Политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

Согласно российскому закону о  занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Среди наиболее важных целей политики занятости - замедление сокращения занятости и роста безработицы на основе сохранения и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики, первоочередное смягчение ситуации в "проблемных" (кризисных) регионах, совершенствование инфраструктуры рынка труда (в том числе повышение эффективности работы органов службы занятости), повышение мобильности, гибкости, профессиональной конкурентоспособности рабочей силы. По срокам действия система целей политики занятости включает две важные группы задач.

Первая группа - на долгосрочную перспективу - предусматривает стабилизацию, затем повышение общего спроса на труд на основе прогрессивного в структурно-технологическом отношении роста производства (ВВП) со снижением уровней потенциальной (скрытой) и частичной безработицы (неполной занятости). В достаточно отдаленной перспективе возможна постановка задачи сокращения реальной (по обследованиям Госкомстата РФ, частично сопоставимым с критериями МОТ) безработицы и регистрируемой безработицы.

Вторая группа задач -- на краткосрочную и среднесрочную перспективу (до начала устойчивого роста производства ВВП) - воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных (скрытых) безработных и резкому увеличению структурно-регрессивной (т. е. сопряженной с опережающим падением производства и спроса на труд в наиболее перспективных отраслях обрабатывающей промышленности, науки и "социально-ориентированных" отраслях), реальной (открытой), безработицы, в том числе застойной (длительной) ее компоненты.

Успешное решение задач, отнесенных к долгосрочной перспективе, возможно при пересмотре сложившегося экономического курса с приданием ему более  четкой направленности на повышение  всех видов платежной, в том числе  налоговой, дисциплины, на совершенствование  регулирования внешнеэкономической  сферы, на не инфляционную (т. е. без  расширения денежной эмиссии) поддержку  перспективных направлений производства, науки, сферы услуг.

 

 

2.1 Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости

 

Служба занятости играет в стране ту же роль, что отдел кадров на крупном  предприятии, поскольку ее цель —  управление занятостью, но в масштабах  государства. Эти службы помогают:

- тем, кто ищет работу или  хочет пройти профессиональную  переподготовку;

- предприятиям, желающим идти в  ногу с экономическим и технологическим  развитием и расширяющим производство;

- государству.

- чтобы лучше знать положение  на рынке труда, многие страны  укрепляют свои службы занятости,  отслеживая с их помощью влияние  технологических изменений и  структурной перестройки на занятость.

Сегодня деятельность служб занятости  весьма многообразна. Государство возложило  на них следующие основные задачи:

- оказывать поддержку безработным  и помогать им в поисках  работы;

- организовывать рынок труда  таким образом: чтобы вакансии  заполнялись наиболее квалифицированными  работниками; чтобы текущий и  перспективный спрос на лиц  определенных профессий соответствовал  предложению на рынке труда;

- предлагать и осуществлять  меры по созданию новых рабочих  мест;

- оказывать населению консультации  по профессиональной ориентации, предоставлять ему необходимую  статистическую информацию и  другие посреднические услуги, направленные  на скорейшее трудоустройство  безработных.

К традиционным функциям служб занятости  относятся, такие как выплата  пособий по безработице, выявление  свободных рабочих мест и трудоустройство, распространение информации о вакансиях  и профессиональная ориентация, занятость  иностранных рабочих и возможности  трудоустройства в приграничных районах;

К новым функциям, которые возникают  с изменением социально-экономической  обстановки, относят: специализированное трудоустройство (трудящиеся-инвалиды, управленческий персонал, временное  трудоустройство); профориентация; самозанятость (поощрение самостоятельных поисков работы); содействие самозанятости, особенно в некоторых развивающихся странах; устройство на курсы профессиональной подготовки на предприятиях; помощь в смене профессии; особые программы содействия занятости.

На практике службы занятости выполняют  лишь часть этих функций — в  зависимости от потребностей региона  и страны в целом и имеющихся  ресурсов. В некоторых странах, например, в Германии, службы занятости не только управляют средствами, направляемыми  на выплату пособий по безработице, но и занимаются распределением социальной помощи длительно безработным.

Определен статус и направления  работы Федеральной государственной  службы занятости населения. Для  объективной оценки состояния рынка  труда и положения в области  занятости населения в Российской Федерации в 2001 г. была установлена  форма государственной статистической отчетности, утвержденная приказом Госкомстата  России от 11 января 2001 г. №3.

В целях выработки согласованных  решений по определению и осуществлению  политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Комитеты объединяют представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Данные статистики свидетельствуют  о повышении эффективности работы государственных служб занятости. По данным Министерства труда и социального  развития России, последние два года количество получивших профессиональную консультацию превышает число направленных на профессиональное обучение безработных  граждан более, чем в 2,5 раза.

Анализ многочисленных случаев  успешного трудоустройства позволяет  выделить, помимо профессиональной пригодности («хочу-могу»), дополнительные факторы, по которым можно предсказать  высокую или низкую вероятность  трудоустройства клиента:

- спрос на искомую профессию  (точнее, отношение спроса и предложения);

- требования работодателя к  уровню профессиональной подготовки  и личным качествам безработного;

- уровень компетентности безработного  в рыночных отношениях в области  занятости (знание технологии  поиска работы, умение вести переговоры  с работодателем, владение способами  самопрезентации и саморекламы и т.д.);

- личностный фактор (желание получить  работу, упорство, целеустремленность, общительность, личное обаяние  и т.д.).

Каждый из указанных факторов оценивался профконсультантом совместно с  клиентом. На основе результатов анализа  были сделаны выводы о перспективе  выбора работы или о необходимости  получения переквалификации.

Таким образом, чтобы политика занятости  стала эффективной и результативной, необходимо чтобы она была ориентирована  на регулирование структуры безработицы, на перераспределение рабочей силы по отраслям, повышение мобильности, профессиональной квалификации людей.

Касаемо безработицы в России на данный момент можно привести следующие  данные, собранные Федеральной Службой  Государственной Статистики.

Уровень безработицы в фев 2013 составил 5,76%, изменившись на -0,19% по сравнению с янв 2013 (5,95%), и -0,69% по сравнению с фев 2012 (6,45%).

 Численность экономически активного  населения в фев 2013 составила 75 337 000. Изменение составило 129 000 (0,17%) по сравнению с янв 2013 (75 208 000) и 596 000 (0,80%) по сравнению с фев 2012 (74 741 000).

 Из общего числа экономически  активного населения 71 000 000 были  трудоустроены, и численность  трудоустроенных людей изменилась  на 269 000 (0,38%) по сравнению с янв 2013, когда было 70 731 000 занятых людей, и на 1 083 000 (1,55%) по сравнению с фев 2012, когда 69 917 000 людей имело работу.

 В это же самое время,  количество безработных в фев 2013 составило 4 337 000. При этом изменение составило -140 000 человек (-3,13%) по сравнению с янв 2013 (4 477 000) и -487 000 (-10,10%) в сравнении с фев 2012 (4 824 000).

 Ниже представлено графическое  сопоставление данных по безработице  за текущий и предыдущие года.

гр.1: красным обозначен 2013г., синим 2012 г.

 

 


 

 

Гр. 2 и 3: красным обозначен 2013г., синим 2012 г.

 

Гр. 4: красным обозначен 2013г., синим 2012 г.

 

Ниже представлены усредненные  данные по занятости населения и  уровне безработицы в России по годам в виде таблиц и графиков: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.


Таб. 1

Гр. 5,6,7 (Графики численности по годам)

Гр.8 (График численности по месяцам)

 

Однако, рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.

Тем не менее, среди этого множества  действующих лиц службы занятости  играют главную роль, отслеживая состояние  рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они  справляются с этой ролью, настолько  хорошо функционирует, в общем, и  рынок труда.

Государственные службы занятости – это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости – человек должен быть безработным.

Основными направлениями деятельности государственных служб занятости  являются:

1. регистрация безработных;

2. регистрация вакантных мест;

3. трудоустройство безработных  и других лиц, желающих получить  работу;

4. изучение конъюнктуры рынка  труда и предоставление информации  о ней;

5. тестирование лиц, желающих  получить работу;

6. профессиональная ориентация  и переподготовка безработных;

7. выплата пособий зарегистрированным  безработным.

Исторически службы занятости возникали  как отделы Министерств труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества.

Чаще всего, в соответствии с  рекомендацией Международной Организации  Труда 1948 г, служба занятости является автономной, но находится под контролем  Министерства труда. При этом она  имеет региональные и местные  отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные  центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений  служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений  служб занятости удовлетворять  эти потребности свидетельствует  об эффективности всей организации  работы с экономически активным населением.

Размеры служб занятости различаются  в зависимости от того, какие функции  возложены на них законодательством  той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке  труда в стране.

Качественное изменение роли службы занятости в регулировании рынка  труда требует изменения подходов к взаимодействию службы занятости  со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет  в периоды экономического спада  и структурных сдвигов в экономике. Для регулирования рынка труда  службе занятости населения предоставлены  следующие права:

- запрашивать у работодателей  информацию о предполагаемых  структурных изменениях и иных  мероприятиях, в результате которых  может произойти высвобождение  работников, а также данные о  потребности в рабочей силе, о  количестве высвобождаемых, принятых  и уволенных работников;

Информация о работе Политика занятости в России