Политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

- направлять работодателям, при  наличии у них потребностей  в рабочей силе, граждан, обращающихся  в службу занятости для трудоустройства;

- разрабатывать и вносить на  рассмотрение местных органов  власти предложения об установлении  для работодателей минимального  количества специальных рабочих  мест для граждан, требующих  особой социальной защиты и  испытывающих затруднения в трудоустройстве;

- заключать по доверенности  работодателей от их имени  договоры с гражданами о трудоустройстве  (с предварительной, при необходимости,  профессиональной подготовкой), оплачивать  таким гражданам за счет средств  работодателей стоимость проезда,  суточные за каждый день нахождения  в пути, а также выдавать им  пособия при переезде на новое  место работы.

В механизме регулирования и  организации занятости населения  предусмотрено участие и работодателей, содействующих проведению государственной  политики занятости на основе:

- соблюдения условий договоров  (контрактов, других соглашений), регулирующих  трудовые отношений в соответствии  с законодательством;

- реализации мер, предусмотренных  в коллективных договорах (других  соглашениях) по защите трудящихся  в случае безработицы или приостановке  производства; оказание содействия  в трудоустройстве, профессиональной  подготовке и предоставление  сверхустановленной законодательством  дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;

- трудоустройства определенного  местным органом власти числа  граждан, особо нуждающихся в  социальной защите.

Помимо этого, работодатели обязаны:

- своевременно, не менее чем  за три месяца, и в полном  объеме предоставлять службе  занятости и в профсоюзный  орган информацию о возможных  массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться,  и срок, в течение которого  его намечено осуществить. Они  так же несут ответственность  в установленном законом порядке  за предоставление недостоверных  сведений;

- принимать на работу граждан,  непосредственно обратившихся на  предприятие, на равных основаниях  с гражданами, имеющими направление  службы занятости.

Работодатели имеют право на частичное возмещение средств в виде дополнительных налоговых льгот и других форм компенсации расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для граждан особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого местными органами власти; на получение от службы занятости бесплатной информации о состоянии рынка труда,

При необходимости служба занятости  может компенсировать работодателям  полностью или частично затраты  по организации обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий.

Таким образом, для реализации данного  механизма есть все необходимые  предпосылки.

Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный  поиск работы или обращаются в  органы службы занятости (обращение  гражданина в органы службы занятости  в целях поиска работы — право  гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать  содействие гражданам в поиске подходящей работы.

Осуществить свое право на труд гражданин  может также путем прямого  обращения к работодателю.

Статья 3 Закона «О занятости населения  в РФ» определяет следующие условия  признания гражданина безработным: трудоспособность, поиск работы, готовность приступить к работе, отсутствие заработка  и работы, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту  жительства, наличие всех необходимых  документов, регистрация в органах  службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.

Органы службы занятости вправе рассматривать вопрос о признании  гражданина безработным только при  соблюдении всех вышеперечисленных  условий в совокупности.

Право на пособие по безработице  имеет только тот гражданин, который  в установленном законодательством  порядке признан безработным.

Органы службы занятости оказывают  консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым  трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим  гражданства.

Услуги, связанные с содействием  реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости  бесплатно.

Деятельность государственных  служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается  следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

 

2.2 Кадровые  агентства

 

В процессе развития инфраструктуры бизнеса по подбору персонала  сформировалась структура кадровых агентств, которую можно классифицировать по ряду признаков.

Основой классификации является подразделение  по признаку оплаты труда, соответствии с ним и распределяется оказание услуг. Выделяют следующие типы рекрутинговых  агентств:

- агентства по трудоустройству;

- агентства по подбору и отбору  персонала (кадровые агентства).

Агентства по трудоустройству стремятся  предложить как можно больше вариантов  трудоустройства для людей ищущих работу (здесь они представляют интересы работников), а так же за определенную плату предоставляют доступ работодателям к базам данных своих кандидатов. Эти агентства предлагают населению следующие услуги:

- помощь в составлении резюме;

- психологическое тестирование;

- занесение информации о кандидате  в базу данных;

- размещение резюме и (или)  мини-резюме в средствах массовой  информации и в глобальной  сети Интернет, рассылка резюме  по компаниям;

- консультирование по методам  поиска работы, прохождения собеседования  в компании;

- профориентация;

- направление кандидата;

- предоставление информации об  имеющихся вакансиях на рынке  труда (сборники вакансий).

Вознаграждение данной категории  агентств складывается из взносов, которые люди делают за оказанные услуги, по сути, это платное трудоустройство. Во многих случаях, плату стараются взять и с тех и с других. При трудоустройстве с кандидата берется плата от 30-100% оклада после первого месяца работы в компании. Агентства по трудоустройству, в первую очередь, предлагают компаниям работников из числа граждан, заключивших с агентствами договоры на платное трудоустройство. Чтобы расширить круг таких граждан, агентства публикуют через СМИ рекламу своих услуг. Как правило, специалисты высокой квалификации предпочитают не обращаться в агентства по платному трудоустройству.

Так же особенностью данных агентств является отсутствие возможности тщательного  изучения прорабатываемых вакансий. Они ведут отбор в основном по формальным признакам. Это приводит к направлению в компании большого числа довольно слабых кандидатов.

К негативным аспектам деятельности данных организаций относятся: создание дополнительного барьера между  работниками и предпринимателями; взимание денег с безработных  граждан, находящихся в трудном  материальном положении, создание «видимости»  занятости и т.д.

Положительная роль данных агентств заключается в повышении информированности  на рынке труда о свободных  рабочих местах, содействии поиску работы людям ищущим ее. При этом агентство создает «поток» кандидатов. Поэтому в агентства целесообразно  обращаться, когда необходимо заполнить  рабочие вакансии или должности, не требующие высокой квалификации.

В настоящее время развитие бизнеса  по подбору персонала на Западе имеет  тенденцию к прекращению распространения  или запрещению оказания услуг по платному трудоустройству. В России происходит трансформация агентств начавших свою деятельность с платного трудоустройства в агентства  по подбору персонала. Отчасти это  объясняется снижением доверия  у населения к этому виду агентств, а так же перспективностью и доходностью  агентств по подбору персонала.

Агентства по подбору персонала  представляют на рынке труда интересы предпринимателей, которым необходимы специалисты более высокой квалификации. Гонорар уплачивает компания-заказчик, он составляет примерно от 8 до 25-30 % годовой  оплаты труда подобранного работника. Поиск персонала производится посредством  собственной базы данных и объявлений о вакансиях в СМИ, Интернете. Так же путем использования мини-резюме кандидатов и через прямой поиск. В комплекс услуг, которые предоставляют  эти агентства входит:

- Head-hunting (хэдхантинг) – вид услуг, при которой агентство, занимающееся поиском и отбором руководителей высшего звена, «переманивает» определенного специалиста для компании-заказчика;

- Executive Search (экзекьютив сеч) – поиск и подбор высоко квалифицированного специалиста в области управления;

- Outplacement (аутплейсмент) – вид услуги, при которой агентство занимается целенаправленным трудоустройством персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки и на определенных условиях

- Leasing (лизинг) –предоставление агентством на определенный срок на определенных условиях сотрудников, которые находятся в трудовых отношениях с агентством, в распоряжение фирмы-арендатора.

- Recruitment (рекрутмент) – услуги по подбору руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала.

По сравнению с рынком рекрутинговых  услуг США, в России большую часть  рынка рекрумента занимает услуги по подбору среднего и высшего менеджмента, подбор низкоуровневых позиций не развит.

Отличительная черта кадровых агентств – они не берут деньги с кандидатов, ведь они не оказывают им никаких  услуг.

Кадровое агентство для соискателя – это возможность сделать  карьеру, а не найти работу. Как  правило, эти агентства работают с людьми уже имеющими работу и  им предлагается работа с наиболее лучшими условиями.

Но перевод кадров из одной компании в другую дело не перспективное. Для  избежания этого принят профессионально-этический кодекс консультанта по подбору персонала. Среди заповедей консультанта, самая главная – запрет на целенаправленное переманивание специалистов. В последнее время был сделан вывод о том, что необходимо выращивать собственные кадры, а для этого привлекать студентов вузов и колледжей.

Наиболее распространенным и перспективным  типом являются универсальные агентства, занимающиеся подбором персонала на вакансии практически любого уровня (исключение составляют рабочие специальности), которые могут гибко подстраиваться под меняющиеся условия рынка.

Одним из признаков классификации  является подразделение по типам  найма. Выделяют:

- агентства по подбору на  постоянную занятость;

- агентства по подбору на  временную занятость (лизинг персонала).

Подбор на постоянную занятость  состоит в найме специалистов на контрактной основе на срок от 1 до нескольких лет с возможностью последующего продления трудового контракта  по взаимному согласию сторон. В  условиях современного рынка России это работа по трудовой книжке, которая  неофициально может представлять и  временную занятость.

Подбор на временную занятость (лизинг персонала) — явление, характерное  для стран Европы. О размере  рынка этих услуг говорит увеличение числа компаний, занимающихся этой деятельностью в 1,5 раза. Их суммарный  оборот превышает 60 млрд. долларов. Ежегодный  оборот самой крупной на этом рынке  международной компании Manpower оценивается более чем в 4 млрд. долларов.

Позитивными сторонами использования  лизинга является снижение издержек предпринимателей, гибкое приспособление к изменению рынка.

Для нормального функционирования современной рыночной экономики  требуются специализированные бизнес — услуги, в том числе в области  работы с персоналом. По мнению специалистов, в России уже сформировалась отрасль  услуг по подбору персонала.

Современный рынок услуг по подбору  персонала характеризуется следующими чертами:

- широкое распространение агентств  по регионам, свидетельствующее  о востребованности рекрутмента;

- повышение качества предоставляемых  услуг, что связано с повышением  числа заказов;

Информация о работе Политика занятости в России