Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Данный дипломный проект выполнен на тему «Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя», состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и задачи дипломного проектирования.
Первая глава «Актуальные вопросы личной работы руководителя» посвящается исследованию типов руководителей, подходов к организации личной работы руководителя, принципов тайм-менеджмента.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 624.50 Кб (Скачать файл)

Директор самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы, назначает на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договоры.

Официальное открытие бизнес-инкубатора состоялось 31 мая 2007 года. На сегодняшний день бизнес-инкубатор уже разместил 12 предприятий общей численностью занятых - 67 человек. В 2009 году вступит в строй второй этаж, что позволит разместить в бизнес-инкубаторе до 40 предприятий, численностью занятых не менее 200 человек, а также позволит разместить хорошо оборудованное помещение для обучения резидентов.

В качестве благоприятно среды для развития инновационных проектов в ГУ «НИБИ» предлагается постоянно развивающаяся система бизнес-инкубирования, выраженная в комплексе услуг от предложения оборудованного офиса, обучения до консалтинговых услуг (см. приложение 2).

В целях помощи в развитии инновационных проектов ГУ «НИБИ» тесно сотрудничает с ВУЗами, НИИ, инновационными компаниями, работающими на свободном рынке, общественными организациями, консультационными компаниями, финансовыми организациями, принимает участие в областных конкурсах инновационных проектов.

В настоящее время  наблюдается тенденция сворачивания крупными компаниями инновационной  деятельности, включая сферу IT. Спрос на молодых специалистов, способных сгенерировать новую идею снижается, они предоставлены сами себе. В этих условиях обычно повышают активность малые компании и начинают свой инновационный бизнес. В разработке новых идей малые компании становятся более конкурентными.

Проходя различные виды практик  в ГУ «НИБИ» студенты могут  сформировать для себя мнение хотят ли они быть предпринимателями или они будут хорошими наемными специалистами. Проходя стажировку в компаниях-резидентах ГУ «НИБИ» студенты получают прекрасную возможность проявить себя найти себе интересную работу по окончании ВУЗа. Прецедентов, несмотря на относительно непродолжительную деятельность ГУ «НИБИ», уже достаточно.

Можно сказать, что бизнес-инкубатор  – это необходимый элемент  в решении многих проблем как  для молодых специалистов, так  и для средних и крупных  предприятий в сфере IT.

3.2. Исследование использования рабочего времени руководителем учреждения

В соответствии с целью  дипломного проекта автор провел анализ деятельности руководителя ГУ «НИБИ» с точки зрения функционального  подхода, рассмотренного во второй главе. Анализу подвергся план работы на 2008 г. (см. приложение 3).

Рассмотрим, какие из следующих функций: планирование, организация, координация, контроль, стимулирование, отражены в плане работы учреждения.

В первую очередь, хочется  обратить внимание на тот факт, что план работы называется планом мероприятий. Это очень распространенная ошибка, которая затрудняет осуществление первого компонента тайм-менеджмента: учет времени, хронометраж, позволяющий фиксировать расходы времени. Анализ представленного плана показывает, что на февраль 2008 г. предусмотрено два мероприятия, на март – три, а на апрель – семь мероприятий. Хотя февраль и более короткий месяц, но из плана неясно, чем учреждение и его руководитель занимаются в другие дни месяца. Много вопросов возникает и в отношении других месяцев.

Если количество рабочих  дней в месяце принять за 100% затрат рабочего времени, то подсчитаем, какой  объем рабочего времени нашел  свое отражение в плане мероприятий  на 2008 г. (см. табл. 1).

Анализ данных таблицы 1 показывает, что в плане мероприятий отражена доля рабочего времени ГУ «НИБИ» и руководителя в 17%. Всем понятно, что без планирования, организации и др. все эти мероприятия не состоялись бы. Фактически, план отражает только одну функцию руководителя – контроль. Руководитель знает, когда должно состояться мероприятие, а что ему предшествовало, может остаться за пределами внимания, а значит могут быть нерациональные затраты рабочего времени, либо нерациональное использование других ресурсов учреждения.

Таблица 1.

Затраты рабочего времени,

отраженные в плане  мероприятий на 2008 г., в %.

Месяц

Количество мероприятий

Затраты времени, дни

Кол-во рабочих дней

%  затрат от количества  рабочих дней

1

Январь

0

0

17

0

2

Февраль

2

1,5

20

7,5

3

Март

3

2

20

10

4

Апрель

7

5,5

22

25

5

Май

6

6

20

30

6

Июнь

5

5

20

25

7

Июль

7

6

23

26

8

Август

5

4

21

19

9

Сентябрь

3

2,5

22

11

10

Октябрь

5

5

23

22

11

Ноябрь

5

3,5

19

18

12

Декабрь

2

2

23

9

 

Итого:

50

43

250

17


 

Можно сделать вывод, что функциональный подход не помогает провести анализ деятельности руководителя.

Воспользуемся проектным  подходом, когда анализ деятельности проводится на основе целей и задач  деятельности.

Проведем анализ, какие  мероприятия проводятся в соответствии с   задачами, выполнение которых  возложено на ГУ «НИБИ» (см. табл. 2).

Таблица 2.

Анализ соотношения  задач и мероприятий,

проводимых ГУ «НИБИ», в 2008 г.

Задачи

Мероприятия

1

Предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства  нежилых помещений

5 предприятий – 5 мероприятий

2

Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами власти Нижегородской области и органами местного самоуправления

Заседания комиссий, круглые  столы, совместные совещания – 5 мероприятий

3

Сбор и обработка  правовой, патентно-лицензионной и иной информации, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в сфере инновационной деятельности малого предпринимательства

«Информационный день» - 1 мероприятие

День открытых дверей – 1 мероприятие

Мастер-класс – 2 мероприятия

4

Подготовка предложений  по формированию и совершенствованию  правовой базы в области государственной  поддержки малого предпринимательства  в инновационной сфере деятельности

 

 

-

5

Проведение мероприятий  по привлечению средств российских и иностранных инвесторов для  реализации инновационных проектов субъектов малого предпринимательства  и создания конкурентной среды (в  т.ч. проведение конкурсов, аукционов, выставок)

Конкурсная комиссия по отбору проектов в Бизнес-инкубатор – ежеквартально – 4 заседания

Комиссия по отбору в  Творческий центр – 5 заседаний

6

Создание творческих коллективов, экспертных советов, комиссий

Конкурсная комиссия по отбору проектов в Бизнес-инкубатор  – ежеквартально – 4 заседания

Комиссия по отбору в  Творческий центр – 5 заседаний

7

Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства

Тематические семинары – 5 мероприятий

8

Оказание услуг субъектам  малого предпринимательства по технической эксплуатации помещений

5 предприятий – 5 мероприятий

9

Разработка бизнес-планов

-

10

Предоставление субъектам  малого предпринимательства краткосрочных  займов

 

-

11

Создание и использование  Гарантийного фонда

-

12

Осуществление лизинговых операций

-

13

Проведение научных  исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний

Совместные совещания 

14

Осуществление деятельности по созданию и использованию баз  данных и информационных ресурсов

-

15

Образовательные услуги

24 семинара по различным  аспектам инновационной деятельности  для малого бизнеса


 

Анализ таблицы 2 позволяет  сделать вывод, что не все направления  деятельности ГУ «НИБИ» нашли свое отражение в плане мероприятий. Из 15 строчек незаполненными остались 6 (40%). Получается, что 60% задач нашли свое отражение в плане мероприятий. Соотношение 60:40 известно в организации труда как соотношение «жесткого» и «мягкого» планирования. Автор считает, что с определенной долей условности можно признать этот подход более информативным для анализа деятельности руководителя.

Интервью, проведенное  с директором учреждения, показало, что он не привык вести детальный учет затрат рабочего времени. Он сказал, что ставит перед собой задачи на год, распределяет их равномерно по квартально и по месяцам, с учетом сложившейся практики работы с органами власти, с резидентами и партнерами.

  Для уточнения проблем, существующих в организации времени руководителя и его трех заместителей, начальников отдала, им было предложено ответить на вопросы теста «Как Вы расходуете свое время» (см. приложение 4).16 Данный тест позволяет выяснить отношение респондентов к самой проблеме планирования рабочего времени, а также уточнить, какие подходы к использованию рабочего времени используются, как соотносится рабочее и свободное (личное) время. Результаты ответов представлены в табл. 3. Среднее значение по группе равно 20,5 баллам.

Анализ результатов  позволяет сделать вывод, что  участники опроса исключительно организованные и целеустремленные люди, готовые полностью подчинить себя решению деловых вопросов. Все признают, что рабочий день у них спланирован до минуты. Им нужно задуматься: не слишком ли они в этом усердствуют? Возможно, если они сумеют выйти за поставленные ими же самими жесткие рамки и позволят себе элементы спонтанности и импровизации, это только приумножит их усилия.

Таблица 3.

Результаты ответов  на тест «Как Вы расходуете свое время»,

в баллах

Должность

Баллы

1

Директор ГУ «НИБИ»

22

2

Заместитель директора  по инновационным проектам, начальник отдела инноваций

21

3

Заместитель директора  по развитию, начальник отдела развития

19

4

Начальник общего отдела

20

 

Среднее значение:

20,5


 

 В ходе опроса было выявлено противоречие. С одной стороны, на вопрос: «Часто ли Вы отвлекаетесь на просьбы коллег, не относящиеся к вашим текущим задачам?», ответ был единодушен: «Нечасто – коллеги сами уже знают, что мои дела для меня важнее». С другой стороны, на следующем этапе исследования по учету затрат рабочего времени в течение одной недели на отвлечения уходит столько же времени, сколько и на задержки после работы.

Анализ ответов позволяет  сделать вывод, что наиболее проблемной зоной в планировании рабочего времени  является тот факт, что иногда (не слишком часто) неотложные дела требуют удлинить рабочий день или пожертвовать выходным. Это распространенная российская практика.

Учитывая некоторую  динамику и непредсказуемость повседневной практики, а также отсутствие привычки вести хронометраж рабочего времени, директору и трем начальника отдела, было предложено провести учет затрат рабочего времени в течение одной недели по следующим пяти позициям:

    • время в «трепе»,
    • время на прерывания,
    • задержки после работы,
    • время на тайм-менеджмент,
    • неучтенное время (не помнят, что в это время делали). 

Результат проведенной работы по учету затрат рабочего времени на отвлечения, средний по группе, представлен в табл. 4. В таблице есть графа «плановое значение» - ее показатели получены в ходе интервью. Каждому участнику была дана информация о возможных отвлечениях, и был задан вопрос, сколько времени они готовы потратить на эти отвлечения. Еще более наглядно полученный результат выглядит на рисунке (см. рис. 12).

Таблица 4.

Учет затрат рабочего времени на отвлечения в течение одной рабочей недели, в минутах.

Показатель

Плановое значение

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Ср. знач.

Время в «трепе»

30

90

35

50

20

35

43

Время на прерывания

30

0

36

30

25

14

23

Задержки после работы

15

5

30

33

47

0

22

Время на ТМ

20

10

7

5

35

35

19

Неучтенное время

15

15

10

20

9

17

15

Итого:

110

120

118

138

146

101

122

Информация о работе Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя