Политика занятости в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ.docx

— 177.94 Кб (Скачать файл)

Замминистра отметила, что мероприятия  подпрограммы «Активная политика занятости  населения и социальная поддержка  безработных граждан» в первую очередь  направлены на содействие трудоустройству  граждан, которые испытывают трудности  при поиске работы. Это инвалиды, многодетные родители, родители детей-инвалидов, люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Как сообщила Татьяна Блинова, в рамках программы ежегодно планируется оснащать 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах на эти цели проектом программы предусматривается порядка 870-920 млн рублей ежегодно. Кроме того, «на 2013 год предусмотрены средства в объеме 1,017 млрд рублей на реализацию мер по снижению напряженности, именно как дополнительные мероприятия, для тех субъектов РФ, которые относятся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Их у нас 15, это регионы Северного Кавказа, Забайкальский край, Республика Калмыкия и другие», — добавила замминистра.

«В первую подпрограмму входит и  разработка мер по выработке оптимального механизма выплаты пособия по безработице», — пояснила замминистра. По ее словам, предусмотрено создание рабочей группы по решению вопроса  об увеличении размера пособия по безработице.

Татьяна Блинова отметила, что прописанные в проекте госпрограммы мероприятия уже реализуются. Так, Минтрудом России подготовлен законопроект, устанавливающий запрет на распространение работодателем или его представителем информации о вакантных рабочих местах, содержащую ограничения дискриминационного характера, в том числе по возрасту.

Кроме того, разработан законопроект, который расширяет круг получателей  госуслуг в области содействии занятости. То есть в случае принятия законопроекта учредители или члены организаций, не имеющие дохода (например, учредители ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и др.), при потере работы смогут быть признаны безработными и будут защищены в той же мере, что и другие граждане.

По словам Татьяны Блиновой, подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» нацелена на привлечение квалифицированной рабочей силы за счет внешней трудовой миграции и снижение незаконно работающих в России иностранных граждан.  Уже подготовлен законопроект, направленный на совершенствование механизма определения потребности России в иностранных работниках.

Третья подпрограмма предполагает те мероприятия, которые обеспечат  развитие самих инструментов на рынке  труда, позволит ввести национальную систему  квалификации и профессиональные стандарты, приведет к повышению минимального размера оплаты труда и росту зарплат в целом.

Все эти меры, по оценке Татьяны  Блиновой, позволят снизить уровень безработицы, как регистрируемой, так и общей, рассчитываемой по методологии МОТ. 

«Сейчас достаточно стабильная ситуация в России по общей безработице, которая  составляет 4,1 млн человек, и по регистрируемой — это 1,07 млн», — подчеркнула заместитель министра.

Татьяна Блинова сообщила, что проект Госпрограммы уже направлен на согласование в заинтересованные ведомства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Система мер по регулированию и  организации занятости населения  включает в себя:

  • регулирование занятости населения. Правительство разрабатывает финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране;
  • федеральную государственную службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан;
  • финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих;
  • организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ;
  • социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного  рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана  с другими программами, со структурной  перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого  предпринимательства. Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. Необходима соответствующая перестройка образования и профуче-бы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.

Значительным фактором увеличения безработицы является сокращение ВПК  и Вооруженных Сил. Необходимо разработать  специальные программы развития и диверсификации районов с высокой  концентрацией военных предприятий, обеспечить финансирование инвестиций в конверсию из государственного бюджета за счет сокращения военных  расходов, создать льготный налоговый  режим для частных инвестиций в этих районах.

Определенную роль в улучшении  положения в области занятости  может сыграть организация общественных работ. Хотя, как показывает международный  опыт, эта мера имеет временный  характер, обеспечивая в основном кратковременную занятость и  преимущественно в сфере малоквалифицированного труда.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет  усиление трудовой мотивации, что требует  более тесной увязки оплаты труда  с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в  собственности и управлении. Это  имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих  резервов повышения производительности труда и экономического роста.

Проблемы безработицы можно  было бы смягчить и за счет более  широкого использования нестандартных  видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных  предприятий лицами, потерявшими  работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и  законодательные условия, а также  выполнение тех законодательных  актов, которые уже действуют.

Осуществление эффективной и перспективной  политики занятости требует прогнозирования  основных показателей занятости  и развития трудовых ресурсов, развертывания  фундаментальных исследований в  этой области.

Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.

В реализации среднесрочной программы  социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:

- сокращения уровня бедности  населения и связанного с этим  роста платежеспособного спроса  со стороны большинства категорий  граждан;

- безусловной приоритетности инвестиций  в человека, и, прежде всего,  в образование, которое является  непременным условием конкурентоспособности  нашей страны в мировой экономике;

- создания для трудоспособного  населения экономических условий,  позволяющих гражданам за счет  собственных доходов обеспечить  более высокий уровень социального  потребления, включая комфортное  жилье, лучшее качество услуг  в сфере образования и здравоохранения,  достойный уровень жизни в  пожилом возрасте.

Успешное выполнение всех указанных  задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень  важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.

Политика занятости как важнейшая  составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для  возможно более полного использования  потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная  политика занятости должна быть еще  более тесно взаимосвязана с  общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости  при принятии решений в области  инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной  политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ. В ходе длительной эволюции рыночной экономики в промышленно  развитых странах однозначно подтверждено, что ущемление прав человека в  трудовой сфере экономически не выгодно  для общества в целом. Важным принципом, с позиции занятости, который  должен претворяться в жизнь в  среднесрочной перспективе, является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что варианты мер, направленных на развитие экономики, до их окончательного принятия должны оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. В частности, масштабы и сроки  высвобождения рабочей силы, ускорение  которого начинается при ужесточении  финансово-кредитной политики, следует  согласовывать с возможностями  расширения спроса на рабочую силу в отдельных регионах с учетом поддержания имеющихся рабочих  мест или ввода новых. Это позволит избежать хронической массовой безработицы.

При определении основных направлений  деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости  и рынка труда в первую очередь  необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности  населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн до 89,3 млн человек, или на 1,4 млн человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст.

Одна из важных составляющих гибкости рынка труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через  средства массовой информации, негосударственные  фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т.д.). При этом государственные службы занятости должны работать в плотной  конкурентной среде.

Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости  является повседневное внедрение современных  методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение  в практике служб занятости промышленно  развитых стран. Профилирование позволяет  с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению  проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля». Услуги службы занятости в части трудоустройства  оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением  системы пособий по безработице. Это означает, что система критериев  назначения пособий по безработице  должна быть пересмотрена. Их выплату  необходимо максимально увязать  с результатами профилирования безработных  с тем, чтобы право на получение  пособий возникало преимущественно  у тех категорий безработных, которые являются наиболее уязвимыми  и нуждаются в активном содействии службы занятости населения. В силу того, что профиль уязвимых категорий  безработных может сильно варьировать  в территориальном разрезе, следует  допустить возможность существенной дифференциации условий предоставления пособий по безработице в зависимости  от состояния рынка труда. Такая  дифференциация, в свою очередь, делает необходимым активное межрегиональное  перераспределение финансовых ресурсов в пользу регионов с повышенным числом безработных, относящихся к уязвимым категориям по результатам профилирования.

С этой целью, начиная с 2001 года, финансирование государственной политики занятости  полностью переведено на бюджетную  основу. При этом предполагается, что  выплата пособий по безработице  будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств  по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих  право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении  минимальных размеров пособий.

Информация о работе Политика занятости в России