Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:09, курсовая работа
Цель работы – изучит теоретические аспекты процесса стратегического планирования предприятия и разработать практические рекомендации по повышению эффективности стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»
Задачи данной работы:
1. Изучить сущность и содержание современного СП в системе менеджмента.
2. Рассмотреть процесс СП на промышленном предприятии.
3. Исследовать формирующуюся систему и процесс СП на конкретном промышленном предприятии, в контексте сформировавшейся модели стратегического планирования.
4. Оценить эффективность СП в ОАО «АСТЗ» и разработать рекомендации по ее повышению.
5. Дать экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Введение
1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирования на предприятии
1.1 Понятие и основное назначение стратегического планирования на предприятии
1.2 Процесс стратегического планирования на предприятии
1.3 Понятие и структура стратегического планирования на предприятии
2. Анализ стратегического планирования на предприятии (на примере ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.1 Характеристика стратегического планирования на предприятии
2.2 Организация стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
2.3 Проблемы стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3. Совершенствование стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
3.2 Создание организационно-экономического механизма стратегического планирования в ОАО "Ардатовский светотехнический завод"
Заключение
Литература
Принципами стратегического планирования являются:
1. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики.
2. Принцип единства централизма и самостоятельности
3. Принцип научной
4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете первых.
Установление целей впрямую зависит от внешней среды в целом и ее составляющих в частности. Характеристики среды современного предприятия, как известно, характеризуются, сложностью, подвижностью, изменчивостью и т.д.
С другой стороны в современном промышленном предприятии подчас сложно выделить собственно внешнюю и внутреннюю среду по причине их взаимопроникновения.
Когда определены наиболее значимые факторы среды организации, необходимо получить о них всю возможную информацию. Но прежде чем приступить к поиску информации, фирма должна определить круг вопросов по каждому из значимых элементов внутренней среды.
Очевидно, что взаимодействие различных сред оказывает серьезное влияние на стратегическое планирование. Собственно говоря, такое влияние может быть различным:
- непосредственным (через ценовые сигналы);
- опосредованным (через влияние
налогов и изменение
- слабым (не оказывающим
сколь либо заметного влияния
на предприятие в настоящее
время, однако в
Структура организации может
являться как плодом СП, предусматривающего
перестройку организации, исходя из
будущих потребностей общества, так
и сама определять магистральное
направление стратегического
Характер работы персонала определяет во многом такая внутренняя переменная организации, как персонал, люди [19, с. 67]. При этом, предпочтительным названием этой переменной является второе, поскольку поступая из окружающей среды, люди уже наделены характеристиками, значимыми для СП.
Воздействие и работа с
персоналом является одной из самых
деликатных областей СП на предприятии,
поскольку требует
Результатом стратегического планирования является «выработка специфических стратегий». Собственно на это нацелена вся деятельность стратегического планирования.
Выработка стратегий является,
как уже отмечалось, результирующим
актом стратегического
Стратегии могут осознаваться,
формулироваться и
1. Уровень инициативы (предложения
работников и руководства
2. Уровень принятия решения
(высшее руководство
3. Уровень приказов, распоряжений,
циркуляров, положений (высшее и
среднее руководство
4. Уровень рабочих групп
(взаимодействие подразделений
5. Уровень работы внутри
подразделений предприятия (
6. Уровень неформальных
отношений (внутри и между
7. Уровень внутреннего
осознания, определения
Из указанных уровней, которые расположены так же и во временной
последовательности, можно сделать вывод, что исходным пунктом и конечным результатом стратегического планирования является работник предприятия. Именно поэтому процесс СП должен охватывать все предприятие, весь персонал с низового до самого высшего уровня иерархии.
В заключение данного пункта приведем ошибки, вызывающие крах СП на промышленном предприятии, приведенные западным теоретиком в области СП Бейкером [5, с. 57]:
а) неадекватный анализ рынка, неправильная оценка его характеристик;
б) дефекты продукта в самом широком смысле этого слова;
в) малый интервал времени между началом освоения нового продукта и внедрения на рынок конкурентов;
г) недостаточность усилий по маркетингу;
д) неверная ценовая политика;
е) неожиданная реакция конкурентов.
Естественно в условиях переходной экономики, этот список дополняется макроэкономической и внутриотраслевой нестабильностью, то есть причинами, вовсе не зависящими от предприятия.
В настоящее время СП представляет собой высокодинамичную концепцию и с точки зрения развития методологической базы, восприимчивую к изменениям как в менеджменте, так и в других областях научного знания.
1.3 Понятие и структура
стратегического плана
Процесс стратегического
планирования определяет собой замкнутый
цикл с прямой (от разработки стратегии
к определению оперативных
Стратегический план (концепция) позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений, выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики. В его основе лежит совокупная информация о возможных оптимальных вариантах развития науки и техники, экономики и культуры, затратах ресурсов, требуемых сроках окончания основных этапов работ и состав участников, разрабатывающих стратегический план. Все это сделать невозможно без концептуальной проработки будущего развития экономики, без широкого проведения предплановых исследований, направленных на получение обоснованной информации об альтернативах развития народного хозяйства страны.
Стратегическое планирование включает в себя долгосрочные, среднесрочные и текущие планы.
Долгосрочные планы
В среднесрочном плане показатели даются более детально с учетом выбора средств, необходимых для выполнения поставленных в долгосрочном плане задач. Он является более конкретным и детализированным. Как правило, среднесрочный план связан с реализацией в рамках долгосрочного плана конкретных комплексных программ.
В долгосрочном плане определяется
стратегия развития предприятия, и
содержаться решения
Следовательно, перспективное
планирование социально-экономического
развития предприятия невозможно без
народнохозяйственного
Стратегический план –
это программа укрупненных
Разработка стратегических
планов на предприятии требует больших
интеллектуальных и организационных
затрат при негарантированных
– отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров;
– слабой корпоративной культурой организации;
– низкой прогнозируемостыо и предсказуемостью развития экономики в целом.
Неуверенность в завтрашнем
дне, неплатежеспособность потребителей
не способствуют планированию деятельности
на долгосрочную перспективу. Если предприятие
и находит силы для реализации
какой -либо стратегии, то в лучшем случае
в виде бизнес-плана. Для повышения
конкурентоспособности
Стратегический план обосновывается конкретным цифровым материалом и соответствующими расчетами на основании прогнозирования внутренней деятельности предприятия. При этом осуществляется многовариантность расчетов прогнозов и выбираются наиболее эффективные стратегические альтернативы.
1) Стратегическое планирование
обычно подразделяется на
Учитывается также и фактор
времени. Он необходим для взаимосвязи
и преемственности
2) Полученные кредиты и
другие заемные средства (внешние
источники) должны быть
3) В процессе планирования
на предприятии очень важно
тщательно увязать
В условиях жесткой централизации принимаемых решений на предприятиях различных форм собственности ответственность за разработку стратегического планирования несет высшее руководство.
Руководство предприятия устанавливает цели и основные направлен деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия вертикали по специально разработанной схеме. Ряд стратегий, таких как приобретение прогрессивного оборудования, участие в новых проектах и вырабатывается плановым отделом или отделом развития (стратегии).
Таким образом, основными направлениями деятельности предприятия как объекта перспективного планирования являются;
1) выработка целей и плановых ориентиров;
2) изучение потребностей,
создание товара и выведение
его на рынок; 3)определение необходимого
объема производства в
4) создание каналов
5) определение оптимального
размера финансовых ресурсов
и их использование для
6) разработка и реализация
научно-технической политики с
целью создания
7) обеспечение необходимого воспроизводства рабочей силы и нормального микроклимата на предприятии;
8) выявление резервов повышения эффективности производства;
9) совершенствование системы
управления в соответствии с
требованиями непрерывного
10) природоохранная деятельность предприятия.
Анализ стратегического планирования в странах с развитой рыночной экономикой, показывает, что оно существенно отличается друг от друга на различных предприятиях. Это отличие зависит от типа предприятия, его отраслевой принадлежности, уровня квалификации руководства, конкретной ситуации в экономике на момент планирования и др.
Разработку долгосрочного плана осуществляет отдел стратегического планирования, в задачу которого входит выполнение следующих функций:
- формирование стратегического
мышления на предприятии; сбор
и анализ стратегической
Стратегический план предприятия составляется в такой последовательности:
1) Анализ среды хозяйствования.
2) Формулировка целей бизнеса.
3) Стратегический анализ.
4) Процесс экономических расчетов.
5) Разработка программы
действий и составление
6) Формирование бюджета.
7) Мониторинг и корректировка
плана. Рассмотрим указанные
На первом этапе, в ходе анализа среды хозяйствования фирма провод исследование внешней и внутренней среды деятельности. Этот этап еь называется диагностическим. Фирма: 1) определяет условия среды, выделяя них те, которые являются действительно значимыми для бизнеса; 2) провод] сбор и отслеживание информации об этих условиях; 3) составляет прогноз параметров внешней среды; 4) производит оценку реального положения фирм на рынке. Экономический анализ среды может включать пять аналитически блоков:
Информация о работе Процесс стратегического планирования в ОАО «Ардатовский светотехнический завод»