Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти.
Задачи, которые мы поставили перед собой в нашей работе, это:
во-первых, рассмотреть современные концепции управления персоналом,
во-вторых, изучить основные принципы формирования системы управления персоналом в организации;
в-третьих, рассмотреть кадровую политику организации;
в-четвертых, изучить функции, структуру и технологию работы служб управления персоналом.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы системы управления персоналом в современной организации………….…….............................................................. 6
1.1. Управление персоналом в современных условиях:
понятия, сущность, цели, задачи, функции…………………….........…6
1.2. Кадровая политика организации в органах государственной и муниципальной власти..……..................................................................16
1.3. Технология работы службы управления персоналом…..…….……….20
1.4. Эффективность системы управления персоналом в организации........22
7.Эффективные инструменты управления персоналом…………………27
Глава 2. Сравнительный анализ деятельности служб персонала
в органах государственной власти и
коммерческих организациях…………………………………………34
2.1. Общие направления деятельности служб персонала
в органах государственной власти и коммерческих структурах….....34
2.2. Конкурсы на замещение вакантных должностей……………………..36
2.3. Аттестация…………………………………………………………….…45
2.4. Кадровый резерв…………………………………… …………………..57
Заключение…………………………………………………………………..…….64
Список использованных источников и литературы…………………………67
опираться
на разные подходы: субъективную волю
руководителя, излишне централизованные,
формально-бюрократические
Кадровая политика в современных условиях должна исходить из приоритета человеческой личности и иметь под собой надежную научную базу. По мнению профессора Радченко А. И.,3 в основе подбора и расстановки кадров органов государственного и муниципального управления должны лежать научные принципы:
- законности, предусматривающей соблюдение требований законодательства, других нормативных актов, регламентирующих решение кадровых вопросов;
- социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- приоритетности конкурсного вида подбора кадров относительно назначения на должность;
- испытательного срока для граждан, впервые назначаемых на должность в органах государственного или муниципального управления;
- подбора кадров по деловым, профессиональным и нравственным качествам на основе комплексной и объективной их оценки;
- гласного, демократичного решения кадровых вопросов с учетом общественного мнения;
- систематического обновления кадров с обеспечением преемственности в работе и притока молодых сил.
К сожалению, на практике соблюдение данных принципов - скорее исключение, чем норма. В действительности создание и особенно реализация государственной (муниципальной) кадровой политики испытывает на себе ряд сложностей. Основными сдерживающими факторами являются:
- социально-политическая нестабильность в стране, кризисное состояние экономики;
- нечеткость стратегической ориентации общества;
- нестабильность структуры власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях;
- слабая законодательная и нормативная база деятельности государственного и муниципального аппарата;
- недостаточная разработанность теоретической и методологической базы кадровой деятельности в сфере государственной и муниципальной службы в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики.
Все
это затрудняет формирование кадрового
корпуса государственной и
Решение имеющихся проблем возможно с учетом достижений отечественного и мирового опыта формирования и регулирования кадровых отношений, при опоре на богатые национальные традиции, российский менталитет, стремление людей к демократическому обновлению общества. Современная кадровая деятельность должна быть адекватна реальным условиям и задачам развития российского общества, она должна включать в себя прогрессивные формы и методы подбора, использования и оценки кадров, формирования резерва и организации профессионального обучения персонала, меры по мотивации труда работников, условия социально-правовой защиты служащих.
Для
достижения такого результата на федеральном,
региональном и местном уровнях необходимо
правовое оформление и регламентирование
вопросов кадрового обеспечения
системы государственного
и муниципального управления.
1.1.
Управление персоналом
в современных
условиях: понятия,
сущность, цели, задачи,
функции
Управление
человеческими ресурсами - главная
функция любой организации. Политика
организации меняется на глазах - от
технократического подхода к
определению будущих
Организация управления персоналом - это структура системы работы с персоналом в организации, включающая два основных компонента: собственно отделы управления персоналом и руководителей сотрудников в иерархической системе организации. 5
Основные понятия
Определение
«Управление персоналом» можно
сформулировать как процесс системного,
планомерно организованного, с помощью
взаимосвязанных
То есть «Управление персоналом» представляет собой процесс воздействия организации или действующей в ней кадровой службы на ее сотрудников с помощью комплекса специальных методов, направленных на достижение определенных целей.
Управление персоналом базируется на следующих исходных положениях:
Руководство
персоналом как функция управления
призвана объединять, координировать,
увязывать и интегрировать все
прочие функции в единое целое. Достигается
это реализацией принципов
Таблица 1
Основные принципы работы с персоналом
Название принципа | Содержание принципа |
Эффективность |
Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом от производственной деятельности |
Прогрессивность | Соответствие системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам |
Перспективность | При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации |
Комплексность |
При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.), и охватывать все сферы работы с персоналом |
Оперативность | Своевременное
принятие решений по анализу и
совершенствованию системы |
Оптимальность |
Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства |
Простота | Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству |
Научность |
Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях |
Иерархичность |
В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления |
Автономность |
В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей |
Согласованность | Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени |
Устойчивость | Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом |
Многоаспектность |
Управление
персоналом, как по вертикали, так
и по горизонтали может |
Плановость | Началом всей работы является установление на длительный период направлении, темпов и пропорций развития производства, связанных с этим изменений в структуре персонала |
Вознаграждение | Базируется
на результатах индивидуального
труда и эффективности |
Подбор
и расстановка |
Для обеспечения эффективного функционирования организаций в ней должна быть разработана система подбора, набора и расстановки кадров. Развитие, обучение, перемещение и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, классификацией, способности, интересами и потребностями организации |
Эффективная
занятость |
Связана с потребностями бизнеса, индивидуальным уровнем производительности труда, способностями и квалификацией. Индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективно |
| |
Ротация | Временное выбытие
отдельных работников не должно прерывать
процесс осуществления каких
либо функций. Для этого каждый работник
системы управления персоналом должен
уметь имитировать функции |
Оптимальное соотношение управленческих ориентаций | Диктует необходимость опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства |
Концентрация | Рассматривается в двух направлениях: как концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решение основных задач или как концентрация однородных функций в одном подразделение системы управления персоналом, что устраняет дублирование |
Специализация | Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующихся на выполнении групп однородных функций |
Параллельность | Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом |
Адаптивность (гибкость) | Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы |
Преемственность | Предполагает общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление |
Непрерывность | Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени «прослеживания» документов, простоев технических средств управления и т.п. |
Ритмичность | Выполнение одинакового объема работ в разные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом |
Технологическое единство | Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом |
Комфортность | Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, специальное оформление документов с выделением существенной информации и т. д. |
Коллегиальность
управления |
Профессионалы-менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляя управленческий штат |
Рассмотрим структуру управления персоналом, которая включает в себя следующие направления деятельности:
Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.
Цели управления персоналом
Между целями и функциями существуют определенные различия.
Цель – это состояние, к которому стремятся, а функция – это фактическое действие.
Формирование системы управления персоналом предполагает, прежде всего, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).
Целями управления персонала предприятия (организации) являются:
Задачи управления персоналом
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.