Повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти.

Задачи, которые мы поставили перед собой в нашей работе, это:

во-первых, рассмотреть современные концепции управления персоналом,

во-вторых, изучить основные принципы формирования системы управления персоналом в организации;

в-третьих, рассмотреть кадровую политику организации;

в-четвертых, изучить функции, структуру и технологию работы служб управления персоналом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы системы управления персоналом в современной организации………….…….............................................................. 6

1.1. Управление персоналом в современных условиях:

понятия, сущность, цели, задачи, функции…………………….........…6

1.2. Кадровая политика организации в органах государственной и муниципальной власти..……..................................................................16

1.3. Технология работы службы управления персоналом…..…….……….20

1.4. Эффективность системы управления персоналом в организации........22

7.Эффективные инструменты управления персоналом…………………27
Глава 2. Сравнительный анализ деятельности служб персонала

в органах государственной власти и

коммерческих организациях…………………………………………34

2.1. Общие направления деятельности служб персонала

в органах государственной власти и коммерческих структурах….....34

2.2. Конкурсы на замещение вакантных должностей……………………..36

2.3. Аттестация…………………………………………………………….…45

2.4. Кадровый резерв…………………………………… …………………..57

Заключение…………………………………………………………………..…….64

Список использованных источников и литературы…………………………67

Файлы: 1 файл

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

опираться на разные подходы: субъективную волю руководителя, излишне централизованные, формально-бюрократические технологии, односторонние оценки работников (главное  не профессионализм, компетентность, а  верность начальнику, лидеру) или на волю народа, социума (региона, района, коллектива), демократические механизмы выявления и реализации этой воли в особенности на основе выборности, гласности, отчетности. Представляется, что сегодня органы государственного и муниципального управления должны взять, в качестве исходной для своей кадровой политики одну из обозначенных концепций (преимущественно вторую), и дополнить ее отдельными позитивными идеями и позициями другой. На наш взгляд, это был бы наиболее рациональный путь решения проблемы.

     Кадровая  политика в современных условиях должна исходить из приоритета человеческой личности и иметь под собой  надежную научную базу. По мнению профессора Радченко А. И.,3 в основе подбора и расстановки кадров органов государственного и муниципального управления должны лежать научные принципы:

     - законности,    предусматривающей    соблюдение    требований законодательства, других нормативных актов, регламентирующих решение кадровых вопросов;

     - социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

     - приоритетности конкурсного вида подбора кадров относительно назначения на должность;

     - испытательного срока для граждан, впервые назначаемых на должность в органах государственного или муниципального управления;

     - подбора кадров по деловым, профессиональным и нравственным качествам на основе комплексной и объективной их оценки;

     - гласного, демократичного решения кадровых вопросов с учетом общественного мнения;

     - систематического    обновления    кадров    с    обеспечением преемственности в работе и притока молодых сил.

     К сожалению, на практике соблюдение данных принципов - скорее исключение, чем  норма. В действительности создание и особенно реализация государственной (муниципальной) кадровой политики испытывает на себе ряд сложностей. Основными сдерживающими факторами являются:

     - социально-политическая нестабильность в стране, кризисное состояние экономики;

     - нечеткость стратегической ориентации общества;

     - нестабильность структуры власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях;

     - слабая законодательная и нормативная база деятельности государственного и муниципального аппарата;

     - недостаточная разработанность теоретической и методологической базы кадровой деятельности в сфере государственной и муниципальной службы в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики.

     Все это затрудняет формирование кадрового  корпуса государственной и муниципальной  службы, ориентированного на работу в  современных условиях и ответственность  за обеспечение демократической  стабильности, соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан России4.

     Решение имеющихся проблем возможно с  учетом достижений отечественного и  мирового опыта формирования и регулирования  кадровых отношений, при опоре на богатые национальные традиции, российский менталитет, стремление людей к демократическому обновлению общества. Современная кадровая деятельность должна быть адекватна реальным условиям и задачам развития российского общества, она должна включать в себя прогрессивные формы и методы подбора, использования и оценки кадров, формирования резерва и организации профессионального обучения персонала, меры по мотивации труда работников, условия социально-правовой защиты служащих.

     Для достижения такого результата на федеральном, региональном и местном уровнях необходимо правовое оформление и регламентирование вопросов   кадрового   обеспечения   системы   государственного   и муниципального управления.  

     1.1. Управление персоналом  в современных  условиях: понятия,  сущность, цели, задачи, функции 

     Управление  человеческими ресурсами - главная  функция любой организации. Политика организации меняется на глазах - от технократического подхода к  определению будущих потребностей людей и развитию их потенциала. В условиях современного мира усиливается роль и значение системы управления персоналом для достижения организацией своих целей.

     Организация управления персоналом - это структура  системы работы с персоналом в  организации, включающая два основных компонента: собственно отделы управления персоналом и руководителей сотрудников в иерархической системе организации. 5

     Основные  понятия

     Определение «Управление персоналом» можно  сформулировать как процесс системного, планомерно организованного, с помощью  взаимосвязанных организационных, экономических и социальных механизмов управления, воздействия на персонал организации с целью как обеспечения эффективного функционирования операционного процесса, так и удовлетворения потребностей персонала в их профессиональном и личностном развитии.

       То есть «Управление персоналом» представляет собой процесс воздействия организации или действующей в ней кадровой службы на ее сотрудников с помощью комплекса специальных методов, направленных на достижение определенных целей.

     Управление  персоналом базируется на следующих исходных положениях:

  1. необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации (фирмы);
  2. количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства;
  3. определение необходимого пакета компенсаций для эффективной работы на рынке труда.

     Руководство персоналом как функция управления призвана объединять, координировать, увязывать и интегрировать все  прочие функции в единое целое. Достигается  это реализацией принципов работы с персоналом, их взаимодействием. Под принципом понимается научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать или соблюдать (табл. 1).

     Таблица 1

     Основные  принципы работы с  персоналом

Название  принципа Содержание  принципа
Эффективность  
Предполагает наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом от производственной деятельности
Прогрессивность Соответствие  системы управления персоналом передовым  зарубежным и отечественным аналогам
Перспективность При формировании системы управления персоналом следует  учитывать перспективы развития организации
Комплексность 
При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.), и охватывать все сферы работы с персоналом
Оперативность Своевременное принятие решений по анализу и  совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения
Оптимальность 
Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и  выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства
Простота Чем проще система  управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству
Научность 
Разработка  мероприятий по формированию системы  управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях
Иерархичность 
В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое  взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отдельными руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления
Автономность 
В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей
Согласованность Взаимодействия  между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени
Устойчивость Для обеспечения  устойчивого функционирования системы  управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом
Многоаспектность 
Управление  персоналом, как по вертикали, так  и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и т.п.
Плановость Началом всей работы является установление на длительный период направлении, темпов и пропорций развития производства, связанных с этим изменений в структуре персонала
Вознаграждение Базируется  на результатах индивидуального  труда и эффективности организации (группы)
Подбор  и расстановка 
Для обеспечения  эффективного функционирования организаций в ней должна быть разработана система подбора, набора и расстановки кадров. Развитие, обучение, перемещение и продвижение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, классификацией, способности, интересами и потребностями организации
Эффективная занятость 
Связана с потребностями  бизнеса, индивидуальным уровнем производительности труда, способностями и квалификацией. Индивидуальные проблемы решаются быстро, справедливо и эффективно

    • Принципы  организации работы с персоналом
Ротация Временное выбытие  отдельных работников не должно прерывать  процесс осуществления каких  либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного – двух работников своего уровня
Оптимальное соотношение управленческих ориентаций Диктует необходимость  опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными  на обеспечение функционирования производства
Концентрация Рассматривается в двух направлениях: как концентрация усилий работников отдельного подразделения  или всей системы управления персоналом на решение основных задач или  как концентрация однородных функций  в одном подразделение системы управления персоналом, что устраняет дублирование
Специализация Разделение  труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей специалистов и служащих). Формируются отдельные  подразделения, специализирующихся на выполнении групп однородных функций
Параллельность Предполагает  одновременное выполнение отдельных  управленческих решений, повышает оперативность  управления персоналом
Адаптивность (гибкость) Означает приспособляемость  системы управления персоналом к  изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
Преемственность Предполагает  общую методическую основу проведения работ по совершенствованию системы  управления персоналом на разных ее уровнях  и разными специалистами, стандартное  их оформление
Непрерывность Отсутствие  перерывов в работе работников системы  управления персоналом или подразделений, уменьшение времени «прослеживания»  документов, простоев технических средств  управления и т.п.
Ритмичность Выполнение  одинакового объема работ в разные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом
Технологическое единство Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную  терминологию, деятельность всех подразделений  и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом
Комфортность Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, специальное оформление документов с выделением существенной информации и т. д.
Коллегиальность

управления

Профессионалы-менеджеры  работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляя управленческий штат
 

     Рассмотрим  структуру управления персоналом, которая  включает в себя следующие направления  деятельности:

  • планирование ресурсов – разработка плана удовлетворения потребностей в людских ресурсах и необходимых для этого затрат;
  • набор персонала – создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям;
  • отбор – оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора;
  • определение заработной платы и компенсации – разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала;
  • профориентация и адаптация – введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от них организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку;
  • обучение – разработка программ обучения персонала в целях эффективного выполнения работы и его продвижения;
  • оценка трудовой деятельности – разработка методик оценки трудовой деятельности и доведение ее до работника;
  • повышение, понижение, перевод, увольнение – разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма;
  • подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе – разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров;
  • трудовые отношения – осуществление переговоров по заключению коллективных договоров;
  • занятость – разработка программ обеспечения равных возможностей занятости.

     Обеспечение гарантий занятости для персонала  делает любую фирму более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, создания условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.

     Цели  управления персоналом

     Между целями и функциями существуют определенные различия.

     Цель  – это состояние, к которому стремятся, а функция – это фактическое  действие.

     Формирование  системы управления персоналом предполагает, прежде всего, построение «дерева целей», причем целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей предприятия (организации, фирмы).

     Целями  управления персонала предприятия (организации) являются:

  • повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
  • повышение эффективности производства и труда, в частности, достижение максимальной прибыли;
  • обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

     Задачи  управления персоналом

     Успешное  выполнение поставленных целей требует  решения таких задач, как:

  1. обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
  2. достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
  3. полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
  4. обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивации, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
  5. закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
  6. обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
  7. согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
  8. повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

     Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора оптимальных технологий и методов работы с людьми.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти