Политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 1991 г. произошла  легализация безработицы. В Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», вступившем в силу 1 июля 1991 г., безработица признается как  закономерный процесс формирования и функционирования рынка рабочей  силы. В настоящее время существует государственная монополия на страхование  работников от социальных рисков.

Процесс реформирования экономики, переход  к рынку рабочей силы диктуют  необходимость создания концептуальных основ, согласно которым должны проводиться  в жизнь мероприятия по социальной защите в сфере занятости. Совершенствование  отношений в этой сфере должно идти двумя путями: первый — регулирование  рынка рабочей силы и согласование профессиональной структуры с потребностями  экономики, а второй — социальная защита безработного населения.

Меры государственного воздействия  на рынок рабочей силы включают набор  социальных гарантий, формы и способы  социальной помощи, систему социального  страхования, обеспечивающую ту или  иную степень защищенности человека. Совершенство реализации этой системы  зависит от уровня экономического развития общества. Чем богаче общество, тем выше может быть система социальной защищенности человека.

Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет  трудовые ресурсы страны, усиливает  национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Пользование социальной защитой является одним из прав человека, а также мерой благосостояния и благополучия людей, и ее развитие требует нормотворческих усилий со стороны правительства, социальных партнеров и Международной организации  труда.

Социальная защита как составной  элемент социальной политики есть коррекционно-регулятивная система государства, направленная на ослабление противоречий, возникающих  в экономическом и правовом статусе  отдельных групп населения в  условиях рыночных отношений. Государственное  регулирование в области социальной защиты предполагает вмешательство  в «свободное пространство» рынка. Концепция социальной защиты предполагает формирование целей и разработку путей их достижения. Таким образом, система социальной защиты безработного является элементом государственного управления рынком рабочей силы и  представляет коррекционно-регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом  статусе людей в связи с  безработицей. Место включения социальной защиты в рынок рабочей силы зависит  от выбранной модели его регулирования. В странах с развитым рынком рабочей  силы можно выделить две модели его  регулирования: либеральную и социально  ориентированную. Обе модели базируются на зрелом рыночном механизме хозяйствования, но с разной степенью участия государственного сектора, с разной ролью государственных  институтов в управлении экономическими и социальными процессами. При этом либеральная модель в основу регулирования рынка ставит «невидимую руку», когда государство не вмешивается в процессы на микроэкономическом уровне, а государственный патернализм сводится к поддержке нищих и обездоленных слоев населения. Модель социально ориентированного рынка предполагает государственное регулирование процессов, протекающих не только на макроэкономическом уровне, но и на микроуровне, т. е. в частном секторе.

В настоящее время, говоря о вопросах государственного регулирования занятости, о социальной защите от безработицы, нужно учитывать принцип добровольности труда, в основе которого лежат и  некоторые другие гражданские права, расширяющие свободу распоряжения работником своей рабочей силой:

во-первых, свобода самостоятельного выбора гражданином участия или  неучастия в общественном труде. При этом добровольная незанятость  исключает какие-либо репрессивные меры со стороны государства против данного вида свободы;

во-вторых, неограниченное право выбора гражданином сферы приложения своего труда, т. е. его профессионального  приложения;

в-третьих, право выбора форм собственности  при приложении своего труда, включая  право на индивидуальный труд;

в-четвертых, самостоятельный выбор  работником наиболее благоприятного для  него режима занятости. Здесь может  быть как полная занятость, так и  частичная или временная занятость, совместительство, гибкие графики работы, надомный труд и т.п.;

в-пятых, добровольность выбора географического  места приложения труда. В настоящее  время это наиболее сложный вопрос, поскольку он связан с институтом прописки, улучшением жилищной обеспеченности граждан, контрастом в уровне жизни  по территориям страны, в городе и деревне.

Международной организацией труда (МОТ) в «Конвенции о содействии занятости  и защите от безработицы» № 168 разработаны  и сформулированы принципиальные основы системы социальной защиты от безработицы. Основная цель этой системы состоит  в том, чтобы предоставление пособий  по безработице содействовало полной, продуктивной и свободно избранной  занятости и имело бы такой  характер, чтобы предприниматели  были заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся — искать такую занятость.

Мерами для достижения указанной  цели могут быть программы по социальному  обеспечению, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, социальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости. В Конвенции особо  указаны категории населения, которые  находятся в неблагоприятных  условиях на рынке рабочей силы и  сталкиваются с трудностями в  поисках стабильной занятости. Это  женщины, молодые люди, инвалиды, люди, продолжительное время не работающие, мигранты, проживающие в стране на законных основаниях.

Сейчас в условиях дефицита бюджетных  средств в России невозможно осуществлять программы по социальной защите подавляющей части населения, поскольку это может привести к очередному всплеску инфляции и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей. По нашему мнению, нужно правильно расставить приоритеты. В рыночных условиях преобладающая часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход. При нарушении этой основы (старость, болезнь и т.д.) социальная защита должна носить преимущественно компенсационный характер. Объекты защиты будут ограничены группами населения, которые оказались в наиболее тяжелом материальном положении (инвалиды, пенсионеры, одинокие матери или отцы, безработные, многодетные семьи и т.п.). К представителям остальных групп государство относится как к потенциально активным субъектам экономической жизни, способным самостоятельно реализовывать свои жизненные цели. Это значит, что государство должно стимулировать их экономическую активность, гарантируя возможность самореализации, право на труд, образование, выбор профессии.

Система защиты безработных граждан  представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых форм и способов.

Экономические формы и способы  защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости  населения, в использовании рычагов  налогово-кредитного регулирования  по поддержанию предприятий, сохраняющих  ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.

К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. КЗоТ, службы занятости  и изменения в Федеральном  законе.

Государство предоставляет постоянно  проживающим на его территории гражданам  в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

- свободу выбора вида занятости,  в том числе работы с разными  режимами труда;

- бесплатное содействие в подборе  подходящей работы и трудоустройстве  со стороны ФСЗ;

- в соответствии с заранее  поданными заявками предприятий,  учреждений, организаций обеспечение  выпускникам учебных заведений  подходящей работы;

- бесплатное обучение новой  профессии (специальности), повышение  квалификации в системе службы  занятости или по ее направлению  в иных учебных учреждениях  с выплатой стипендии;

- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

- возможность заключения срочных  договоров (контрактов) на участие  в оплачиваемых общественных  работах, организуемых с учетом  возрастных или иных особенностей  граждан;

- правовую защиту от необоснованного  увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О  занятости населения», ст. 12).

Закон РФ «О занятости населения  в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области  содействия занятости:

- -обеспечение равных возможностей  всем гражданам РФ в реализации  прав на добровольный труд  и свободный выбор занятости;

- развитие трудовых ресурсов;

- предупреждение массовой и  сокращение длительной (более года) безработицы;

- -поддержка трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, содействие  развитию их способностей к  производительному, творческому  труду;

- обеспечение социальной защиты  в области занятости;

- создание специальных мер для  граждан, испытывающих трудности  в поисках работы, т.е. помощь  особо нуждающимся в трудоустройстве;

- сочетание местных мер с  централизованными в области занятости;

- поощрение работодателей, создающих  рабочие места.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные  работы;

- самостоятельно обеспечивающие  себя работой, в том числе  ИТД (включая фермеров, творческих  работников), предприниматели, а  также члены производственных  кооперативов. Иногда возникают  сложности при отнесении к  числу занятых членов семей  фермеров. Если фермерское предприятие  зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на  основе права общей долевой  собственности, то членов семьи  фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;

- избранные, утвержденные или  назначенные на оплачиваемую  должность в органах законодательной  и исполнительной власти, а также  в общественных организациях  различного типа;

- военнослужащие любых родов  войск, служащие в органах БД;

- трудоспособные учащиеся любых  очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;

- временно отсутствующие на  работе (отпуск, болезнь, переподготовка  и т.д.).

Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с  понятием «работники». Работники —  это один из видов занятых.

Поскольку принуждение к труду  запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для  правовой ответственности. Реализовать  свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек  может не связывать себя с выполнением  оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные  УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются  на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с  приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением  исправительных работ. Из заработка  осужденного производится удержание  в размере, установленном судом (в  пределах от 5 до 20 % заработка).

Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным  относятся трудоспособные лица в  возрасте от 16 лет и старше, которые  в рассматриваемый период соответствовали  трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или  коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации  предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали  шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

По методологии МОТ, при отнесении  к безработным должны быть соблюдены  все три категории. Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).

4. Проект Государственной программы «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы

5 сентября 2012 г. Заместителем Министра труда и социальной защиты РФ Татьяной Блиновой было сообщено СМИ, что министерство подготовило проект Госпрограммы «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы. Госпрограмма состоит из трех подпрограмм — «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда».

«Объем финансирования госпрограммы за весь период составит свыше 594,7 млрд рублей», —  подчеркнула Татьяна Блинова.

Основными задачами государственной  политики в сфере реализации программы  являются:

  • повышение гибкости рынка труда;
  • улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности;
  • развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов;
  • создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры;
  • создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования национальных кадров.

Информация о работе Политика занятости в России