Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:13, курсовая работа
Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Вследствие острой необходимости становления экономики России на инновационно-стратегический путь развития и усиления действия рыночных рычагов, перед средними и крупными коммерческими предприятиями встает проблема повышения эффективности производительности труда персонала. Это обусловливает необходимость проведения исследований и актуальность инновационных разработок в вышеуказанной области, позволяющих объективнее оценивать труд персонала, повышать уровень использования его потенциала на базе соответствующей системы мотивации, направленной на экономию затрат, рост продуктивности и конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами в современных организациях 6
1.1.Система управления персоналом 6
1.2. Методы управления персоналом 14
1.3. Кадровая политика и кадровая стратегия организации 21
1.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ( кадров) 25
2. Оценка эффективности управления персоналом 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации 34
2.2 Структура и динамика персонала в организации 40
2.3 Анализ существующей системы управления персоналом 56
3. Проект совершенствования системы управления персоналом 74
3.1. Основные направления совершенствования системы стимулирования труда 74
3.2. Предложения по совершенствованию систем стимулирования труда работников 84
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 87
Заключение 90
Список литературы 93
Одной из важнейших, часто рассматриваемых отдельно, подсистем работы с персоналом организации является система мотивации персонала. Для более глубокого ее понимания, рассмотрим некоторые основные аспекты теории мотивации.
Существуют два основных базовых подхода, на которых основываются теории мотивации – содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации [2, c.204] .
Содержательные теории мотивации
основываются на идентификации тех
внутренних побуждений (называемых потребностями),
которые заставляют людей действовать
так, а не иначе. Предпосылкой появления
содержательных теорий мотивации стало
осознание менеджерами
Имеются две основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий и теория справедливости [8, c.54].
Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: 1) усилия, 2) исполнение, 3) результат. Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех блоков. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается, как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.
Теория справедливости является одной из известных теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты:
1. Люди оценивают свои
2. Неэквивалентность вклада и
отдачи является источником
(вины или обиды).
3. Люди, не удовлетворенные своими
отношениями, стремятся
Проще говоря, ситуация знакома, наверное, всем: работодатель и работники оценивают свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют неадекватность того, как их оценивают, и начинают требовать иного к себе отношения.
Как показывает практика деятельности современных компаний, основываясь только на одной из существующих теорий вряд ли возможно создать эффективную систему управления персоналом организации – результат возможен только при гибком сочетании различных подходов.
В современном менеджменте все
большее значение приобретают
мотивационные аспекты. Для
Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Согласно данным, полученным в 1999 г. 23rd Annual Hewitt Associates Salary Increase Survey, за предшествовавшие шесть лет процент средств, которые компании направляли на PFP-программы, увеличился на 50%.
Существует множество типов гибких схем оплаты труда. Упомянем основные из них.
1. Комиссионные. Это, пожалуй,
самая простая и одновременно
самая старая PFP-схема. Суть ее
в том, что сотрудник (прежде
всего это относится к агентам
по продаже) получает
2. Денежные выплаты за
выполнение поставленных целей.
3. Специальные индивидуальные
вознаграждения в качестве
4. Программы разделения
прибыли. При такой схеме
5. Акции и опционы на
их покупку. При такой схеме
формально сотрудник никаких
выплат в форме "живых"
денег не получает. Вместо этого
совет директоров компании
Плюсы PFP очевидны. Тесная связь вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании. По некоторым данным, типичная PFP-программа повышает организационную продуктивность на 5 - 49%, а доходы сотрудников - на 3 - 29%. Работник получает возможность заработать большее количество денег при условии хорошей работы, а также ориентиры для оценки своей эффективности. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше, чтоб заработать больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с подходящей философией.
Существует огромное множество
различных нематериальных вознаграждений.
Каждая фирма может конструировать
свои собственные программы
В целом, система работы с
персоналом отражается в таких важнейших
документах, как: устав предприятия;
философия предприятия; правила
внутреннего трудового
Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив и пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы
ориентированы на такие мотивы поведения,
как осознанная необходимость дисциплины
труда, чувство долга, стремление человека
трудиться в определенной организации,
на культуру трудовой деятельности. Эти
методы отличает прямой характер воздействия:
любой регламентирующий и административный
акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно
их соответствие правовым нормам, действующим
на определенном уровне управления, а
также актам и распоряжениям
вышестоящих органов
Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».
Условием эффективного управления
является комплексное использование
всех трех групп методов управления.
Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение
управленческой культуры предполагает
отказ от широкого применения административных
методов и овладение богатым
арсеналом социально-
Экономические методы управления персоналом
Экономические методы - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
С помощью планирования определяется
программа деятельности организации.
После утверждения планы
Огромное значение в системе
материального стимулирования имеет
эффективная организация
В условиях рыночной системы
хозяйствования и сложного взаимодействия
системы цен, прибылей и убытков,
спроса и предложения усиливается
роль экономических методов
Для достижения поставленных
целей необходимо четко определить
критерии эффективности и конечные
результаты производства в виде совокупности
показателей, установленных в плане
экономического развития. Таким образом,
роль экономических методов
Административные методы управления персоналом
Административные методы
управления основываются на отношениях
единоначалия, дисциплины и ответственности,
осуществляются в форме организационного
и распорядительного
Организационное воздействие
направлено на организацию процесса
производства и управления и включает
организационное
Организационное регламентирование
определяет то, чем должен заниматься
работник управления, и представлено
положениями о структурных
Организационное нормирование
предусматривает большое
Информация о работе Проект совершенствования системы управления персоналом