Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 14:05, курс лекций
Роль и место планирования в управлении предприятием. Традиционные методы принятия плановых решений. Порядок и методика составления плана инвестиций на предприятии. Состав и содержание тактического плана. Оперативно-календарное планирование в массовом производстве.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ имени В. Р. Филиппова»
Институт дополнительного профессионального образования и инноваций
курс лекций
по учебной дисциплине «Планирование на предприятии»
для студентов заочного (дистанционного) обучения по сокращенной программе на базе среднего специального образования или высшего образования по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии
(агропромышленного комплекса)»
г. Улан-Удэ
2012 г.
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.
Тема 1.1. Предприятие как объект и субъект планирования.
1. Роль и место планирования в управлении предприятием.
2. Предмет планирования на предприятии.
3. Методы науки планирования.
4. Сущность и структура
объектов планирования па
Планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях.
1. Роль и место планирования в управлении предприятием
Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят:
- планирование и прогнозирование;
- организация;
- координация и регулирование;
- учет, контроль и анализ;
- активизация и стимулирование.
Функция планирования представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.
Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.
Организация как функция управления — это деятельность, направленная на создание или развитие структуры хозяйственной системы. В зависимости от объекта различают организацию производства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (стадий управленческого цикла, процедур и операций управления), установление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспечения и т.п.
Координация заключается в обеспечении необходимой
(предусмотренной проектом организации)
согласованности действий работников.
Цель координации — устранить параллелизм
и дублирование в работе.
Функция регулирования состоит в сохранении режима функционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспечивается нормальное протекание производственных процессов.
С помощью учета осуществляется сбор информации о состоянии хозяйственной системы. Учет служит базой для анализа — комплексного изучения производственно-хозяйственной деятельности с целью контроля и повышения эффективности функционирования производства путем выявления и мобилизации имеющихся резервов.
Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он является средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их последствия.
Активизация — это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого потенциала личности и коллектива. Активизация достигается комплексным применением методов морального и материального стимулирования.
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
- разработку общих целей;
- определение конкретных, детализированных целей на заданный период;
- определение путей и средств их достижения;
- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.
Тем не менее планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п.
Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.
Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-экономическую и организационно-техническую.
Организационно-техническая сторона обусловливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально-экономическими условиями общества.
Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Первой стадией в плановом цикле является выявление и формулировка проблем. На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется.
В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации производства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных действий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий.
Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.
2. Предмет планирования на предприятии.
Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. План — это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия.
Поэтому ресурсы предприятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов — оптимизация их использования.
Классификация ресурсов может быть различной. Однако чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ресурсов:
1. Трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы предприятия— это его кадры.
При планировании трудовых ресурсов возникает необходимость учета в работе предприятия личностных качеств работников, индивидуальных установок и психологических предпочтений, глубокой заинтересованности каждого в конечном результате труда, творческого отношения к работе.
На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели:
• численность и структура кадров работающих;
• производительность труда;
• оплата труда работников;
• потребность в рабочей силе и подготовке кадров;
• сокращение применения ручного труда;
• кадровый резерв на выдвижение;
• нормы времени, выработки, трудоемкость производственной программы, длительность производственного цикла и т.д.
2. Производственные фонды.
Предметом планирования основных производственных фондов являются:
• интенсивное и экстенсивное использование фондов;
• фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость продукции;
• мероприятия по капитальному ремонту и модернизации основных фондов;
• размеры и структура машинного парка;
• производственная мощность предприятия и его подразделений;
• ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;
• режимы работы оборудования и др.
сферу обращения.
Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть:
• номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топлива, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных частей для текущего ремонта основных фондов;
• номенклатура и величина запасов незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства (материалов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки или сборки);
• нормы расхода товароматериальных ценностей на изготовление изделий и его отдельных элементов;
• эффективность использования материальных ресурсов;
• потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия;
• конструктивный состав изделий (рецептура), показатели качества, надежности, долговечности, конкурентоспособности продукции и т.п.
3. Инвестиции.
Предметом планирования являются три типа инвестиций:
• реальные, под которыми понимаются долговременные вложения средств в материальное производство;
• финансовые — приобретение ценных бумаг и имущественных прав;
• интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки).
Объектами планирования инвестиционной деятельности могут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. В качестве специфического объекта инвестиционной деятельности может выступать земля.
4. Информация.
Информация как экономический ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного характера. Она имеет собственника, имеет технологию обработки, является предметом и продуктом труда, предметом защиты от несанкционированного доступа.
5. Время.
Это важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являющийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке различных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. Время как ресурс присутствует при принятии любых плановых решений. Оно может рассматриваться как цель и как ограничение.
6. Предпринимательский талант.
Он проявляется в умении наиболее рационально осуществлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.
Предпринимательство — это талант, в основе которого лежат врожденные задатки. Привить такие качества достаточно сложно, а порой и невозможно. Это невозобновляемый ресурс, связанный с личностью конкретного человека.
3. Методы науки планирования.
Балансовый метод
Его сущность заключается в построении балансов (материальных, финансовых, трудовых, доходов и расходов предприятия, др.) в форме взаимно уравновешивающихся таблиц, содержащих наличие или источники образования ресурсов и соответствующие потребности.
Балансы разрабатывают в натуральном и в денежном выражении. Если при их разработке выявляются несоответствия ресурсов и потребностей, необходимо принять меры по их устранению.
Нормативный метод.
Его суть в том, что ряд плановых расчетов выполняют с использованием научно обоснованных норм и нормативов - норм расхода сырья и материалов, топлива, энергии, трудовых и финансовых ресурсов на единицу продукции, ставок налогов и сборов, отчислений в бюджет, норм амортизации, процентных ставок и др.
Экономико-математические методы.
Это способы решения задач экономики с помощью математики и кибернетики. Их основой являются экономические (экономико-математические) модели, т.е. описание математическими средствами экономических процессов, явлений и задач для установления логических и количественных зависимостей между различными элементами изучаемых систем.
Математическая модель включает систему уравнений или неравенств, представляющих необходимые ограничения и зависимости между известными и искомыми параметрами, целевую функцию, математически описываемую критерием эффективности. Обязательным элементом решаемой задачи являются ограничения, определяемые наличными ресурсами, пропорциями плана или особыми условиями и факторами.
Программирование.
Линейное и нелинейное, в котором выделяют два направления. К первому, вполне сложившемуся собственно математическому программированию относятся детерминированные задачи, когда вся исходная информация является полностью определенной; ко второму, так называемому стахостическому программированию относятся задачи, в которых исходная информация содержит элементы неопределенности либо когда некоторые ее параметры имеют не постоянный, а случайный, вероятный характер, например планирование деятельности предприятия (фирмы) часто производится в условиях неполной информации.