Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:03, дипломная работа
Данный дипломный проект выполнен на тему «Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя», состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель и задачи дипломного проектирования.
Первая глава «Актуальные вопросы личной работы руководителя» посвящается исследованию типов руководителей, подходов к организации личной работы руководителя, принципов тайм-менеджмента.
Директор самостоятельно определяет численность, квалификационный и штатный составы, назначает на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договоры.
Официальное открытие бизнес-инкубатора состоялось 31 мая 2007 года. На сегодняшний день бизнес-инкубатор уже разместил 12 предприятий общей численностью занятых - 67 человек. В 2009 году вступит в строй второй этаж, что позволит разместить в бизнес-инкубаторе до 40 предприятий, численностью занятых не менее 200 человек, а также позволит разместить хорошо оборудованное помещение для обучения резидентов.
В качестве благоприятно среды для развития инновационных проектов в ГУ «НИБИ» предлагается постоянно развивающаяся система бизнес-инкубирования, выраженная в комплексе услуг от предложения оборудованного офиса, обучения до консалтинговых услуг (см. приложение 2).
В целях помощи в развитии инновационных проектов ГУ «НИБИ» тесно сотрудничает с ВУЗами, НИИ, инновационными компаниями, работающими на свободном рынке, общественными организациями, консультационными компаниями, финансовыми организациями, принимает участие в областных конкурсах инновационных проектов.
В настоящее время
наблюдается тенденция
Проходя различные виды практик в ГУ «НИБИ» студенты могут сформировать для себя мнение хотят ли они быть предпринимателями или они будут хорошими наемными специалистами. Проходя стажировку в компаниях-резидентах ГУ «НИБИ» студенты получают прекрасную возможность проявить себя найти себе интересную работу по окончании ВУЗа. Прецедентов, несмотря на относительно непродолжительную деятельность ГУ «НИБИ», уже достаточно.
Можно сказать, что бизнес-инкубатор – это необходимый элемент в решении многих проблем как для молодых специалистов, так и для средних и крупных предприятий в сфере IT.
В соответствии с целью дипломного проекта автор провел анализ деятельности руководителя ГУ «НИБИ» с точки зрения функционального подхода, рассмотренного во второй главе. Анализу подвергся план работы на 2008 г. (см. приложение 3).
Рассмотрим, какие из следующих функций: планирование, организация, координация, контроль, стимулирование, отражены в плане работы учреждения.
В первую очередь, хочется обратить внимание на тот факт, что план работы называется планом мероприятий. Это очень распространенная ошибка, которая затрудняет осуществление первого компонента тайм-менеджмента: учет времени, хронометраж, позволяющий фиксировать расходы времени. Анализ представленного плана показывает, что на февраль 2008 г. предусмотрено два мероприятия, на март – три, а на апрель – семь мероприятий. Хотя февраль и более короткий месяц, но из плана неясно, чем учреждение и его руководитель занимаются в другие дни месяца. Много вопросов возникает и в отношении других месяцев.
Если количество рабочих дней в месяце принять за 100% затрат рабочего времени, то подсчитаем, какой объем рабочего времени нашел свое отражение в плане мероприятий на 2008 г. (см. табл. 1).
Анализ данных таблицы 1 показывает, что в плане мероприятий отражена доля рабочего времени ГУ «НИБИ» и руководителя в 17%. Всем понятно, что без планирования, организации и др. все эти мероприятия не состоялись бы. Фактически, план отражает только одну функцию руководителя – контроль. Руководитель знает, когда должно состояться мероприятие, а что ему предшествовало, может остаться за пределами внимания, а значит могут быть нерациональные затраты рабочего времени, либо нерациональное использование других ресурсов учреждения.
Таблица 1.
Затраты рабочего времени,
отраженные в плане мероприятий на 2008 г., в %.
№ |
Месяц |
Количество мероприятий |
Затраты времени, дни |
Кол-во рабочих дней |
% затрат от количества рабочих дней |
1 |
Январь |
0 |
0 |
17 |
0 |
2 |
Февраль |
2 |
1,5 |
20 |
7,5 |
3 |
Март |
3 |
2 |
20 |
10 |
4 |
Апрель |
7 |
5,5 |
22 |
25 |
5 |
Май |
6 |
6 |
20 |
30 |
6 |
Июнь |
5 |
5 |
20 |
25 |
7 |
Июль |
7 |
6 |
23 |
26 |
8 |
Август |
5 |
4 |
21 |
19 |
9 |
Сентябрь |
3 |
2,5 |
22 |
11 |
10 |
Октябрь |
5 |
5 |
23 |
22 |
11 |
Ноябрь |
5 |
3,5 |
19 |
18 |
12 |
Декабрь |
2 |
2 |
23 |
9 |
Итого: |
50 |
43 |
250 |
17 |
Можно сделать вывод, что функциональный подход не помогает провести анализ деятельности руководителя.
Воспользуемся проектным подходом, когда анализ деятельности проводится на основе целей и задач деятельности.
Проведем анализ, какие мероприятия проводятся в соответствии с задачами, выполнение которых возложено на ГУ «НИБИ» (см. табл. 2).
Таблица 2.
Анализ соотношения задач и мероприятий,
проводимых ГУ «НИБИ», в 2008 г.
№ |
Задачи |
Мероприятия |
1 |
Предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений |
5 предприятий – 5 мероприятий |
2 |
Взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами власти Нижегородской области и органами местного самоуправления |
Заседания комиссий, круглые столы, совместные совещания – 5 мероприятий |
3 |
Сбор и обработка правовой, патентно-лицензионной и иной информации, изучение конъюнктуры внутреннего рынка, предоставление консультационной и организационно-методической помощи при разработке программ и проектов в сфере инновационной деятельности малого предпринимательства |
«Информационный день» - 1 мероприятие День открытых дверей – 1 мероприятие Мастер-класс – 2 мероприятия |
4 |
Подготовка предложений
по формированию и совершенствованию
правовой базы в области государственной
поддержки малого предпринимательства
в инновационной сфере |
- |
5 |
Проведение мероприятий по привлечению средств российских и иностранных инвесторов для реализации инновационных проектов субъектов малого предпринимательства и создания конкурентной среды (в т.ч. проведение конкурсов, аукционов, выставок) |
Конкурсная комиссия по отбору проектов в Бизнес-инкубатор – ежеквартально – 4 заседания Комиссия по отбору в Творческий центр – 5 заседаний |
6 |
Создание творческих коллективов, экспертных советов, комиссий |
Конкурсная комиссия по отбору проектов в Бизнес-инкубатор – ежеквартально – 4 заседания Комиссия по отбору в Творческий центр – 5 заседаний |
7 |
Организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм действующего законодательства |
Тематические семинары – 5 мероприятий |
8 |
Оказание услуг субъектам малого предпринимательства по технической эксплуатации помещений |
5 предприятий – 5 мероприятий |
9 |
Разработка бизнес-планов |
- |
10 |
Предоставление субъектам
малого предпринимательства |
- |
11 |
Создание и использование Гарантийного фонда |
- |
12 |
Осуществление лизинговых операций |
- |
13 |
Проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний |
Совместные совещания |
14 |
Осуществление деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов |
- |
15 |
Образовательные услуги |
24 семинара по различным
аспектам инновационной |
Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что не все направления деятельности ГУ «НИБИ» нашли свое отражение в плане мероприятий. Из 15 строчек незаполненными остались 6 (40%). Получается, что 60% задач нашли свое отражение в плане мероприятий. Соотношение 60:40 известно в организации труда как соотношение «жесткого» и «мягкого» планирования. Автор считает, что с определенной долей условности можно признать этот подход более информативным для анализа деятельности руководителя.
Интервью, проведенное с директором учреждения, показало, что он не привык вести детальный учет затрат рабочего времени. Он сказал, что ставит перед собой задачи на год, распределяет их равномерно по квартально и по месяцам, с учетом сложившейся практики работы с органами власти, с резидентами и партнерами.
Для уточнения проблем, существующих в организации времени руководителя и его трех заместителей, начальников отдала, им было предложено ответить на вопросы теста «Как Вы расходуете свое время» (см. приложение 4).16 Данный тест позволяет выяснить отношение респондентов к самой проблеме планирования рабочего времени, а также уточнить, какие подходы к использованию рабочего времени используются, как соотносится рабочее и свободное (личное) время. Результаты ответов представлены в табл. 3. Среднее значение по группе равно 20,5 баллам.
Анализ результатов позволяет сделать вывод, что участники опроса исключительно организованные и целеустремленные люди, готовые полностью подчинить себя решению деловых вопросов. Все признают, что рабочий день у них спланирован до минуты. Им нужно задуматься: не слишком ли они в этом усердствуют? Возможно, если они сумеют выйти за поставленные ими же самими жесткие рамки и позволят себе элементы спонтанности и импровизации, это только приумножит их усилия.
Таблица 3.
Результаты ответов на тест «Как Вы расходуете свое время»,
в баллах
№ |
Должность |
Баллы |
1 |
Директор ГУ «НИБИ» |
22 |
2 |
Заместитель директора по инновационным проектам, начальник отдела инноваций |
21 |
3 |
Заместитель директора по развитию, начальник отдела развития |
19 |
4 |
Начальник общего отдела |
20 |
Среднее значение: |
20,5 |
В ходе опроса было выявлено противоречие. С одной стороны, на вопрос: «Часто ли Вы отвлекаетесь на просьбы коллег, не относящиеся к вашим текущим задачам?», ответ был единодушен: «Нечасто – коллеги сами уже знают, что мои дела для меня важнее». С другой стороны, на следующем этапе исследования по учету затрат рабочего времени в течение одной недели на отвлечения уходит столько же времени, сколько и на задержки после работы.
Анализ ответов позволяет сделать вывод, что наиболее проблемной зоной в планировании рабочего времени является тот факт, что иногда (не слишком часто) неотложные дела требуют удлинить рабочий день или пожертвовать выходным. Это распространенная российская практика.
Учитывая некоторую
динамику и непредсказуемость
Результат проведенной работы по учету затрат рабочего времени на отвлечения, средний по группе, представлен в табл. 4. В таблице есть графа «плановое значение» - ее показатели получены в ходе интервью. Каждому участнику была дана информация о возможных отвлечениях, и был задан вопрос, сколько времени они готовы потратить на эти отвлечения. Еще более наглядно полученный результат выглядит на рисунке (см. рис. 12).
Таблица 4.
Учет затрат рабочего времени на отвлечения в течение одной рабочей недели, в минутах.
Показатель |
Плановое значение |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Ср. знач. |
Время в «трепе» |
30 |
90 |
35 |
50 |
20 |
35 |
43 |
Время на прерывания |
30 |
0 |
36 |
30 |
25 |
14 |
23 |
Задержки после работы |
15 |
5 |
30 |
33 |
47 |
0 |
22 |
Время на ТМ |
20 |
10 |
7 |
5 |
35 |
35 |
19 |
Неучтенное время |
15 |
15 |
10 |
20 |
9 |
17 |
15 |
Итого: |
110 |
120 |
118 |
138 |
146 |
101 |
122 |
Информация о работе Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя