Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа
Объект исследования в данной работе: рынок труда и государственная политика занятости населения.
Предмет исследования: взаимосвязь между экономическими субъектами, складывающихся на рынке труда и в сфере занятости.
Задачи данной работы:
1.Раскрыть характерные особенности рынка труда.
2.Рассмотреть государственную политику в области содействия занятости населения и её перспективы развития.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Рынок труда и его характеристика. 6
2. Политика занятости и регулирование рынка труда 14
Заключение. 44
Список использованной литературы. 49
Замминистра отметила, что мероприятия подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» в первую очередь направлены на содействие трудоустройству граждан, которые испытывают трудности при поиске работы. Это инвалиды, многодетные родители, родители детей-инвалидов, люди предпенсионного и пенсионного возраста.
Как сообщила Татьяна Блинова, в рамках программы ежегодно планируется оснащать 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. В 2013-2015 годах на эти цели проектом программы предусматривается порядка 870-920 млн рублей ежегодно. Кроме того, «на 2013 год предусмотрены средства в объеме 1,017 млрд рублей на реализацию мер по снижению напряженности, именно как дополнительные мероприятия, для тех субъектов РФ, которые относятся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Их у нас 15, это регионы Северного Кавказа, Забайкальский край, Республика Калмыкия и другие», — добавила замминистра.
«В первую подпрограмму входит и разработка мер по выработке оптимального механизма выплаты пособия по безработице», — пояснила замминистра. По ее словам, предусмотрено создание рабочей группы по решению вопроса об увеличении размера пособия по безработице.
Татьяна Блинова отметила, что прописанные в проекте госпрограммы мероприятия уже реализуются. Так, Минтрудом России подготовлен законопроект, устанавливающий запрет на распространение работодателем или его представителем информации о вакантных рабочих местах, содержащую ограничения дискриминационного характера, в том числе по возрасту.
Кроме того, разработан законопроект, который расширяет круг получателей госуслуг в области содействии занятости. То есть в случае принятия законопроекта учредители или члены организаций, не имеющие дохода (например, учредители ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и др.), при потере работы смогут быть признаны безработными и будут защищены в той же мере, что и другие граждане.
По словам Татьяны Блиновой, подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» нацелена на привлечение квалифицированной рабочей силы за счет внешней трудовой миграции и снижение незаконно работающих в России иностранных граждан. Уже подготовлен законопроект, направленный на совершенствование механизма определения потребности России в иностранных работниках.
Третья подпрограмма предполагает те мероприятия, которые обеспечат развитие самих инструментов на рынке труда, позволит ввести национальную систему квалификации и профессиональные стандарты, приведет к повышению минимального размера оплаты труда и росту зарплат в целом.
Все эти меры, по оценке Татьяны Блиновой, позволят снизить уровень безработицы, как регистрируемой, так и общей, рассчитываемой по методологии МОТ.
«Сейчас достаточно стабильная ситуация в России по общей безработице, которая составляет 4,1 млн человек, и по регистрируемой — это 1,07 млн», — подчеркнула заместитель министра.
Татьяна Блинова сообщила, что проект Госпрограммы уже направлен на согласование в заинтересованные ведомства.
Система мер по регулированию и
организации занятости
Политика занятости имеет
Значительных усилий и средств требует осуществление программ обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления и Вооруженных Сил. Необходима соответствующая перестройка образования и профуче-бы с учетом новых требований. Система образования должна быстро реагировать на меняющийся спрос на профессии. Средним и высшим учебным заведениям следует скорректировать свои учебные планы и методы преподавания. Необходимо, чтобы молодые люди получали профессии, которые пользуются спросом, также необходима новая система переподготовки взрослых людей, которая обеспечивала бы быструю адаптацию и повышение квалификации трудящихся.
Значительным фактором увеличения
безработицы является сокращение ВПК
и Вооруженных Сил. Необходимо разработать
специальные программы развития
и диверсификации районов с высокой
концентрацией военных
Определенную роль в улучшении
положения в области занятости
может сыграть организация
Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют.
Осуществление эффективной и перспективной
политики занятости требует
Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Требуется психологическая подготовка людей к этому социальному явления. Правовая безграмотность большей части населения делает его беззащитным в случае массовых увольнений. Юридическое просвещение, в т.ч. в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны стать частью государственной политики.
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:
- сокращения уровня бедности
населения и связанного с этим
роста платежеспособного
- безусловной приоритетности
- создания для трудоспособного
населения экономических
Успешное выполнение всех указанных задач, как можно заметить, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения.
Политика занятости как
В новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн до 89,3 млн человек, или на 1,4 млн человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст.
Одна из важных составляющих гибкости рынка труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т.д.). При этом государственные службы занятости должны работать в плотной конкурентной среде.
Одним из ключевых элементов нового
подхода к политике занятости
является повседневное внедрение современных
методов профилирования безработных,
которые получили широкое распространение
в практике служб занятости промышленно
развитых стран. Профилирование позволяет
с помощью специальных
С этой целью, начиная с 2001 года, финансирование
государственной политики занятости
полностью переведено на бюджетную
основу. При этом предполагается, что
выплата пособий по безработице
будет полностью осуществляться
за счет средств федерального бюджета,
а распределение этих средств
по территориям будет