Процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучит теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Задачи данной работы:
1. Изучить сущность и содержание современного СП в системе менеджмента.
2. Рассмотреть процесс СП на промышленном предприятии.
3. Исследовать формирующуюся систему и процесс СП на конкретном промышленном предприятии, в контексте сформировавшейся модели стратегического планирования.
4. Оценить эффективность СП в ОАО «АСТЗ» и разработать рекомендации по ее повышению.
5. Дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура стратегического планирования на предприятии
2. Анализ стратегического планирования на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.1 Характеристика стратегического планирования на предприятии
2.2 Организация стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.3 Проблемы стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3. Совершенствование стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Объект исследования.docx

— 87.85 Кб (Скачать файл)

Объект исследования: процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод».

Цель работы – изучить  теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия  и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического  планирования на исследуемом предприятии.

Методы исследования: абстрактно-логический метод, статистический анализ, сравнения.

Полученные результаты: изучены  теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия, проанализировано планирование в ОАО  «Ардатовский светотехнический завод» и разработаны практические рекомендации по повышению эффективности стратегического  планирования на исследуемом предприятии.

Область применения – в  практической деятельности ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты  процесса стратегического планирования  на предприятии

1.1 Понятие и основное  назначение стратегического планирования  на предприятии

1.2 Процесс стратегического  планирования на предприятии

1.3 Понятие и структура  стратегического планирования на  предприятии

2. Анализ стратегического  планирования на предприятии  (на примере ОАО "Ардатовский  светотехнический завод")

2.1 Характеристика стратегического  планирования на предприятии

2.2 Организация стратегического  планирования в ОАО "Ардатовский  светотехнический завод"

2.3 Проблемы стратегического  планирования в ОАО "Ардатовский  светотехнический завод"

3. Совершенствование стратегического  планирования в ОАО "Ардатовский  светотехнический завод"

3.1 Рекомендации по совершенствованию  процесса стратегического планирования  в ОАО "Ардатовский светотехнический  завод"

3.2 Создание организационно-экономического  механизма стратегического планирования  в ОАО "Ардатовский светотехнический  завод"

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Стратегическое управление организацией опирается, прежде всего, на постоянное и системное планирование. Но при переходе России к рыночным отношениям планирование оказалось  практически полузабытым. Между  тем оно является одной из важнейших  функций управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование любой организации. Многолетний  опыт зарубежных компаний и российских предприятий убеждает, что недооценка планирования предпринимательской  деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование  или некомпетентное практическое осуществление  зачастую приводит к огромным, ничем  не оправданным экономическим потерям  и, в конечном счете - к банкротству.

Стратегическое планирование в современном менеджменте является одним из ключевых вопросов для рассмотрения. Тому есть свои причины. Во-первых, стратегическое планирование охватывает всю деятельность предприятия в пространственном и временном аспектах. Стратегическое планирование (СП) деятельности предприятия  начинается на этапе определение  бизнеса и сопровождает все стадии развития организации, охватывая все  ее подразделения и функциональные области. Во-вторых, стратегическое планирование, будучи ориентированным в будущее, аккумулирует, синтезирует и генерирует наиболее передовые идеи менеджмента  и пограничных наук. Каждый процесс  СП является сугубо индивидуальным, а  поэтому требует особого, творческого  подхода, свободы мышления, по сути дела являясь инновационным процессом. В-третьих, стратегическое планирование напрямую зависит от организационной  культуры, находится в тесной взаимосвязи  с вопросами работы с персоналом, характеристики которого являются ключевым ограничением СП. Последние также  определяют особенности стратегического  планирования на данном предприятии, в  данном регионе, данной стране.

В Российской Федерации стратегическое планирование формируется в условиях переходного периода: нестабильности макро-, и микросреды, неподготовленности организационной культуры предприятия. Главным препятствием в России для  стратегического планирования является проблема менталитета, усугубленная принципиально  иным прежним подходом к планированию - перспективным экстраполяционным  планированием государственного масштаба по принципу «из прошлого в настоящее  и будущее». На предприятиях прежняя  система планирования конфликтует  с зарождающимся стратегическим планированием, пока доминируя над  последним.

Планирование - не просто умение предусмотреть все необходимые  действия. Это также способность  предвидеть любые неожиданности, которые  могут возникнуть по ходу дела, и  находить оптимальные возможности  с ними справляться.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Правильное определение целей  является важным фактором для достижения успеха в любой деятельности. Человеку необходимо сфокусировать свое внимание на стоящих перед ним проблемах, правильно направить и сконцентрировать свои усилия, и тогда достижение целей принесет удовлетворение. Отсутствие четких целей приводит к апатии, рассеянности и потере ориентации, за которой следуют падение внимания, расслабление, снижение работоспособности  и производительности. Все сказанное относится к организации в целом и к исполнителям — ее членам.

Им необходимо сконцентрировать свое внимание на стоящих перед ними целях с тем, чтобы внести максимальный вклад в успешное достижение целей  организации.

В условиях рынка организация  сталкивается с множеством непредсказуемых  факторов, что вызывает необходимость  отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности.

Реализация такого пути связана  с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное  и финансовое обеспечение, пути и  методы достижения целей и решения  возникающих проблем.

В тоже время, в настоящее  время в переходных экономиках представляется уникальный шанс произвести своеобразный селекционный отбор в области  методологии, дополнить известные, импортируемые методы стратегического  планирования имеющимися, доставшимися в наследство от прежней системы  планирования. Прежде всего, в этом смысле имеются в виду организационные  и экономико-математические методы и модели.

Поэтому главной проблемой  в области СП для российского  предприятия является не только собственно внедрение, переход к системам СП, но и бережное сочетание, а затем  и гармоничное соединение двух систем в единую систему.

Цель работы – изучит теоретические  аспекты процесса стратегического  планирования предприятия и разработать  практические рекомендации по повышению  эффективности стратегического  планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

Задачи данной работы:

1. Изучить сущность и  содержание современного СП в  системе менеджмента.

2. Рассмотреть процесс  СП на промышленном предприятии.

3. Исследовать формирующуюся  систему и процесс СП на  конкретном промышленном предприятии,  в контексте сформировавшейся  модели стратегического планирования.

4. Оценить эффективность  СП в ОАО «АСТЗ» и разработать  рекомендации по ее повышению.

5. Дать экономическое обоснование  предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования является процесс стратегического планирования в ОАО «АСТЗ».

Предметом исследования является система теоретических и методологических подходов к стратегическому планированию на предприятии.

Теоретико-методологической базой данного исследования являются труды теоретиков менеджмента, публикации в периодических изданиях, сборники научных трудов, статистические данные, годовая отчетность предприятия, а  также система методов менеджмента, основанных на экономическом анализе, экспертных оценках, специфических  методах стратегического планирования (матричные и эмпирические модели), а также экономико-математическом моделировании.

 

 

1. Теоретические аспекты  процесса стратегического планирования  на предприятии

 

1.1 Понятие и основное  назначение стратегического планирования  на предприятии

 

Стратегическое планирование вышло на передний план совсем недавно, лишь в 70-х годах, когда стало очевидно, что внутрифирменное управление должно обеспечивать в первую очередь  ясное видение перспективы, что  оно должно быть нацелено на прогнозирование  состояния внешней для организации  среды, на поиск возможностей долгосрочного  и адаптивного роста.

Стратегическое планирование - это одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации  и контроля ориентированы на выработку  стратегических планов. Динамичный процесс  стратегического планирования является той базой, на которой строятся все  управленческие функции, не используя  преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные  люди будут лишены четкого способа  оценки цели и направления корпоративного предприятия [15, с. 50].

В деловой жизни под  стратегией понимается общая концепция  того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для  этого ограниченные ресурсы.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

План должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому  необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме  того, стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

Стратегические планы  должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий  стратегический план следует рассматривать  как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно  меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Процесс стратегического  планирования обеспечивает основу для  управления членами организации.

Функция планирования предполагает решение вопроса о том, какими должны быть цели организации, что должна делать организация и ее члены  для их достижения. По сути, и содержанию функция планирования должна отвечать на следующие три вопроса:

1. В каком состоянии  организация находится в настоящее  время? Руководители должны оценивать  ее слабые и сильные стороны,  возможности и опасности для  неё в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, НИОКР, трудовые и материальные  ресурсы и т. д., чтобы определить  ее реальные возможности.

2. В каком направлении  хочет двигаться организация?  Оценивая такие возможности и  опасности в своей окружающей  среде, как конкуренция, законы, клиенты, политические и экономические  условия, социальные и культурные (изменения, НТП и т. д., организация  намечает, какими должны быть  ее цели и что может помешать  их достижению.

3. Каким образом организация  собирается сделать это? Ее  руководители должны решить как  в общих чертах, так и конкретно,  что должны делать члены организации,  чтобы достичь ее целей.

Именно посредством планирования руководство организации стремится  установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат  единство целей для всех ее членов. Планирование — это одна из основ, с помощью которой руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Таким образом, в управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей  организации. [15, с. 102]

Сущность планирования состоит  в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления  комплекса задач и работ, а  также определения эффективных  методов и способов, ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимодействия.

Деятельность по разработке планов охватывает все стороны жизни, все этапы деятельности организации. На этапе планирования определяются все необходимые параметры достижения целей — время, потребности в  трудовых, материально-технических  и финансовых ресурсах, сроки поставки сырья, материалов, оборудования и т. д. Принятые в плане решения должны обеспечить достижение целей организации  в запланированные сроки с  минимальными издержками при требуемом  качестве.

Что касается нашей страны, то можно отметить, что стратегическое планирование становится все более  актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с  иностранными корпорациями. Некоторые  организации и предприятия могут  достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд важных и  часто существенных благоприятных  факторов для организации.

Информация о работе Процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»