Политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Рынок труда и его характеристика. 6

2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14

Заключение. 44

Список использованной литературы. 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Главным элементом и фактором материального  производства является труд. Взаимодействие рабочей силы, орудий и предметов труда характеризует состояние производительных сил и производственных отношений, конкретного способа производства.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на профессиональную консультацию и ориентацию, повышение квалификации, на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Оплата не может быть ниже установленного законом минимального размера. Принудительный труд запрещен. Добровольная незанятость не может служить основанием для привлечения к административной и иной ответственности.

На протяжении многих десятилетий  экономическая наука не признавала наличия у нас в стране рынка  труда. Из сферы товарных отношений  исключалась рабочая сила, что аргументировалось отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.

Считалось, что в условиях социализма человек не отделен от средств производства, и именно это обусловливает его особое отношение к своей рабочей силе не как к товару, который он продает на рынке. И в самом деле, если собственник средств производства и наемный рабочий сочетаются в одном лице, ни о какой купле-продаже рабочей силы речь не идет.

Действительность же показала обратное. Во все времена существования социалистической формы хозяйствования так и не произошло соединения работника со средствами производства. Он как был, так и остался наемным работником со строго фиксированной стоимостью, определяемой минимальными затратами на воспроизводство своей рабочей силы. Следовательно, явно несостоятелен главный аргумент, при помощи которого доказывалось отсутствие при социализме рынка рабочей силы.

В условиях товарно-денежных отношений  рабочая сила не может не выступать  как товар, поскольку она требует  затрат, величина которых зависит  от квалификации, условий труда, значимости той продукции, которую она создает.

Если рынок труда существует, то почему процветали уравниловка, низкое качество работы, слабая дисциплина труда  и незаинтересованность работника  в высокопроизводительном и качественном труде? На мой взгляд, основной причиной этого является государственная монополия на рынке рабочей силы. Именно она и отсутствие нормальной рыночной конкуренции обусловили глубокие противоречия социально-экономического развития страны и вызвали необходимость создания государственных структур, регулирующих занятость и безработицу (ГСЗ).

В статье 37 Конституции Российской Федерации говорится о том, что  каждый имеет право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Исполнение законов о трудовой занятости  населения - одна из важнейших гарантий обеспечения конституционного права на труд.

В сложных условиях переходного  периода, когда в стране формируются  рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В  свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику  с социальной направленностью.

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система  ценностей, творческие и новаторские  способности. Именно эти факторы  позволяют обеспечить экономический  рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера  труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот  к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.

Важнейшими индикаторами на рынке  труда являются показатели уровня экономической  активности населения, его занятости  и безработицы. Повышение этих показателей  ведет к несомненному улучшению  рынка труда и его благосостояния.

В отличие от других рынков рынок  труда характеризуется высокой  степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет  дело со специфическим товаром. В  этой связи исследование процессов  формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования  является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее  время.

Экономическая основа трудовых отношений  в нашей стране за последние несколько десятилетий претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

В этом смысле российский рынок труда  начинает все больше напоминать рынки  труда развитых индустриальных стран, сохраняя вместе с тем свою специфику. Каковы же особенности российского  рынка труда?

Целью данной работы является рассмотрение рынка труда в неразрывной связи с проблемами занятости населения.

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Актуальность темы исследования определяется чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.

Основной целью социально-экономической  политики государства в сфере  занятости является обеспечение  эффективной занятости. Реализация данной цели требует от всех субъектов  рынка труда сотрудничества в  создании условий, позволяющих каждому  участвовать в труде и пользоваться его результатами. Экономические  и политические изменения, которые  произошли в нашей стране, обусловили количественные и качественные изменения  в сфере занятости, характеризующиеся  увеличением числа экономически неактивных граждан, количества занятых  в неформальном секторе экономики, уровня безработицы среди женщин и молодежи, масштабов мигрантов, в том числе прибывших в  нашу страну нелегальным путем.

Актуальность исследуемой темы также обусловлена тем, что перед  Россией остро встала проблема создания по сути новой политики занятости, отвечающей на происходящие в стране изменения, поскольку актуальными для нынешнего  рынка труда становятся проблемы, которым ранее не придавалось  особого значения и общество не готово не только организационно, но и психологически к их решению. Экономическая политика государства по содействию занятости населения в настоящее время должна обеспечить скоординированное функционирование рынка труда и капитала, регулирование процессов формирования и движения инвестиций по территории России, использование корпоративного и частного капитала с учетом обеспечения занятости на уровне, достаточном для поддержания воспроизводства населения в рамках, гарантированных конституцией и законами РФ.

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.

Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.

Задачи данной работы:

1.Раскрыть характерные особенности  рынка труда.

2.Рассмотреть государственную  политику в области содействия  занятости населения и её перспективы развития.

1. Рынок труда и его характеристика.

Среди понятий рыночной экономики  важное место занимает определение  сущности и содержания рынка труда. Во многом определение данной категории  сложилось под влиянием ученых прошлого, в частности А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Кейнса и др. Так, в рамках марксистского подхода используется термин "рынок рабочей силы", поскольку на нем покупается и продается рабочая сила - способность к труду. В рамках неоклассического направления, наиболее полно представленного в современной экономике, используется термин рынок труда, а под рабочей силой понимается определенная группа трудоспособного населения

Согласно определению Международной  организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты  по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.

Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Рынок труда включает в себя рынок рабочей силы и рынок рабочих мест.

На рынках труда складываются отношения  между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Основная задача работника на рынке  труда - найти походящую работу, то есть соответствующую собственной  оценке профессиональных и иных деловых  качеств, желаемому уровню оплаты и  условиям труда (включая рабочее  время), престижности и т.д. Основная задача работодателя на рынке труда - найти подходящего работника, то есть максимально соответствующего функциональному содержанию рабочего места за приемлемую заработную плату  и другие условия труда. В случае достижения договоренности работник и  работодатель, заключив сделку в виде трудового договора, покидают рынок  труда. Рынок труда обеспечивает работникам работу, а работодателям - работников, и согласовывает решения  в области занятости.

К функциям рынка труда также  можно отнести:

  • обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда;
  • гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда;
  • установление эффективных (в экономическом и социальном отношении) ставок заработной платы работникам и доходов работодателям;
  • обеспечение занятости населения;
  • обеспечение социальной защиты и поддержки населения;
  • социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений.

Рынок труда имеет ряд особенностей. Необходимо отметить, что отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях на федеральном и региональном уровнях.

Носителем трудовых отношений в  обществе является работающая часть  населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам  не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика. Носители рынка труда - люди, наделены такими человеческими  качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности  оказывают существенное влияние  на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Помимо двух договаривающихся сторон (наемного работника  и работодателя), на рынке труда  очень важна роль государства  и общественных организаций. Причем отношения между всеми субъектами рынка труда должны строиться  на добровольной договорной основе, в  рамках социального мира и согласия. Важную роль, большую по сравнению  с другими рынками, играют на рынке  труда не денежные факторы: условия  труда, социальные гарантии, социальная защита и поддержка и др.

Ситуация на рынке труда объективно обусловливает, как показывает и  опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию рынка труда  и занятости населения, в том  числе в региональном разрезе). Это  предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих  меры социальной защиты населения.

Рынок труда сложился как система  общественных отношений, отражающих уровень  развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство.

Информация о работе Политика занятости в России