о работе Планирование на предприятии