Повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:07, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти.

Задачи, которые мы поставили перед собой в нашей работе, это:

во-первых, рассмотреть современные концепции управления персоналом,

во-вторых, изучить основные принципы формирования системы управления персоналом в организации;

в-третьих, рассмотреть кадровую политику организации;

в-четвертых, изучить функции, структуру и технологию работы служб управления персоналом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы системы управления персоналом в современной организации………….…….............................................................. 6

1.1. Управление персоналом в современных условиях:

понятия, сущность, цели, задачи, функции…………………….........…6

1.2. Кадровая политика организации в органах государственной и муниципальной власти..……..................................................................16

1.3. Технология работы службы управления персоналом…..…….……….20

1.4. Эффективность системы управления персоналом в организации........22

7.Эффективные инструменты управления персоналом…………………27
Глава 2. Сравнительный анализ деятельности служб персонала

в органах государственной власти и

коммерческих организациях…………………………………………34

2.1. Общие направления деятельности служб персонала

в органах государственной власти и коммерческих структурах….....34

2.2. Конкурсы на замещение вакантных должностей……………………..36

2.3. Аттестация…………………………………………………………….…45

2.4. Кадровый резерв…………………………………… …………………..57

Заключение…………………………………………………………………..…….64

Список использованных источников и литературы…………………………67

Файлы: 1 файл

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ.doc

— 365.50 Кб (Скачать файл)

     При этом экономическая эффективность  в области управления персоналом понимается как достижение с минимальными затратами на персонал организационных целей – экономических результатов, стабильности, высокой гибкости и адаптивности к непрерывно меняющейся среде, а социальная эффективность – как удовлетворение интересов и потребностей сотрудников (оплата труда, его содержание, возможность личностной самореализации, удовлетворенность, пребыванием в коллективе, общением с руководством, товарищами и т.д.) Главные показатели социальной эффективности – удовлетворенность сотрудников оплатой труда, его содержанием и трудовым коллективом.

     Социальная  эффективность проявляется в  степени достижения индивидуальных целей работников и характеризует  удовлетворение в процессе руководства  ожиданий, желаний, потребностей и интересов  сотрудников. Кроме того, социальная эффективность в свою очередь имеет два основных измерения. Это ориентация на работу и ориентация на отношения с другими людьми.

     Смысл понятия «социальной эффективности» управления персоналом можно выразить как развитие потенциала персонала  организации, особенно управленческого.

     Социальный  эффект от управления персоналом должен выражать степень удовлетворенности  потребностей персонала. Потребности  персонала в общем виде могут  быть сведены к трем видам потребностей:

  • потребности существования – включает в себя, в общем виде, удовлетворение потребностей персонала в средствах к существованию и жилище;
  • потребности взаимоотношений – включает в себя удовлетворенность потребностей персонала во взаимоотношениях с внешней средой (социально- психологический климат в коллективе);
  • потребности в росте (самовыражении) – может быть удовлетворена посредством помощи работнику в личностном и профессиональном развитии, а также в предоставлении работнику возможности творческого самовыражения.

       Для определения социального  эффекта используют следующие показатели:

  • заработная плата в сумме с социальными выплатами (услугами);
  • степень удовлетворенности персонала жильем;
  • текучесть кадров в организации;
  • анализ структуры причин увольнения;
  • показатель социальной напряженности в коллективе;
  • интенсивность обучения, подготовки и переподготовки сотрудников;
  • объем рацпредложений, внесенных работником.

     Организационная эффективность – эффективность  организации управления персоналом и неотъемлемая часть социально-экономической  эффективности управления персоналом.

     Организационная эффективность должна выражать способность системы управления персоналом достижения заданной социально-экономической эффективности.

     Организационный эффект должен выражать суть организационной  эффективности организации управления персоналом. Следовательно, при определении организационного эффекта должна быть учтена степень организационной готовности данной системы к функционированию.

       Эффективность системы управления  персоналом должна учитывать  все три компонента категории  «эффективность»: экономическую, социальную и организационную.

     В основу оценки эффективности системы  управления персоналом положены следующие  принципы:

  • оценка эффективности организации управления персоналом должна иметь количественное выражение и носить интегральный характер, то есть учитывать влияние всего комплекса факторов, формирующих уровень эффективности;
  • оценка эффективности организации управления персоналом может быть обеспечена системой показателей, включающих в себя несколько иерархических уровней и отражающих степень достижения заданного результата;
  • основным заданным результатом следует считать потребность организации в персонале требуемого количества и качества;
  • основным результатом, достигнутым в процессе организации управления персоналом, следует считать изменения в состоянии персонала, кадровой ситуации в организации за конкретный период, выраженные через систему безразмерных показателей;
  • конечный полезный результат, отражающий реальный социально-экономический эффект, получается путем корректировки основного результата, механизмом которой является совершенствование организации управления персоналом.
 

      1.5. Эффективные инструменты  управления персоналом 

     Рассмотрим  основные инструменты управления персоналом, которые используются большинством организаций. Безусловно, к ним можно отнести мотивацию, адаптацию, обучение персонала, морально-психологический климат в организации.

     Мотивация труда 

     Мотивация труда – это побуждения к труду, определяющие отношение к труду  и рабочее поведение работника. Потребности – это важнейшие  предпосылки мотивации. В основе мотивации труда лежит не только наиболее значимые для работника потребности, но и то, в какой степени работник имеет возможность их удовлетворять, работая в данной компании, какие перспективы их удовлетворения он видит в будущем.

     Если  говорить совсем просто о проблеме трудовой мотивации, то это то, в  какой степени работник стремится  работать хорошо, стремиться к высокой  самоотдаче в работе. Это состояние  души. Лежит у человека душа к  тому, чтобы хорошо, добросовестно  работать в данной компании или нет. А это зависит от того, в какой мере, работая здесь, он удовлетворяет наиболее значимые для него потребности (благосостояние, самоуважение, возможности самореализации и др.), в какой мере он видит связь между собственной хорошей работой и возможностью удовлетворять эти потребности.

     Опыт  ХХ века со всей очевидностью показал, что человеческие ресурсы, находящиеся  в распоряжении компании, являются тем приводным ремнем, который  определяет эффективность использования  всех остальных материальных и нематериальных ресурсов. Именно мотивация персонала, его преданность компании, его настрой на высокую самоотдачу в труде являются основой эффективного раскрытия потенциала человеческих ресурсов любой организации. Самым странным в этой связи является неспособность многих руководителей использовать в процессе управления людьми те знания, которые у них давно и прочно сформировались вне работы, так сказать на бытовом уровне. В общении с членами семьи, родственниками и знакомыми они не раз могли убедиться, что готовность людей к дополнительным усилиям, к сотрудничеству возрастает одновременно с ростом их заинтересованности (то есть мотивации).

     Методы  стимулирования персонала могут  быть самыми разнообразными и зависят  от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

     Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические  и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на7:

  • Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
  • Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия, а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации. 
  • Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)"8.

     Обучение

     Наряду  с мотивацией эффективным инструментом управления персонала является его  обучение.

     В ходе эволюционирования систем управления персоналом за последнее десятилетие, стало ясно, что обученный персонал становится конкурентным преимуществом компании и эффективным ресурсом для достижения ее стратегических целей.

     Обучение  персонала компании — это инвестиции в саму компанию. Давно доказано, что главная ценность любой компании заключается не в деньгах, технологиях, ресурсах и т.п., а в людях. Квалифицированные сотрудники не только обеспечивают стабильность и эффективность работы, но и многократно повышают стоимость самой компании.

     Обучать персонал можно по-разному, в зависимости от задач, которые стоят перед организацией.

     Существуют  разные методы обучения персонала. Например:

  • самообразование персонала;
  • долгосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами компании;
  • краткосрочное обязательное обучение персонала, вызванное необходимостью поддержания технологических процессов на современном уровне;
  • краткосрочное дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами фирмы;
  • наставничество.

     Кроме решения еще нескольких задач, этим способом можно обучать стандартам работы компании. Это не приобретение новых знаний, умений и навыков, а передача имеющихся корпоративных знаний внутри компании.

     Самообразование персонала включает в себя изучение ими специальной литературы, посещение тематических выставок и семинаров, сбор и систематизацию информации. Главное отличие самообразования от дополнительного образования состоит в том, что оно, как правило, не носит системного характера и может не иметь ничего общего со стратегическими задачами компании.

     Долгосрочное  дополнительное обучение персонала, связанное со стратегическими задачами компании, включает в себя получение второго высшего образования, степени МВА, а также участие в долгосрочных обучающих программах и мероприятиях. С точки зрения бизнеса такое образование можно рассматривать как инвестиции в персонал, которые начинают работать через определенное время.

     Краткосрочное обязательное и дополнительное обучение персонала, связанное с оперативными задачами компании — это очень большой спектр различных мероприятий, которые необходимы для эффективного оперативного управления, связанные со стратегическими задачами организации. В эту категорию входят семинары и бизнес-тренинги, которые представляют интерес для компании как на нынешнем этапе, так и в перспективе. Это могут быть конференции и выставки, где происходит обмен опытом. Также сюда можно отнести и участие специалистов компании в работе различных профессиональных клубов и сообществ.

Информация о работе Повышение эффективности деятельности службы управления персоналом в органах государственной и муниципальной власти