Политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

Работники предлагают свою рабочую  силу за плату, а работодатели предъявляют  спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются  и покупаются на разных рынках, и рабочая сила выступает на рынках факторов производства как товар.

Первичная задача рынка труда состоит  в том, чтобы минимизировать период времени, необходимый для заключения договора о найме. На продолжительность  этого периода будут сказываться  следующие основные внутренние факторы:

  1. полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего места;
  2. интенсивность поиска работы;
  3. гибкость работника в отношении рабочего места и условий найма;
  4. гибкость работодателя в отношении требуемого работника и условий найма;
  5. конкурентоспособность работника.

Даже хорошо организованный и гибкий рынок труда испытывает влияние  факторов, которые находятся за его  пределами, создают на нем “узкие места” и затрудняют эффективное функционирование. Разнообразие и степень влияния внешних факторов на рынок труда чрезвычайно велико. Возьмем в качестве примера такие внешние факторы, определяющие вход рабочей силы, как демографическое движение населения, его состав, экономическая активность, интенсивность трудовых перемещений. С другой стороны, ключевое значение для рынка труда имеют экономические (например, динамика ВВП, стадии экономического цикла, инвестиционная активность и т.д.), трудовые (заработная плата, рабочее время, практика найма и увольнения, социальное партнерство) факторы. Циклические кризисы, например, относящиеся к экономическим факторам, являются катализаторами структурной перестройки, которая вызывает на определенном этапе замедление темпов развития производства, а по завершению его выступает источником экономического роста.

Существенную роль также играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре  рабочих мест (по профессиям и отраслям, квалификационным признакам, в географическом разрезе) и т.д.

Полная и достоверная информация может существенно сократить  время пребывания на рынке труда, как работника, так и вакансии. Интенсивность поиска работы характеризует  количество рассмотренных предложений  в единицу времени (в день). Гибкость работника расценивается со стороны  требовательности работника к условиям труда, гибкость работодателя характеризуется, наоборот, со стороны требований к качеству рабочей силы.

Конкурентоспособность работника  представляет собой совокупность признаков, отвечающих настоящему уровню качества рабочей силы (высокий уровень  квалификации и профессионализма, восприимчивость  к нововведениям, знание компьютерных технологий, степень владения иностранными языками и др.) Существенные различия в конкурентоспособности работников могут вести к задержкам в  подборе работы либо вообще к бесперспективности поисков.

Структурная перестройка трижды в  условиях современной экономической  цивилизации приводила к глобальным изменениям в сферах приложения рабочей  силы. Первая промышленная революция  привела к потере доминирующей роли сельского хозяйства в экономике, в том числе и в сфере  занятости. Господствующей сферой приложения стала промышленность. Но в начале 60-х годов занятость в промышленности стала сокращаться, преобладающей  сферой занятости населения являются непроизводственные отрасли экономики.

Новое состояние рынка труда  вызвано развитием информационных технологий и микроэлектроники в 80-х  годах. Высвобождение работников может  привести к крупномасштабной безработице  или же к сокращению рабочего времени.

 

    1. Особенности рынка труда и занятости  в современной России

 

Современная ситуация в России характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной платы на рынке труда и деформацией  мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России в несколько  десятков раз ниже установленной  в США, а средняя по своей покупательной  способности превратилась в минимальную и позволяет воспроизводство лишь работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности  развития рынка труда в России:

1. Рост безработицы. В соответствии  с методологией оценки безработицы в Федеральном законе «О занятости населения в РФ» официальный (по данным Госкомстата) уровень безработицы составляет всего 8,2%, однако оценки, например, английских транзитологов определяют его в границах 30%.

Следует учесть и тот факт, что  среди высвобождаемых работников по разным причинам наметилось увеличение незанятости среди выпускников  высших учебных заведений.

2. Изменение распределения рабочей  силы по секторам экономики  - значительным потребителем рабочей  силы стал частный сектор экономики.  Относительно широкое распространение  получила вторичная занятость,  возникло немало рабочих мест, не требующих особой квалификации. Но при этом крупные промышленные  предприятия сталкиваются с большими  трудностями на пути поиска  оптимальной численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется все менее эффективно: объем производства сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее на многих предприятиях избыток рабочей силы стал еще более очевиден.

5. Глубокая территориальная дифференциация занятости - до 10 раз различается уровень безработицы в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация в уровнях безработицы по регионам объясняется степенью деловой активности в регионах, сохранившимися у населения навыками самостоятельного хозяйствования, в частности, на земле.

6. Низкий уровень пособий по безработице также выступает отличительной чертой российского рынка труда.(минимальное на 2013 г. 850 руб., максимальное – 4900 руб.)

7. Размывание границ между официальной и теневой занятостью, расширение теневой занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой экономики (порядка 40% производимого ВВП). Однако он достаточно криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

8.Существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных.

9. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

Рынок труда в настоящее время, несмотря на достаточно жесткое регулирование, является наименее институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении целенаправленного процесса становления формальных институтов рынка труда.

В завершении главы надо заметить что, сегодняшний российский рынок  труда характеризуется несбалансированностью  и неравновесностью. Перспективы  выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных  методов регулирования рынка  труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

 

 

 

 

 

2. Политика занятости и регулирование рынка труда

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Большую роль в обеспечении занятости играет государство. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы и инспекции.

Органы ГСЗ были ориентированы  на оказание социальной поддержки безработным  гражданам. Результатом данной ориентации стали не только увеличение уровня безработицы, но и стагнация трудовой сферы, сдерживание развития в ней  рыночных отношений. Это проявлялось в увеличении масштабов скрытой безработицы, невыплате заработной платы, формировании неэффективного слоя работников, которые негативно влияют на все социально-экономические процессы (сдерживают рост производительности труда, тормозят уровень оплаты и структурные сдвиги), сохранении большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, стихийном переливе рабочей силы в неформальный сектор экономики, в ориентации половины трудоспособных граждан на сохранение стабильного места даже при низкой и не вовремя оплачиваемой заработной плате. Все это препятствовало эффективному и серьезному решению проблем занятости. Специалисты отмечают резкое снижение использования трудового потенциала России, сохранение негативных тенденций в его динамике количественных и качественных показателей. Проблемы использования трудового потенциала вплоть до настоящего времени сводились, как уже говорилось, в основном к ограничению масштабов безработицы и к организации помощи безработным. Задачи структурной перестройки в целях повышения производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и в целом более эффективного распоряжения трудовым потенциалом общества практически оказались отодвинуты на задний план.

Сейчас на первый план выходят новые  приоритеты, а именно — повышение  и рациональное использование трудового  потенциала страны. Для того чтобы  политика занятости стала эффективной  и результативной, необходимо, чтобы  она была ориентирована на регулирование  структурой безработицы, на перераспределение  рабочей силы по отраслям, территориям  и видам занятости в интересах  роста эффективности труда.

Для этого должны быть решены следующие  задачи:

1. повышение спроса на квалифицированную  рабочую силу как необходимой  предпосылки для роста эффективности  труда, улучшения качества продукции  и услуг;

2. обновление кадрового потенциала  за счет трудоустройства молодежи, получившей современное профессиональное  образование (по оценкам Института  экономики РАН, из 9 тыс. предприятий,  кандидатов в банкроты, подавляющее  большинство потерпели неудачу  вследствие ошибок в управлении, из-за неумения организовать дело  в рыночных условиях);

3. усиление роли профессионального  труда в росте доходов и  соответствующее изменение трудовой  мотивации (высокоэффективный труд  — высокие заработки);

4. упреждающая профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации экономически активных  граждан, прежде всего составляющих  мобильный резерв рабочей силы, с учетом меняющегося спроса  экономики на рабочую силу  в интересах обеспечения ее  конкурентоспособности;

5. расширение гибкости рынка  труда как по формам занятости, так и по режимам труда;

6. максимально возможное привлечение  безработных к общественным и  другим временным работам;

7. совершенствование учета безработных  и предоставления пособий;

8. оказание дифференцированной  социальной поддержки безработным  в зависимости от причин потери  работы и готовности человека  адаптироваться к новым и более  высоким профессиональным требованиям.

Решение этих задач обеспечит активизацию характера политики занятости.

 

2.1 Основные цели и задачи политики занятости.

 

Обеспечению занятости населения  и преодолению негативных последствий  циклической безработицы служит государственная политика в этой области, которая определена Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Основные направления данной политики следующие:

  • предоставление равных возможностей всем гражданам России в реализации права на труд и свободный выбор вида занятости;
  • поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;
  • соблюдение принципа добровольности труда, в соответствии с которым обеспечивается свободное волеизъявление граждан в выборе профессий;
  • социальная защита в области занятости;
  • сочетание самостоятельности местных органов власти с согласованностью действий при проведении централизованных мероприятий в решении проблем занятости населения;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • поощрение работодателей в создании новых рабочих мест;
  • международное сотрудничество в решении проблемы занятости и некоторые другие направления.

Информация о работе Политика занятости в России