Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров на предприятии и нахождение путей ее снижения.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
4. Проанализировать текучесть кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс».
5. Выявить причины текучести кадров.
6. Разработать мероприятия по снижению текучести кадров.
7. Дать оценку экономической эффективности от внедрения мероприятий по снижению текучести кадров

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы текучести кадров и пути ее снижения
1.1 Современные подходы к оценке текучести персонала
1.2 Факторы, вызывающие текучесть персонала
1.3 Управление процессом текучести кадров и методы снижения ее уровня
2. Анализ текучести кадров в цехе 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ трудового потенциала цеха 2422
2.3 Выявление причин текучести кадров цеха 2422
3. Пути снижения текучести кадров в цехе 2242
3.1 Программа мероприятий по снижению текучести кадров
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на снижение текучести в цехе 2422
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 419.98 Кб (Скачать файл)

1.2 Факторы, вызывающие  текучесть персонала

  Факторы, вызывающие текучесть персонала, разнообразны, имеют разные источники, сила их влияния  различна, изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. Условно все факторы можно разделить на три группы (Рис. 2).

    

  Рис. 2. Факторы, влияющие на текучесть кадров

  А) Внутренние факторы:

  1) Низкая заработная плата. Неконкурентоспособные  ставки оплаты труда не способствуют  привлечению новых специалистов  и вынуждают сотрудников искать  более выгодные предложения. При  этом на текучесть может влиять  не только размер оплаты, но  и ее постоянные задержки. В  такой ситуации стоимость зарплаты  фактически снижается, какой бы  высокой и конкурентной она  не была. Текучка в компаниях  с маленькой, но стабильной  зарплатой может быть даже  меньше, чем в компаниях, где  зарплату задерживают, ведь из-за  задержек нарушается уверенность  сотрудников в будущем, не удовлетворяется  потребность в стабильности. Иногда  низкая зарплата и, как следствие,  увольнение специалистов бывают  связаны с невозможностью заработать больше. Например, для менеджеров по продажам это завышенный план выработки, что означает неполучение процентов от сделок [21].

  2) Но зачастую работники недовольны  не столько величиной, сколько  несправедливостью зарплаты, то  есть отсутствием ее связи  с результатами труда, хаосом  в соотношении зарплат специалистов  разных подразделений, резкой  разницей зарплат однородных  специалистов на предприятиях  одного региона. Достичь необходимого  баланса в оплате труда можно.  Для этого необходимо сбалансировать  систему должностных окладов,  выстроить должности по ступенькам  в соответствии с их ценностью  (и в компании, и на рынке  труда), а также учитывать профессионализм  работника. Наиболее объективный  подход - оценка профессиональных  компетенций работников и определение  квалификационной надбавки к  окладу. Должностной оклад и надбавка  к окладу за квалификацию составляют  постоянную часть оплаты труда.  Переменная часть зарплаты должна  уже зависеть от конкретных  результатов работы сотрудника. Причем ориентироваться следует  не только на сиюминутный финансовый  результат, но и на факторы,  влияющие на успешность компании  в будущем. Это повышение профессионализма  работников, оптимизация бизнес-процессов  компании и продуктов, повышение  удовлетворенности клиентов.

  3) Отсутствие карьерного роста,  приобретения опыта, возможности  обучения или повышения квалификации - одна из самых распространенных  причин ухода сотрудников. Часто сотрудник, проработав в компании около года, уже ожидает повышения, в то время как работодатель не имеет реальной возможности продвинуть его по служебной лестнице, даже если по результатам аттестации сотрудник этого заслуживает. Простое повышение заработной платы в таком случае устроит его лишь ненадолго - не более чем на полгода.

  В данной ситуации можно выстраивать  горизонтальную карьеру: то есть вводить  подразделения в рамках отдела, градации внутри должности (менеджер, старший  менеджер, ведущий менеджер и т.д.), связывая каждый уровень с системой материальной и нематериальной мотивации. В некоторых компаниях, особенно связанных с творческим и интеллектуальным трудом, специально создают новые  подразделения и направления, чтобы  избежать «утечки мозгов». Разумеется, потребуется, во-первых, изменить штатное  расписание, во-вторых, разработать  новую систему окладов и бонусов  в данной группе. Естественно, что  руководителями новых направлений  становятся самые достойные из «засидевшихся» сотрудников. При этом новое назначение должно сопровождаться не только повышением заработной платы, но и расширением  должностных полномочий и обязанностей [13].

  4) Не складывающиеся отношения  с коллективом и руководством, постоянный дискомфорт на работе - очень сильный и все более  распространенный побудительный  мотив, чтобы поменять ее, даже  при весьма высоком уровне  оплаты труда в престижной  компании и на солидной должности.

  5) Однообразное содержание работы - частая причина высокой текучести  персонала. Монотонность, скука,  равно как и неопределенность, постоянный стресс приводят к  быстрому профессиональному выгоранию,  усталости, депрессии. Человек,  работающий на одном и том  же месте длительное время,  постепенно теряет интерес к  делу, его производительность падает, и, в конце концов, у него  возникает желание сменить место  деятельности.

  Данная  проблема может быть решена с помощью  ротации персонала, обогащения труда, побуждения к творчеству. Так, кто-то из сотрудников может стать наставником  для новичков, проводить занятия, семинары. Кто-то ощутит интерес к  общественной деятельности и станет автором раздела на корпоративном  сайте или редактором корпоративной  газеты. При этом повышается результативность, однако в случае увольнения сотрудника увеличиваются и потери компании.

  Если  же компании нечего предложить сотруднику в качестве замены (например, это  менеджер отдела продаж и его некуда переводить) и время его деятельности на текущем месте равно продолжительности  его работы в компании в целом, следует сконцентрироваться на увеличении отдачи от «засидевшегося» сотрудника.

  В любом случае, варианты решения проблемы зависят от самой организации, от ее возможностей и специфики [34].

  Б) Внешние и личностные факторы (Рис. 3).

    

  Рис. 3. Внешние и личностные факторы, влияющие на текучесть кадров

  Неудовлетворительная  демографическая ситуация и качество трудовых ресурсов при экономическом  росте приводят к дефициту как  квалифицированных, так и неквалифицированных  сотрудников. Дефицит персонала  при высокой конкуренции ведет  к текучести и борьбе работодателей  за кадровые ресурсы и в результате к росту заработной платы. Рост стоимости  трудовых ресурсов приводит к росту  издержек компании и понижению конкурентоспособности. Компании, которые не могут платить  требуемую зарплату, теряют свои кадры, что при превышении критического значения текучести кадров может  привести к несостоятельности и  дальнейшему банкротству.

  К личностным факторам относятся возраст  работников, уровень их образования  и квалификации, опыт работы.

  Известно, что стремление перейти из одной  организации в другую обратно  пропорционально возрасту. Пик переходов  заканчивается в 25 - 30 лет. Чаще меняют работу сотрудники низшей квалификации, не имеющие семьи, перспектив, меньше зарабатывающие, далеко живущие.

  Существенно отличается интенсивность текучести  в группах работников с разным стажем на предприятии. После трех лет  работы на предприятии происходит резкое снижение интенсивности текучести, что связано как с фактором возраста, так и с проблемами адаптации.

  Кроме того, низкая информированность кандидата  и то, что при приеме работодатель завысил положительные моменты  и занизил или скрыл трудности  работы в компании, могут спровоцировать возникновение необоснованных ожиданий у работника, что в дальнейшем приведет к росту неудовлетворенности  компанией и, следовательно, к увольнению. Вот почему важно не скрывать от кандидата условия, обязанности  и характер предстоящей работы [21].

  В некоторых компаниях существует практика проведения выходного интервью или анкетирования при увольнении сотрудников. Ведь не секрет, что официальная  информация (причины увольнения, зафиксированные  в приказе об увольнении и трудовой книжке) не всегда отражает реальное состояние  дел.

  Выходное  интервью (анкетирование) позволяет  понять истинные причины ухода сотрудников  и выявить негативные тенденции  в жизни коллектива (например, увольнение сотрудников одного из подразделений  из-за непринятия ими стиля управления непосредственного руководителя) и вовремя принять корректирующие меры [33].

  Можно вести учет причин, по которым увольняются  сотрудники компании, в специальной  сводной таблице, представленной на Рис. 4.

    

  Рис. 4. Причины и следствия высокой  текучести кадров

  При анализе текучести кадров особое внимание необходимо обращать на «потенциальную текучесть», обусловленную скрытой  неудовлетворенностью работников. Ее необходимо сравнивать с реальной и  исследовать по группам уволившихся и причинам ухода. Если, например, скрытая текучесть высокая, а реальная - низкая, в коллективе действуют внутренние стабилизирующие факторы [21].

  Для обстоятельного анализа текучести  следует использовать специальные  анкеты и анкеты для анализа мотивации  к труду.

  При увольнении по собственному желанию  в зарубежных организациях практикуется проведение заключительного интервью.

  Заключительное  интервью позволяет:

  а) взвешенно оценить факт увольнения и все связанные с ним последствия;

  б) оказать бывшему сотруднику психологическую  поддержку, если он в таковой нуждается;

  в) получить дополнительную информацию о  состоянии дел в организации;

  г) частично или полностью снять  различные претензии обеих сторон друг к другу;

  д) в некоторых случаях предотвратить увольнение, сохранив для организации ценного работника.

  Главные цели заключительного интервью: анализ «узких мест» в организации; попытка, при необходимости, повлиять на решение  сотрудника об увольнении. Информация, получаемая из заключительного интервью, может служить основой для  формирования мероприятий по развитию организации, персонала, отношений  администрации и сотрудников, руководителя с подчиненными, трудового коллектива и т.п. Проведение заключительного интервью связано с немалыми проблемами. Одна из них заключается в том, что увольняющийся работник во время интервью не захочет точно назвать причину увольнения или сделает это с большой долей субъективности. В этой связи возможны два выхода из положения:

  1) проведение беседы на высоком  уровне психологической компетентности;

  2) перенос беседы на более поздний  срок, когда причины увольнения  и общая ситуация в организации  будут восприниматься бывшим  сотрудником взвешеннее и объективнее [15].

  После того как выявлены и проанализированы причины текучести кадров, необходимо разработать программу действий, направленных на приведение этого показателя к нормальному значению.

  Особое  внимание следует уделить снижению активной текучести кадров.

  Для этого необходимо совершенствовать условия труда и систему поощрений, создавать возможности для профессионального  роста сотрудников, повышать компетентность руководителей разных уровней, формировать  имидж привлекательного работодателя [4].

  Структура мотивов ухода квалифицированных  специалистов и руководителей сотрудников  имеет свою специфику, отличную от специфики  ухода рядового персонала. Эта категория  сотрудников оказывается чувствительна  к более широкому спектру демотиваторов, среди которых отношения с топ-менеджментом и возможности профессионального развития.

  1. Слишком высокая квалификация, отсутствие  сложных заданий, недостаточный  уровень полномочий делают работу  в компании для руководителя  или высококлассного специалиста  неинтересной. Не находя достойного  применения своим навыкам, он  начинает подыскивать нового  работодателя.

  2. Недостаточная квалификация для  выполнения порученных обязанностей, напротив, делает работу слишком  трудной. Сотрудник, который постоянно  не справляется с поставленными  перед ним задачами, испытывает  стресс от ощущения собственной неуспешности. Признать открыто, что доверенная работа не по силам, способны лишь некоторые. Сотрудник, перешедший границу собственной компетентности, в большинстве случаев предпочтет перемену места работы понижению в родной компании. Часто преддверием ухода такого сотрудника является серьезная или длительная болезнь, которая и выдается потом за основную причину расставания с компанией.

  3. Отсутствие ощущения достижения, видимых результатов работы также  подрывает «боевой дух» специалистов  и руководителей. Не многие  люди способны долго работать, не видя отдачи от своего  труда. У большинства возникает  ощущение безысходности, бесполезности  своей деятельности, и это заставляет  сотрудников искать другую работу.

Информация о работе Проблема текучести кадров и пути ее снижения (на примере цеха 2422 ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»)