Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Данный дипломный проект выполнен на тему «Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя», состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и задачи дипломного проектирования.
Первая глава «Актуальные вопросы личной работы руководителя» посвящается исследованию типов руководителей, подходов к организации личной работы руководителя, принципов тайм-менеджмента.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

 

Планирование

Предвидение

         
   

Моделирование

       
     

Прогнозировнаие

     
       

……

   

Организация

Коммутация

     

Программирование

   

Распределение

       
     

Разграничение

     

Координация

Согласование

   

…..

   
   

Соглашение

   

Упорядочение

     

Кооперация

     

Контроль

Проверка

   

….

   
   

Сравнение

   

Взаимодействие

     

Персонализация

     

Стимулирование

Оценка

   

….

   
   

Выделение

   

Анализ

     

Воздействие

     
       

….

   
         

Активизация

   

Рис. 7. Содержание общих функций руководителя.

Иными словами, формирование и применение каждой из общих функций управления обеспечиваются достаточно разнообразной и сложной внутренней функциональной организацией. Она основывается на известных приемах разделения, специализации и комбинации составляющих, но включает в себя еще и очень важный механизм их инвариантной компоновки и инновационного взаимодействия. Суть действия такого механизма заключается в избирательности применения и широком спектре модификаций компоновки функциональных составляющих, обусловливаемых решаемыми задачами, объектами и условиями реального управления.

В позиционировании основных функций руководителя привлекает внимание соотношение восприятия и применения понятий организации и координации. И действительно, разнообразие понимания, применения или даже подмена сущности координации на организацию встречается в теории и практике менеджмента достаточно часто. Подобные тенденции, их оценки и осуществляющиеся по ним заключения вновь актуализировали вопрос о теоретическом соотношении и практическом применении понятий организации и координации применительно к деятельности руководителя. Более того, они подтолкнули ряд ученых и практиков к предположению о том, что организация включает, должна или может включать в себя содержание координации на уровне субъекта воздействия.

Обоснованное и общепринятое разрешение этой проблемы совершенно необходимо для определения функционального проявления координации в организации и может быть концептуально рассмотрено на следующей модели (см. рис.8).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8. Модель соотношения организации и координации.13

Как видно  даже из поверхностного анализа модели, реальное соотношение организации и координации проявляется в наличии или отсутствии и в связи с этим использовании или нет отношений иерархии. И действительно, организовать руководитель может только имеющиеся ресурсы или подчиненных, но конечный успех дела зачастую зависит еще и от того, чего у него нет, или от тех, кто ему не подчинен. В этом случае совершенно необходимым становится привлечение внешних ресурсов, достижение тех или иных договоренностей. Функция координации как раз и обеспечивает взаимную увязку совместных действий руководителей самостоятельных подразделений или организаций по достижению общей составляющей самостоятельных целей. В этом проявлении функция координации ни в коем случае не входит в организацию, но совершенно необходимо развивает, четко ориентирует и обеспечивает эффективное применение функции организации.

Анализ проблем  складывающегося взаимодействия организации и координации в отечественной практике показывает, что формируемое воздействие часто необоснованно поднимается на более высокий уровень, для которого все участвующие в данном взаимодействии являются подчиненными. Содержание подобного воздействия, так или иначе, преобразуется в организацию, последовательно интегрируемую в единый механизм жесткого действия, что далеко не всегда оправдано ситуацией и эффективно обеспечивает решение стоящих задач.

В большинстве случаев  совместные действия руководителей, не подчиненных непосредственно, необходимо и возможно согласовывать, соответствующим образом координировать, но не организовывать. Их организация чаще всего становится неадекватным действием, тормозящей или выхолащивающей содержание административно-бюрократической процедурой. Здесь замена координации организацией существенно снижает эффективность действий, сводит на нет неограниченные возможности использования кооперационного потенциала, свободных рыночных отношений.

В условиях свободы предпринимательства  функция координации изначально позиционируется в качестве альтернативы организации, обеспечивая прямое, оперативное, равноправное взаимодействие между заинтересованными менеджерами. Оно складывается, развивается и осуществляется на паритетных началах, в режиме реального времени, в рамках единого социально-экономического и административно-юридического рыночного пространства, что позволяет обеспечить наиболее полный, всесторонний и независимый учет общих интересов.

Вместе с  тем содержание и результаты координации в значительной степени зависят от статуса и состояния корреспондирующих руководителей, что далеко не всегда обеспечивает равенство возможностей их взаимодействия. В этом случае координация латентно или открыто эволюционирует в организацию, осуществляемую на основе приоритета неформального статуса или положения одного из них. Это может быть абсолютно неизбежным, но там, где сознательно допускается, должно адекватно пониматься и использоваться в процессе административной организации.

Представленная  конфигурация отражает соотношение  организации и координации не только в исследовании, но и в воздействии на объект. С другой стороны, она позволяет обеспечить взаимодействие или даже трансформацию организации и координации с определенными целями и на конкретных уровнях менеджмента. Проблема комплексной реализации потенциала взаимодействия организации и координации в процессах и системах менеджмента далеко не решена и остается особо актуальной с позиций администрирования.

Состав и  содержание классификации функций менеджмента организации определяются на основе действующего законодательства, уставных положений и координации взаимодействующих сторон. Конкретные формы и разнообразие постановки и реализации функций руководителя в организации достаточно определены и представляют собой устойчиво структурированный спектр. Это позволяет анализировать и классифицировать функциональную организацию в целом, выделяя и детализируя специфику ее формирования и реализации во внутренней или внешней сфере организации.

Внутреннее  содержание функциональной организации  менеджмента представляет собой самостоятельную и достаточно специфическую область, раскрывающую исключительное разнообразие его функциональной организации. На практике это выражается, в том числе, и в частных проявлениях общих функций, объединяемых соответствующей группой классификации составляющих менеджмента организации. Так общая функция планирования может представляться такими частными проявлениями, как комплексный, стратегический, оперативный, финансовый и другие планы, а контроль — инвентаризацией, учетом, сверкой, аудитом, ревизией и т.д.

В реальной организации  выделяются необходимо-конкретные функции менеджмента, по которым формируются соответствующие структурные подразделения. Их состав и содержание приведены на рис. 9.

Выделенные  в данной модели или дополнительно  формируемые в частных случаях конкретные функции определяют не только состав служб и организационную структуру в целом, но и, что особенно важно на практике, административную организацию менеджмента.

  1. Проектирование

[ноу-хау]

Службы

  1. Подбор, подготовка, расстановка кадров

[персонал]

  1. Финансирование

[инвестиции]

  1. Комплексное обеспечение

[снабжение]

  1. Программное функционирование

[действие]

  1. Производственная кооперация

[взаимодействие]

  1. Реконструкция и конверсия

[маневр]

  1. Обеспечение качества труда и результата

[качество]

  1. Оплата труда

[зарплата]

  1. Реализация результатов

[маркетинг]

  1. Обеспечение эффективности

[эффект]

  1. Комплексное развитие

[перспектива]


 

Рис. 9. Конкретные функции менеджмента организации.

И действительно, конкретно выделяемое, формируемое, закрепляемое и осуществляемое функциональное взаимодействие обусловливает необходимость организации самостоятельной системы обеспечения его проведения и контроля исполнения. Получив название административной, такая система целенаправленно организует функционирование подразделений и служб аппарата управления на базе универсально применяемой, общей процедурной технологии. Процесс построения и осуществления этой деятельности получил название «администрирование» и используется в качестве функциональной основы построения и исполнения деятельности менеджера и аппарата управления любой формализованной организации. Пример расширения практики администрирования является разработка и внедрение административных регламентов в деятельность органов власти и государственных учреждений.

Становясь основой структуризации процесса постановки и достижения цели, конкретные функции непосредственно определяют, формируют и взаимоувязывают содержание деятельности отдельных подразделений и служб организации. В свою очередь, комплексность ставящихся и решаемых в данной организации задач, необходимость обеспечения конструктивного взаимодействия между ее подразделениями на постоянной основе обусловливают формирование производных функций. Их состав и содержание во многом определяются спецификой организации, особенностями процесса функционирования.

Администрирование — строгое распределение, закрепление и исполнение комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления на основе систем и процедур жесткого планирования, регламентации и контроля — представляет собой организационно-методическую основу формирования и функционирования всех систем и процессов менеджмента.

Такие традиционные проявления администрирования, как детализация и классификация, представляются не только совершенно необходимыми, но и абсолютно понятными. Нередко они целенаправленно позиционируются парно, отражая органичную, тесную и устойчивую причинно-следственную взаимосвязь, широко и разнообразно используемую в администрировании процессов и систем. Между тем потенциальная палитра их содержания и реализации на порядок шире реально использующихся в настоящее время форм, что значительно ограничивает осуществление эффективного организационного развития, прежде всего в нестандартных ситуациях и процессах.

2.3. Особенности  организации труда руководителя

Ставя и решая задачи организации и оценки труда руководителя, необходимо четко представлять его особенности, обусловливающие возможность разработки и реализации специфических подходов к его осуществлению. Классическая структуризация трудового процесса выделяет в нем четыре основных составляющих: предмет, средство, собственно труд и его продукт. В обычном производственном процессе три из этих составляющих представляются, а значит, и отражаются реальными, материальными характеристиками, что позволяет однозначно и достоверно их оценивать. Управленческий труд вносит как в организацию, так и в оценку этих составляющих вероятностный фактор, и так уже существенно влияющий на конечную эффективность через индивидуальность исполнителя.

Труд руководителя выделяется тем, что его непосредственным предметом, средством и продуктом является не объективная реальность, а лишь ее отражение, представляемое информацией. Причем, если информационная природа предмета и средства труда в той или иной степени свойственны большинству видов профессиональной деятельности, то непосредственный продукт труда руководителя, выступающий в качестве решения, ставит исключительно сложные задачи оценки его эффективности. Информационное выражение непосредственного продукта труда руководителя обусловливает необходимость применения достаточно сложных методик его анализа и оценки.

Информация о работе Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя