Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров
Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
Факторы, вызывающие текучесть персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. Условно все факторы можно разделить на три группы (Рис. 2).
Рис. 2. Факторы, влияющие на текучесть кадров
А) Внутренние факторы:
1)
Низкая заработная плата.
2)
Но зачастую работники
3)
Отсутствие карьерного роста,
приобретения опыта,
В
данной ситуации можно выстраивать
горизонтальную карьеру: то есть вводить
подразделения в рамках отдела, градации
внутри должности (менеджер, старший
менеджер, ведущий менеджер и т.д.),
связывая каждый уровень с системой
материальной и нематериальной мотивации.
В некоторых компаниях, особенно
связанных с творческим и интеллектуальным
трудом, специально создают новые
подразделения и направления, чтобы
избежать «утечки мозгов». Разумеется,
потребуется, во-первых, изменить штатное
расписание, во-вторых, разработать
новую систему окладов и
4)
Не складывающиеся отношения
с коллективом и руководством,
постоянный дискомфорт на
5)
Однообразное содержание работы
- частая причина высокой
Данная
проблема может быть решена с помощью
ротации персонала, обогащения труда,
побуждения к творчеству. Так, кто-то
из сотрудников может стать
Если
же компании нечего предложить сотруднику
в качестве замены (например, это
менеджер отдела продаж и его некуда
переводить) и время его деятельности
на текущем месте равно
В любом случае, варианты решения проблемы зависят от самой организации, от ее возможностей и специфики [34].
Б) Внешние и личностные факторы (Рис. 3).
Рис. 3. Внешние и личностные факторы, влияющие на текучесть кадров
Неудовлетворительная
демографическая ситуация и качество
трудовых ресурсов при экономическом
росте приводят к дефициту как
квалифицированных, так и неквалифицированных
сотрудников. Дефицит персонала
при высокой конкуренции ведет
к текучести и борьбе работодателей
за кадровые ресурсы и в результате
к росту заработной платы. Рост стоимости
трудовых ресурсов приводит к росту
издержек компании и понижению
К личностным факторам относятся возраст работников, уровень их образования и квалификации, опыт работы.
Известно, что стремление перейти из одной организации в другую обратно пропорционально возрасту. Пик переходов заканчивается в 25 - 30 лет. Чаще меняют работу сотрудники низшей квалификации, не имеющие семьи, перспектив, меньше зарабатывающие, далеко живущие.
Существенно отличается интенсивность текучести в группах работников с разным стажем на предприятии. После трех лет работы на предприятии происходит резкое снижение интенсивности текучести, что связано как с фактором возраста, так и с проблемами адаптации.
Кроме того, низкая информированность кандидата и то, что при приеме работодатель завысил положительные моменты и занизил или скрыл трудности работы в компании, могут спровоцировать возникновение необоснованных ожиданий у работника, что в дальнейшем приведет к росту неудовлетворенности компанией и, следовательно, к увольнению. Вот почему важно не скрывать от кандидата условия, обязанности и характер предстоящей работы [21].
В
некоторых компаниях существует
практика проведения выходного интервью
или анкетирования при
Выходное интервью (анкетирование) позволяет понять истинные причины ухода сотрудников и выявить негативные тенденции в жизни коллектива (например, увольнение сотрудников одного из подразделений из-за непринятия ими стиля управления непосредственного руководителя) и вовремя принять корректирующие меры [33].
Можно вести учет причин, по которым увольняются сотрудники компании, в специальной сводной таблице, представленной на Рис. 4.
Рис. 4. Причины и следствия высокой текучести кадров
При анализе текучести кадров особое внимание необходимо обращать на «потенциальную текучесть», обусловленную скрытой неудовлетворенностью работников. Ее необходимо сравнивать с реальной и исследовать по группам уволившихся и причинам ухода. Если, например, скрытая текучесть высокая, а реальная - низкая, в коллективе действуют внутренние стабилизирующие факторы [21].
Для обстоятельного анализа текучести следует использовать специальные анкеты и анкеты для анализа мотивации к труду.
При увольнении по собственному желанию в зарубежных организациях практикуется проведение заключительного интервью.
Заключительное интервью позволяет:
а)
взвешенно оценить факт увольнения
и все связанные с ним
б) оказать бывшему сотруднику психологическую поддержку, если он в таковой нуждается;
в) получить дополнительную информацию о состоянии дел в организации;
г)
частично или полностью снять
различные претензии обеих
д) в некоторых случаях предотвратить увольнение, сохранив для организации ценного работника.
Главные цели заключительного интервью: анализ «узких мест» в организации; попытка, при необходимости, повлиять на решение сотрудника об увольнении. Информация, получаемая из заключительного интервью, может служить основой для формирования мероприятий по развитию организации, персонала, отношений администрации и сотрудников, руководителя с подчиненными, трудового коллектива и т.п. Проведение заключительного интервью связано с немалыми проблемами. Одна из них заключается в том, что увольняющийся работник во время интервью не захочет точно назвать причину увольнения или сделает это с большой долей субъективности. В этой связи возможны два выхода из положения:
1)
проведение беседы на высоком
уровне психологической
2)
перенос беседы на более
После
того как выявлены и проанализированы
причины текучести кадров, необходимо
разработать программу
Особое внимание следует уделить снижению активной текучести кадров.
Для
этого необходимо совершенствовать
условия труда и систему
Структура
мотивов ухода
1.
Слишком высокая квалификация, отсутствие
сложных заданий,
2.
Недостаточная квалификация
3.
Отсутствие ощущения