Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:09, курсовая работа
Цель работы – изучит теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Задачи данной работы:
1. Изучить сущность и содержание современного СП в системе менеджмента.
2. Рассмотреть процесс СП на промышленном предприятии.
3. Исследовать формирующуюся систему и процесс СП на конкретном промышленном предприятии, в контексте сформировавшейся модели стратегического планирования.
4. Оценить эффективность СП в ОАО «АСТЗ» и разработать рекомендации по ее повышению.
5. Дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Введение
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура стратегического планирования на предприятии
2. Анализ стратегического планирования на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.1 Характеристика стратегического планирования на предприятии
2.2 Организация стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.3 Проблемы стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3. Совершенствование стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература
ü Ориентация целей во времени – здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат.
ü Достижимость – служит повышению эффективности организации; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
ü Непротиворечивость (взаимно поддерживающие цели), то есть действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
После того как сформулирована миссия и установлены цели руководство организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования, первым шагом которого является оценка и анализ внешней среды.
Оценка внешней среды ведется по следующим направлениям:
1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.
2. Определить факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии и разработать план по нейтрализации выявленных угроз.
3. Определить какие факторы представляют больше возможностей для достижения целей путем корректировки плана.
Таким образом, анализ внешней среды – это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Факторы внешней среды
можно анализировать в
1. Экономика. Текущее и прогнозируемое состояние экономики может иметь решающее значение для предприятия.
2. Политика. Необходимо следить за нормативными документами местных муниципальных, региональных властей и федеральных органов власти и управления, определяющими политику по отношению к предприятиям.
3. Рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий.
4. Технологии. Экономический анализ новых технологий должен определять их наиболее перспективные виды и типы, в том числе в сфере производства, проектирования, торговли, связи и т.д.
5. Международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений.
6. Конкуренция. Анализ конкурентов должен включать: анализ будущих целей конкурентов; оценку текущей стратегии конкурентов; обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют предприятия; углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
7. Социальное поведение и социальные ожидания. К ним относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, защите интересов потребителей.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
После анализа внешней среды в организации проводится обследование ее сильных и слабых сторон.
Управленческое обследование – это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследование рекомендуется включать пять функций – маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.
После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой будет следовать. Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых предприятиями. Но, с экономической точки зрения, перед руководством предприятия стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.
Стратегия ограниченного
роста. Для стратегии ограниченного
роста характерно установление целей
от достигнутого, скорректированных
с учетом инфляции. Выбирают эту
альтернативу потому, что это самый
легкий, наиболее удобный и наименее
рискованный способ действия. Но в
результате такого выбора может иметь
место замаскированный
Стратегия роста. Данная стратегия
осуществляется путем ежегодного значительного
повышения уровня краткосрочных
и долгосрочных целей над уровнем
показателей предыдущего года. Для
успешно развивающихся
Рост может быть внутренним
или внешним. Внутренний рост может
быть достигнут путем расширения
ассортимента товаров. Внешний рост
в смежных отраслях может происходить
в форме вертикального или
горизонтального роста, когда производитель
приобретает оптовую фирму-
Стратегия сокращения. Данную стратегию часто называют стратегией последнего средства. Текущий объем производства устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Однако для многих предприятий это означает здравый путь рационализации и переориентации производства. В рамках альтернативы сокращения может быть реализовано несколько вариантов:
1. Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является плановое прекращение деятельности и ликвидация всех активов.
2. Частичная ликвидация. Часто может быть выгодным отделаться от некоторых видов деятельности, продать или ликвидировать дочерние предприятия или подразделения.
3. Сокращение и переориентация. В кризисной отрасли может быть выгодным сократить деятельность и увеличить объем операций по остальным видам деятельности.
Стратегия сочетания. Стратегия
сочетания представляет собой объединение
трех вышеперечисленных стратегий,
которой как правило
Рассмотрев стратегические
альтернативы, руководство выбирает
конкретную стратегию, которая максимально
повысит эффективность
После того как руководство предприятие проанализирует существующие альтернативы, оно выбирает конкретные стратегии. Выбор стратегии – центральный момент стратегического планирования. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.
Наиболее распространенным формализованным методом выбора стратегий является использование матрицы предложенной бостонской консультативной группой (матрица БКГ), которая предполагает анализ портфеля продукции в зависимости от двух показателей:
1. Темпов роста объемов продаж;
2. Относительной доли товара по сравнению с ведущим конкурентом.
На выбор стратегии
оказывают влияние
o вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
o состояние внешнего окружения;
o характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации;
o уровень риска;
o опыт реализации прошлых стратегий;
o фактор времени;
o внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны.
Формирование хозяйственных альтернатив основывается на предложениях руководителей и специалистов по ассортименту товаров и услуг предприятия, они должны быть изначально ориентированы на известные стратегии.
По каждой альтернативе на основе составленных бюджетов необходимо выполнять анализ, позволяющий оценить основные показатели роста, рентабельности, платежеспособности и ликвидности активов предприятия. Окончательный выбор варианта хозяйственной деятельности осуществляется из нескольких вариантов, среди которых наиболее важны:
Ø вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный темп роста продаж при определенном уровне рентабельности продаж и активов, платежеспособности;
Ø вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный объем прибыли при определенных темпах роста продаж и удовлетворительном уровне платежеспособности.
Первый вариант можно
выбрать при наличии
Метод достижения стратегических целей конкретизируется в дополнительных планах и указаниях, которые обеспечивают достижение промежуточных целей и определяют процесс реализации стратегического плана. Задачей этих планов и директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются предпочтительными для достижения общей цели.
Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.
Руководство должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии и называют тактикой.
Руководство должно разрабатывать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования планов. Эти ориентиры часто формулируют как политику организации.
Политика представляет собой
общее руководство для действий
и принятия решений, которое облегчает
достижение целей. Политика обычно формулируется
высшим руководством на длительный период
времени. Политика включает принципы и
нормы, которые определяют в каком
направлении могут
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Работник, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может предписать правила, полностью исключающие всякую свободу выбора. Правило точно определяет, что должно быть сделано в конкретной специфической ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они содержат ответ на конкретный и ограниченный вопрос.
Управление реализацией стратегического плана
Весьма известным методом
управления, обладающим потенциальными
возможностями объединения
Данная концепция используется в качестве метода повышения эффективности организации и характеризуется как система, в которой каждый руководитель в организации должен иметь четкие цели, обеспечивающие поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне.
МВО можно представить как процесс, состоящий из четырех этапов:
1. выработка четких формулировок целей;
2. разработка реалистичных планов их достижения;
3. систематический контроль и измерение результатов работы;
4. корректирующие меры для достижения плановых результатов.
Разработка и реализация стратегического плана кажется простым процессом только на первый взгляд. Попытки многих организаций быстро освоить методы и наладить современное стратегическое управление часто не дают результатов. Поэтому непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайно важное значение для долгосрочного успеха плана.
Стратегическое планирование – это идущий сверху вниз процесс, который должен постоянно поддерживаться, стимулироваться и оцениваться высшим руководством. Проверка стратегического плана должна осуществляться официально, на основе четких критериев и процедур.
Оценка стратегии проводится
путем сравнения результатов
работы с поставленными в
При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:
1. Совместима ли стратегия с возможностями организации?
2. Предполагает ли стратегия разумную степень риска?
3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
5. Является ли эта стратегия лучшим способом использования ресурсов предприятия?
Серьезной проблемой является точность оценок. Руководители обладают возможностью подправить данные и отчеты так, чтобы улучшить результаты работы. Для того чтобы оценка процесса стратегического планирования была объективной, следует использовать стандартизованные критерии.
После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей.
Существует динамическое взаимодействие между стратегией, структурой и средой, в которой функционирует организация. Часто встречающаяся ошибка высшего руководства состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру организации. Это приводит к неудачам. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана
Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, и определяющего задачи, направление и характер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения [7, с. 215].
Информация о работе Процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»