Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа
Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49
Во второй половине 1991 г. произошла
легализация безработицы. В Законе
РФ «О занятости населения в
Процесс реформирования экономики, переход к рынку рабочей силы диктуют необходимость создания концептуальных основ, согласно которым должны проводиться в жизнь мероприятия по социальной защите в сфере занятости. Совершенствование отношений в этой сфере должно идти двумя путями: первый — регулирование рынка рабочей силы и согласование профессиональной структуры с потребностями экономики, а второй — социальная защита безработного населения.
Меры государственного воздействия на рынок рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную степень защищенности человека. Совершенство реализации этой системы зависит от уровня экономического развития общества. Чем богаче общество, тем выше может быть система социальной защищенности человека.
Как показывает опыт развитых стран,
наличие продуманной сети социальной
защиты расширяет и укрепляет
трудовые ресурсы страны, усиливает
национальный потенциал экономического
роста и способность идти на проведение
реформ, а также содействует
Социальная защита как составной
элемент социальной политики есть коррекционно-регулятивная
система государства, направленная
на ослабление противоречий, возникающих
в экономическом и правовом статусе
отдельных групп населения в
условиях рыночных отношений. Государственное
регулирование в области
В настоящее время, говоря о вопросах
государственного регулирования занятости,
о социальной защите от безработицы,
нужно учитывать принцип
во-первых, свобода самостоятельного выбора гражданином участия или неучастия в общественном труде. При этом добровольная незанятость исключает какие-либо репрессивные меры со стороны государства против данного вида свободы;
во-вторых, неограниченное право выбора гражданином сферы приложения своего труда, т. е. его профессионального приложения;
в-третьих, право выбора форм собственности при приложении своего труда, включая право на индивидуальный труд;
в-четвертых, самостоятельный выбор
работником наиболее благоприятного для
него режима занятости. Здесь может
быть как полная занятость, так и
частичная или временная
в-пятых, добровольность выбора географического места приложения труда. В настоящее время это наиболее сложный вопрос, поскольку он связан с институтом прописки, улучшением жилищной обеспеченности граждан, контрастом в уровне жизни по территориям страны, в городе и деревне.
Международной организацией труда (МОТ)
в «Конвенции о содействии занятости
и защите от безработицы» № 168 разработаны
и сформулированы принципиальные основы
системы социальной защиты от безработицы.
Основная цель этой системы состоит
в том, чтобы предоставление пособий
по безработице содействовало
Мерами для достижения указанной цели могут быть программы по социальному обеспечению, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, социальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости. В Конвенции особо указаны категории населения, которые находятся в неблагоприятных условиях на рынке рабочей силы и сталкиваются с трудностями в поисках стабильной занятости. Это женщины, молодые люди, инвалиды, люди, продолжительное время не работающие, мигранты, проживающие в стране на законных основаниях.
Сейчас в условиях дефицита бюджетных средств в России невозможно осуществлять программы по социальной защите подавляющей части населения, поскольку это может привести к очередному всплеску инфляции и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей. По нашему мнению, нужно правильно расставить приоритеты. В рыночных условиях преобладающая часть населения в качестве материальной основы существования имеет трудовой доход. При нарушении этой основы (старость, болезнь и т.д.) социальная защита должна носить преимущественно компенсационный характер. Объекты защиты будут ограничены группами населения, которые оказались в наиболее тяжелом материальном положении (инвалиды, пенсионеры, одинокие матери или отцы, безработные, многодетные семьи и т.п.). К представителям остальных групп государство относится как к потенциально активным субъектам экономической жизни, способным самостоятельно реализовывать свои жизненные цели. Это значит, что государство должно стимулировать их экономическую активность, гарантируя возможность самореализации, право на труд, образование, выбор профессии.
Система защиты безработных граждан представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых форм и способов.
Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.
К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.
Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:
- свободу выбора вида занятости,
- бесплатное содействие в
- в соответствии с заранее
поданными заявками
- бесплатное обучение новой
профессии (специальности), повышение
квалификации в системе службы
занятости или по ее
- компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;
- возможность заключения
- правовую защиту от
Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:
- -обеспечение равных
- развитие трудовых ресурсов;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
- -поддержка трудовой и
- обеспечение социальной защиты в области занятости;
- создание специальных мер для
граждан, испытывающих
- сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
- поощрение работодателей,
Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому
- самостоятельно обеспечивающие
себя работой, в том числе
ИТД (включая фермеров, творческих
работников), предприниматели, а
также члены производственных
кооперативов. Иногда возникают
сложности при отнесении к
числу занятых членов семей
фермеров. Если фермерское предприятие
зарегистрировано как семейное,
принадлежащее членам семьи на
основе права общей долевой
собственности, то членов
- избранные, утвержденные или
назначенные на оплачиваемую
должность в органах
- военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;
- трудоспособные учащиеся любых
очных заведений, включая
- временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).
Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники — это один из видов занятых.
Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.
Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.
Исключение делается для случаев,
установленных
Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:
а) не имели работы (доходного занятия);
б) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
в) были готовы приступить к работе.
По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории. Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).
5 сентября 2012 г. Заместителем Министра труда и социальной защиты РФ Татьяной Блиновой было сообщено СМИ, что министерство подготовило проект Госпрограммы «Содействие занятости населения» на 2013–2020 годы. Госпрограмма состоит из трех подпрограмм — «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан», «Внешняя трудовая миграция» и «Развитие институтов рынка труда».
«Объем финансирования госпрограммы за весь период составит свыше 594,7 млрд рублей», — подчеркнула Татьяна Блинова.
Основными задачами государственной политики в сфере реализации программы являются: