- расширение ассортимента предоставляемых
услуг, использование новых технологий.
Очень эффективным является применение
Интернета, с его помощью находят
работу 16,1% людей. Этому способствует
скорость, доступность и бесплатность
информации, возможность подробнее
сформулировать требования к
кандидату.
Рекрутинговый бизнес в России занял
на рынке труда свою нишу, которая
обеспечивает выполнение основной функции
кадровых агентств – улучшение структур
занятости, повышение конкурентоспособности
бизнеса в целом путем подбора
наиболее квалифицированных специалистов
в ведущие компании. В перспективе
распространение рекрутмента с помощью
Интернета, повышение качества предоставляемых
услуг, создание и развитие новых направлений
подбора персонала.
Механизм регулирования рынка
труда, охватывая весь спектр экономических,
юридических, социальных и психологических
факторов, определяющих функционирование
рынка труда, осуществляется через
систему трудоустройства, включающую
как государственные, так и частные
структуры.
Новые для российского общества
институты обеспечивают открытость
путем предоставления публичных
вакансий, доступных для широкого
круга соискателей. О развитии и
возрастании значимости новых рыночных
механизмов свидетельствует быстрое
увеличение и числа коммерческих
агентств по трудоустройству и подбору
кадров, особенно в крупных городах.
Государственные и частные структуры
занятости обслуживают различные
сегменты рынка труда и с различной
эффективностью. Так, например, клиенты
частных агентств это преимущественно
молодые люди в возрасте от 18 до 35
лет. И хотя и в государственных
службах занятости и в кадровых
агентствах среди кандидатов на вакансии
преобладают женщины, разрыв между
долями мужчин и женщин все же меньше
в частных агентствах. В качестве
общей черты пользователей услуг
формальных посредников при трудоустройстве
можно отметить высокий уровень
образования, но при этом доля кандидатов
с высшим образованием в ЧАЗ в
1,8 раза выше по сравнению с ГСЗ. Клиенты
частных служб (ЧАЗ) более состоятельные
люди, особенно это, очевидно в Москве:
если среди обратившихся в ГСЗ доля имеющих
среднедушевой семейный доход ниже городского
прожиточного минимума составила 65,5 %,
то среди обратившихся в ЧАЗ таковых было
всего 16,8 %.
Однако, несмотря на различия в объективных
характеристиках, запросы претендентов
на вакансии, предоставляемые через
ГСЗ и ЧАЗ практически одинаковые,
если рассматривать отрасль и профессии.
Расхождения обнаруживаются в требованиях
к типу собственности предприятия и в
отношении должностной позиции: клиенты
ЧАЗ почти вдвое реже, чем клиенты ГСЗ
хотели работать на государственных предприятиях.
Пользователи услугами ЧАЗ претендуют
чаще, чем клиенты ГСЗ, на должности руководителей
и главных специалистов. В то же время
запросы на должности квалифицированных
рабочих чаще встречаются у клиентов ГСЗ.
Таким образом, контингент клиентов государственных
и частных организаций, содействующих
трудоустройству различен, а среди
факторов, определяющих вероятность
использования того или иного
канала трудоустройства можно выделить
следующие группы:
- факторы, характеризующие ресурсы
индивида на рынке труда: социально-демографические
(пол, возраст, образование и
пр.) и экономические (материальное
положение, статус занятости на
момент обращения и пр.);
- факторы, характеризующие уровень
претензий индивида;
- особенности стратегии поиска
работы;
- субъективные оценки своих
возможностей на рынке труда
и представления об эффективности
работы институциональных каналов
рынка.
По сравнению со службой занятости,
в частную структуру с большей
вероятностью обращаются люди, имеющие
достаточные ресурсные возможности
на рынке труда: молодые, имеющие
высокий уровень образования, место
работы (занятые), определенный достаток,
ищущие не только работу, но и варианты
дополнительной работы. Определенное
значение имеет также субъективная
оценка своих возможностей на рынке
труда. Если индивид недоволен своим
состоянием здоровья или имеет представление
о своей профессии как невостребованной,
то он с меньшей вероятностью будет
обращаться в коммерческую службу.
В тоже время, клиенты частных
агентств высказывают больше доверия
к институциональным каналам
рынка труда вообще. В частности,
они в отличие от клиентов службы занятости,
не считают работу данной службы неэффективной.
Государственные и частные структуры,
содействующие трудоустройству
граждан, взаимно дополняют друг
друга, поэтому необходимо налаживать
взаимодействие и отрабатывать механизмы
по обмену опытом и согласованию работы
этих двух участников российского рынка
труда.
Безусловно, государство должно поддерживать
не только службу занятости, находящуюся
на государственном финансировании,
но и те структуры, которые способствуют
решению аналогичных задач и
являются самофинансирующимися. Речь
должна идти не о выделении государственных
средств, а о формах поддержки, о которых
речь шла выше. Сотрудничество государственных
и частных структур способствует большей
открытости информации о вакансиях и претендентах,
сокращению экономических и социальных
затрат на поиск работы и работников.
Вместе с тем, роль государственных
органов заключается не только в
использовании имеющихся сегодня
возможностей, но в определении перспектив
развития институтов посредничества с
точки зрения достижения целей экономического
роста и структурной перестройки
экономики. В этом плане возможности
ЧСЗ используются еще в недостаточной
степени, хотя они оперативно выявляя
спрос на новые профессии и
расширяя круг источников информации
о возможностях занятости, вносят свой
большой вклад в динамичное развитие
рынка труда в первую очередь,
— для высококвалифицированных
рабочих и специалистов. Этим самым
частные агентства оказывают
услуги в контексте структурной
адаптации и реинтеграции специалистов
и управленческих кадров в новую экономику.
Вместе с тем, частные агентства занятости
в меньшей степени работают с категориями
населения с пониженной конкурентоспособностью
на рынке труда (например, молодежью, не
получившей профессиональную подготовку,
долговременно безработными). Принимая
во внимание проблемы безработицы, неполной
занятости и бедности в России, необходимо
предоставить ЧАЗ более широкое поле деятельности.
Возможно, ЧАЗ могут внести свой вклад
в решение проблемы занятости путем содействия
трудоустройства на временную работу.
Одним из направлений содействия государства
расширению участия негосударственных
организаций в структурной перестройке
экономики может стать стимулирование
еще одного типа частных агентств
— агентства по трудоустройству
высвобождаемых работников. Такие агентства
могут оказывать услуги и консультации
в коллективной и индивидуальной
форме за оплату и, по запросу работодателя
с целью предоставления помощи работнику
в оценке собственных возможностей
в трудоустройстве у другого
работодателя. В настоящее время
в условиях неполной занятости и
задержек зарплаты, как работодатели,
так и работники, не разрывают
отношений занятости по одной
причине — из-за отсутствия видимых
возможностей трудоустройства. Работа
частных агентств с работодателем и
с и работником может помочь «открыть»
эти возможности и тем самым способствовать
структурным изменениям в российской
экономике.
На уровне тактических методов
реализации государственной политики
на рынке труда частные структуры
занятости могут и должны использоваться
в качестве источников получения
информации о рынке рабочей силы
и рабочих мест. На тех сегментах
рынка труда, где деятельность частных
структур занятости доказало свою эффективность
по сравнению с государственными
службами занятости, необходимо привлечение
первых для выполнения государственных
программ занятости (как коммерческих
проектов). Государство должно оставить
за собой роль «стратега» на рынке
труда, центра социально-психологической
и материальной поддержки безработных
граждан. Службы занятости должны способствовать
трудоустройству наименее защищенных
слоев населения, а также играть
роль «супервайзера» для частных
структур занятости в зависимости
от степени их возможно негативного
влияния на рынок труда, в частности,
на конкретные слои населения.
Для построения механизма регулирования
рынка труда на основе взаимодействия
государственных и частных структур
занятости необходимо жесткое определение
границ и видов их деятельности, чтобы
выработать необходимый комплекс мероприятий
по регулированию и вовлечению частных
структур занятости в реализацию государственной
социально-экономической политики на
рынке труда.
Далее необходима регламентация со
стороны государства деятельности
каждого вида агентств. Особое внимание
должно быть уделено агентствам по
трудоустройству, ввиду специфики
их деятельности — работа с категориями
безработных граждан. Необходима регламентация
получения заявки от работодателя,
процесса работы с кандидатами, направления
кандидата на встречу с работодателем,
критериев соответствия кандидата
требованиям работодателя (определение
«подходящего» кандидата) и соответствие
рабочего места кандидату (определение
«подходящего» рабочего места), четкая
тарификация услуг агентства
на основе четко определенных норм
обслуживания кандидата. Для поддержания
данной системы необходима обеспечивающая
подсистема мониторинга оказания услуг
агентствами по трудоустройству
и выявлений несоответствий.
Серьезным препятствием, снижающим
точность прогноза трудоустройства, является
в настоящее время отсутствие
краткосрочного (до года) и долговременного
(более года) прогноза динамики спроса
на вакансии и требований работодателей
к тем профессиям, на которые ведется
переобучение в службе занятости.
Профориентатору приходится иногда пользоваться
случайными источниками информации о
прогнозе спроса и предложения на рынке
труда.
Практика консультирования показывает:
назрела настоящая потребность
в организации систематического
сбора и анализа динамики спроса
и предложения на профессии и
требований работодателей, по которым
происходит обучение в службе занятости.
Необходима разработка специализированной
компьютерной программы, обеспечивающей
профориентатора информацией в удобной
графической форме, которая бы позволила
осуществлять научно обоснованный, надежный
краткосрочный прогноз трудоустройства
в соответствии с длительностью обучения
на курсах. Такая программа намного облегчит
работу профориентатора и позволит аргументировано
ответить на традиционный вопрос клиента:
«Каков будет мой шанс получить работу
по этой специальности после окончания
курсов?». Это тем более важно, что сейчас,
в условиях безработицы, реально действующий
мотив большинства безработных при выборе
профессии и прохождении переобучения
— это возможность получить хорошо оплачиваемую
работу, а не склонность или интерес к
ее содержанию, как было ранее в условиях
гарантированной занятости, особенно
среди молодежи.
Таким образом, одним из резервов повышения
эффективности работы ГСЗ является
налаживание оперативного обновления
банка вакансий, прежде всего за
счет исключения из него уже занятых.
Улучшение качества вакансий повысит
привлекательность ГСЗ для населения.
Оно может осуществляться за счет
повышения качества информации о
рабочих местах и требованиях
работодателя, которое предоставляется
ищущим работу.
Вполне очевидно, что решение
выше перечисленных задач может
достигаться через совершенствование
механизмов взаимодействия с работодателями.
В настоящее время основные усилия
направлены на установление непосредственных
и персонализированных отношений
сотрудников службы занятости с
отдельными работодателями. Установление
хороших неформальных контактов
может быть лишь первым шагом, за которым
должно последовать формализация деловых
отношений, в виде заключения договоров
с предприятиями, постоянно работающими
со службой занятости. Одним из пунктов
таких договоров может стать
конкретное обязательство работодателя
— партнера государственной службы
занятости об оперативном оповещении
о всех изменениях относительно заявленных
вакансий, а также санкции за его нарушения.
Многие практические работники отмечают,
что трудоустройство граждан в значительной
степени затруднено из-за отсутствия ответственности
работодателей за нарушение законодательства
о занятости. В частности, они обращают
внимание на то, что не всегда в службу
занятости представляется полная и достоверная
информация о наличии вакантных мест (должностей)
и их характеристиках, что ограничивает
возможности этой службы по содействию
в трудоустройстве. Однако практически
не поднимается вопрос об ответственности
работодателя не только за неполноту,
но и несвоевременность предоставления
информации о вакансиях и их заполнении.
Другим стратегическим направлением
совершенствования функции содействия
трудоустройству населения государственными
службами является расширение возможности
для самостоятельного поиска вакансий
людям в активном трудоспособном
возрасте. Следует отметить, что
государственная служба занятости
осваивает новые формы работы,
способствующие повышению эффективности
трудоустройства: использование сети
Интернет для активного самостоятельного
поиска работы, группы активного поиска
работы, группы информационного консультирования.
Понятно, что результаты внедрения
новых форм работы пока что не улавливаются
в массовых опросах, поскольку ими
воспользовалось небольшое число
клиентов ГСЗ.
Таким образом, очень сильно видна
конкуренция между государственными
службами занятости и кадровыми
агентствами, которые за небольшой
промежуток времени прошли путь от
начала становления до применения самых
современных технологий, при этом постоянно
совершенствуя и улучшая услуги по подбору
персонала. Государственным службам занятости
необходимо использовать опыт кадровых
агентств, так как он более эффективен
и адаптирован к меняющимся условиям экономики.
Их сотрудничество является перспективным
направлением на рынке труда, которое
позволит добиться равновесия между спросом
и предложением, эффективно проводить
упреждающие меры по содействию занятости
населения и борьбе с безработицей. Для
этого, прежде всего, необходимы изменения
в структурах кадровых агентств и государственных
службах занятости, а так же регулирование
и законодательная регламентация деятельности
кадровых агентств со стороны государства.
2.2 Социальная
защищенность
Проблема социальной защищенности
населения в условиях рынка рабочей
силы в России является одной из
наименее изученных среди других
социальных проблем. Сам термин «социальная
защита» является относительно новым
для отечественной науки. В условиях
планово-распределительной экономической
системы декларировался принцип
неуклонного повышения благосостояния
народа, а гармоничное социальное
развитие общества было теоретической
аксиомой социалистического государства.
В таких условиях система социальной
защиты населения складывалась как
государственное распределение
социальных благ, гарантированных каждому
члену общества в соответствии с
его статусом. При описании преимуществ
социализма социально-экономические
науки не использовали термин «социальная
защита», а применяли категории
«социальное обеспечение», «социальная
справедливость», «социальные гарантии».