Процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучит теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Задачи данной работы:
1. Изучить сущность и содержание современного СП в системе менеджмента.
2. Рассмотреть процесс СП на промышленном предприятии.
3. Исследовать формирующуюся систему и процесс СП на конкретном промышленном предприятии, в контексте сформировавшейся модели стратегического планирования.
4. Оценить эффективность СП в ОАО «АСТЗ» и разработать рекомендации по ее повышению.
5. Дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура стратегического планирования на предприятии
2. Анализ стратегического планирования на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.1 Характеристика стратегического планирования на предприятии
2.2 Организация стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.3 Проблемы стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3. Совершенствование стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Объект исследования.docx

— 87.85 Кб (Скачать файл)

В планируемом периоде  дальнейшее развитие получат весь ассортимент  светотехнической продукции.

В сопоставимых условиях планируется  увеличить на 126,1 % ассортимент.

Предприятием уделяется  значительное внимание по освоению новых  видов продукции и планируемый  объем в ценах 2010 г.. составляет 13 млн. руб.:

Планируется создать «Электронный магазин» - приобретение светотехнической продукции в сети «Интернет» на условиях предварительного заказа – 0,1 млн. руб.;

Повышение технического уровня конкурентоспособности продукции  должно базироваться на использовании  достижений науки, внедрении ресурсосберегающих, экологически чистых прогрессивных  технологий.

Стратегическим направлением в области развития отрасли внедрение  новых видов продукции, освоение наукоемких, и энергосберегающих  технологий, переход на предоставление конкурентоспособной продукции, перевод  производства на использование местных  видов ресурсов.

Для осуществления данных мероприятий на предприятии разработана  программа на 2010-2013 год, в которой  включены следующие мероприятия:

- снижение расхода электроэнергии  за счет внедрения энергосберегающих  светильников и разделения схем  освещения;

- снижение расходов за  счет внедрения приборов учета  электроэнергии, тепло, воды, газа  и систем автоматического регулирования  тепла и диспетчеризация потребления;

- снижение расхода топлива  за счет замены неэкономичных  котлов на более эффективное  использование высококачественных  горелочных устройств;

- снижение расхода топлива  за счет перевода котлов на  местные виды топлива;

- экономия топлива за  счет снижения энергозатрат на  содержание зданий и сооружений;

- снижение потерь в  сетях за счет прокладки ПИ-труб;

- снижение уровня потребления  ТЭР (тепло-энерго ресурсов) за  счет оптимизации режимов работы  технологического и вспомогательного  оборудования;

- снижение расхода ТЭР  за счет выполнения ряда организационно  – технологических мероприятий  (не вошедших в перечисленные);

Для экономии расходов материалов, электроэнергии планируется внедрение  газового оборудования на автотранспорт  – 12 единиц, приобретение деревообрабатывающего  оборудования для ремонтных работ, сварочных аппаратов – 45 единиц.

В области модернизации производства, и внедрения новых технологий предусматривается:

- за счет различных  источников финансирования продолжить  работу по модернизации, замене  существующего парка производственного  оборудования;

- расширить сеть парка  ПК для ведения электронных  баз данных клиентов; учитывая  доходность продукции.

Для повышения культуры производства, улучшения контроля начать переоснащение  предприятия в целом;

За счет собственных средств  предприятия запланировано выполнить  ремонтов на сумму 174,0 млн. руб.

Реализация готовой продукции  на ОАО «АСТЗ» осуществляется через  торговые представительства и действующую  дилерскую сеть.

Представительства ОАО «АСТЗ»:

- ЗАО «Мордовский свет»,  г. Москва;

- ЗАО «Ксенон», г. Саранск.

Официальные дилеры:

- ООО «Точка опоры», г.  Москва;

В целях оптимизации маркетинговой  деятельности планируется дальнейшее увеличение дилерских компаний и  представительств с целью охвата потенциальных потребителей во всех регионах Российской Федерации.

Наряду с поставками продукции  в российские регионы намечается увеличение поставок светильников в  страны СНГ и развивающиеся государства.

Возможными основными  действиями, которые могут быть предприняты  конкурентами-производителями аналогичной  продукции для вытеснения предприятия  с рынка и привлечения потребителей к собственной продукции, могут  быть:

- использование противодействия  вышеуказанным и другим потенциальным  мероприятиям со стороны конкурентов  следует базировать на правильном  построении процессов ценоформирования  и научно обоснованных методах  маркетинга продукции предприятия.

Рекламная деятельность является важнейшей составной частью маркетинговой  стратегии предприятия. Эффективность  сбыта продукции в значительной степени зависит от качества и  периодичности проводимой предприятием рекламной деятельности.

ОАО «АСТЗ» проводит комплекс рекламных мероприятий как единовременного, так и постоянного характера.

В частности:

- участие в презентационно-рекламных  мероприятий (участие в различного  рода выставках, ярмарках);

- рассылку рекламных проспектов  и спецификаций продукции потенциальным  заказчикам.

Значительная часть продукции  поставляется по прямым долгосрочным договорам постоянным потребителям, от которых поступает информация о качестве, условиях эксплуатации, требуемой номенклатуре светильников.

Основываясь на объективных  законах рынка можно утверждать, что новая продукция ОАО «АСТЗ» будет пользоваться широким спросом  и при производстве достаточных  для насыщения российского светотехнического  рынка объемов производства вытеснит с него конкурентов.

 

Реализация плана позволит:

- создать производство  новых светильников на уровне  лучших зарубежных аналогов;

- обеспечить потребности  страны в основных видах наиболее  массовых световых приборов высокого  технического уровня и качества;

- закрепиться заводу на  перспективном сегменте рынка  в противовес зарубежным фирмам-конкурентам;

- увеличить объем производства;

- увеличить производительность  труда;

- снизить расход сырья;

- снизить себестоимость  продукции.

Реализация плана позволит увеличить объемы производства, сохранить  численный состав работающих на предприятии, что благоприятно скажется на социально-экономической  обстановке в регионе.

 

2.2 Организация стратегического  планирования в ОАО «Ардатовский  светотехнический завод»

 

Организация стратегического  планирования ОАО «АСТЗ» осуществляется в рамках системы стратегического  планирования. Процедура оценки системы  стратегического планирования ОАО  «Ардатовский светотехнический завод» предусматривает оценку системы  в целом, исходя из следующих критериев: целостность системы, наличие программ действия и участие персонала  в выработке стратегии, а также  оценку взаимодействия и состава  подразделений, участвовавших в  процессе СП.

На предприятии отсутствует  фактическая программа перехода к стратегическому планированию, а также инициатива по стратегическому  планированию была достаточно поверхностной, подход к началу стратегического  планирования - формальный. Долгосрочное планирование реализуется через  составление бизнес-плана, стратегическому  же планированию в его классическом понимании не уделяется должного внимания. Фактически стратегическое планирование идет параллельно, не пересекаясь  с плановым процессом ОАО «Ардатовский светотехнический завод». Методы планирования и показатели фактически остались прежними.

 Разрозненность подразделений,  отсутствие необходимой скоординированности  является одной из главных  проблем в стратегическом планировании  в ОАО «Ардатовский светотехнический  завод».

Высший орган управления ОАО "Ардатовский светотехнический завод" - Собрание акционеров. Высший наблюдательный орган - Совет Директоров, высший исполнительный орган - Правление. Управление деятельностью ОАО осуществляется Советом директоров, состоящим из 8 членов:

- Генеральный директор  ОАО «АСТЗ»: осуществляет общее  руководство предприятием.

- Технический директор  ОАО «АСТЗ»: координирует деятельность  служб общетехнического назначения, ряда подразделений аппарата  управления и цехов основного  и вспомогательного производства.

- Министр промышленности, транспорта и связи Республики  Мордовия.

- Генеральный директор  ОАО «Лисма».

- Заместитель генерального  директора ОАО «АСТЗ» по производству  и сбыту.

Заместитель генерального директора  ОАО «АСТЗ» по экономике. Президент  ЗАО «Ксенон». Генеральный директор «Мордовгаз».

Стратегическое планирование осуществляет высшее руководство предприятия  на основе отчетов о результатах  деятельности и планов, представляемых основными функциональными службами. В конце отчетного периода (года) до руководства ОАО доводится  сводная информация о годовой  работе всех подразделений предприятия. Так, ПЭО (планово - экономический отдел) представляет анализ финансово-хозяйственной  деятельности Общества за отчетный период, в котором содержатся данные по производству, труду, финансам и себестоимости. Всю  необходимую для данного анализа  информацию отдел получает от ПДО (производственно - диспетчерский отдел) и ООТиЗ (отдел организации труда и зарплаты). Отдельно отчет о своей деятельности представляют отдел маркетинга (результаты маркетинговых исследований, освоения новых видов продукции и т.д.) и ЦЗБ (центральная заводская бухгалтерия)(результаты ревизий, аудиторских проверок и т.д.). С учетом результатов, достигнутых в отчетном году, происходит разработка так называемого плана стратегического развития на будущий год, который содержит перечень мероприятий, направленных на совершенствование и оптимизацию деятельности по всем функциональным зонам.

Составлением перспективных, среднесрочных и текущих планов предприятия занимается ПЭО и  ПДО. Перспективный план производства разрабатывается на предприятии  на последующие годы (до трех лет) и  корректируется с учетом среднесрочных  и текущих планов по номенклатуре и объему производимой продукции, составленных на год, квартал, месяц. ПЭО, в свою очередь, осуществляет перспективное планирование по себестоимости (годовая смета  затрат на производство) и по финансам (финансовый план на год). Данные планы  разбиваются на среднесрочные и  текущие: по себестоимости сметы  затрат на производство по кварталам  и месяцам; по финансам - бюджет по материалам, бюджет по оплате труда, бюджет по амортизации, бюджет по налогам, бюджет процентов  за кредит и т.д. (по месяцам).

Разработкой и составлением бизнес-планов предприятия занимается также ПЭО, в штате которого состоит  экономист по бизнес — планированию. Особенностью данного вида планирования на предприятии является то, что  бизнес-планы разрабатываются не по Обществу в целом, а применительно  к конкретному проекту освоения новых изделий в производстве. А также бизнес-план составляется Торгово - промышленной палатой Республики Мордовия (долгосрочные планы).

Производственную программу (план производства) разрабатывает

производственно-диспетчерский  отдел (ПДО) совместно с производственными  подразделениями, отделом сбыта  и маркетинга, планово-экономическим  отделом. Формирование производственной программы ведется на основе данных маркетинговых исследований спроса на продукцию, производимую предприятием. В реальном аспекте количественную потребность в тех или иных изделиях определяют, исходя из «портфеля  заказов», в состав которого входят договора с потребителями продукции  предприятия.

Целями и задачами отдела кадров ОАО "Ардатовский светотехнический завод" является планирование и организация  работы по обеспечению предприятия  кадрами рабочих и служащих требуемых  специальностей и квалификации в  соответствии с планами по труду  и заработной платы. Списочная численность  работающих на предприятии составляет 2344 человек, из них 1300 женщин. Сущность с содержание кадрового планирования на ОАО "Ардатовский светотехнический завод" заключается в том, чтобы  представить работающим рабочие  места в нужное время и в  необходимом количестве в соответствии как с их способностями, так и  с требованиями производства. Кадровое планирование осуществляется как в  интересах организации, так и  в интересах ее персонала. Кадровое планирование должно создавать условия  для мотивации более высокой  производительности труда и удовлетворенности  работой. Работников привлекают в первую очередь те рабочие места, где  созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий  и постоянный заработок. Одной из задач кадрового планирования как  раз и является учет интересов  всех работников.

Рассмотрев процесс стратегического  планирования на предприятии можно  сделать вывод: ОАО «АСТЗ» стало  одним из немногих предприятий республики, где руководство намерено ввести систему стратегического планирования, однако оценка эффективности взаимодействия подразделений и самих процедур планирования говорят о необходимости  перестройки внедрения стратегического  планирования на предприятии, поскольку  процесс планирования и формирования стратегии не являются взаимосвязанными в настоящее время, не соответствует  необходимым условиям миссия, цели и структура предприятия. Не вовлечен в процесс стратегического планирования на должном уровне отдел маркетинга.

Ключевой для деятельности по стратегическому планированию должна тать маркетинговая служба ОАО «АСТЗ»: маркетинг является основой стратегического  планирования, а маркетинговая служба - единственным подразделением предприятия, где большинство составляет персонал с управленческим образованием.

Поэтому требуется совершенствование  организационно-управленческих основ  стратегического планирования.

Можно сделать следующие  выводы о стратегическом планировании в ОАО «Ардатовский светотехнический завод» в целом:

1. Стратегическое планирование  находится в начале своего  внедрения, поэтому для него  характерны такие болезни роста,  как недостаточное осознание  персоналом и руководством необходимости  стратегического планирования, недоработанность  СП в организационном и методологическом  плане.

Информация о работе Процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»