Проект совершенствования системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Вследствие острой необходимости становления экономики России на инновационно-стратегический путь развития и усиления действия рыночных рычагов, перед средними и крупными коммерческими предприятиями встает проблема повышения эффективности производительности труда персонала. Это обусловливает необходимость проведения исследований и актуальность инновационных разработок в вышеуказанной области, позволяющих объективнее оценивать труд персонала, повышать уровень использования его потенциала на базе соответствующей системы мотивации, направленной на экономию затрат, рост продуктивности и конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами в современных организациях 6
1.1.Система управления персоналом 6
1.2. Методы управления персоналом 14
1.3. Кадровая политика и кадровая стратегия организации 21
1.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ( кадров) 25
2. Оценка эффективности управления персоналом 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации 34
2.2 Структура и динамика персонала в организации 40
2.3 Анализ существующей системы управления персоналом 56
3. Проект совершенствования системы управления персоналом 74
3.1. Основные направления совершенствования системы стимулирования труда 74
3.2. Предложения по совершенствованию систем стимулирования труда работников 84
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 87
Заключение 90
Список литературы 93

Файлы: 1 файл

diplom_1 (1).docx

— 444.90 Кб (Скачать файл)

Одной из важнейших, часто  рассматриваемых отдельно, подсистем  работы с персоналом организации  является система мотивации персонала. Для более глубокого ее понимания, рассмотрим некоторые основные аспекты теории мотивации.

Существуют два основных базовых подхода, на которых основываются теории мотивации – содержательные теории мотивации, процессуальные теории мотивации [2, c.204] .

Содержательные теории мотивации  основываются на идентификации тех  внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать  так, а не иначе. Предпосылкой появления  содержательных теорий мотивации стало  осознание менеджерами некоторой  «нелогичности» поведения подчиненных. Целью этой работы не является подробное рассмотрение мотивационных моделей управления, разработанных учеными зарубежных стран А.Маслоу, Ф.Герцберга, Мак-Клеланда). Наиболее существенным в теории Маслоу, а также других исследователей в этом направлении было выделение в человеческой побудительной системе первичных и вторичных потребностей. То есть была совершена попытка создать какую-то единую схему иерархии мотивов в поведении человека, осознать, почему человек, ощущая сразу несколько потребностей, удовлетворяет их в определенной последовательности.

Имеются две основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий и  теория справедливости [8, c.54].

Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: 1) усилия, 2) исполнение, 3) результат. Теория ожидания изучает  и описывает взаимодействие этих трех блоков. При этом усилия рассматриваются  как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается, как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа.

Теория справедливости является одной  из известных теорией мотивации  в западном менеджменте. Ее основные постулаты:

1. Люди оценивают свои взаимоотношения  путем сравнения (что я вкладываю  и что получаю).

2. Неэквивалентность вклада и  отдачи является источником дискомфорта 
(вины или обиды).

3. Люди, не удовлетворенные своими  отношениями, стремятся восстановить  справедливость.

Проще говоря, ситуация знакома, наверное, всем: работодатель и работники оценивают  свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют неадекватность того, как  их оценивают, и начинают требовать  иного к себе отношения.

Как показывает практика деятельности современных компаний, основываясь  только на одной из существующих теорий вряд ли возможно создать эффективную  систему управления персоналом организации  – результат возможен только при  гибком сочетании различных подходов.

           В современном менеджменте все  большее значение приобретают  мотивационные аспекты. Для мотивации  сотрудников компании используют  как финансовые, так и нефинансовые  методы вознаграждения.

Для разрешения проблем соответствия эффективности деятельности сотрудника и размера получаемой им зарплаты используется система "Pay for Performance" - "плата за исполнение" (далее, для удобства - PFP). Под PFP понимается применение любых способов оплаты труда, при которых вознаграждение, получаемое работником, зависит от индивидуальных и групповых различий в выполнении деятельности. Это конкретно выражается в системе гибкой оплаты труда, системе переменной оплаты, системе "fat cat". Согласно данным, полученным в 1999 г. 23rd Annual Hewitt Associates Salary Increase Survey, за предшествовавшие шесть лет процент средств, которые компании направляли на PFP-программы, увеличился на 50%.

Существует множество  типов гибких схем оплаты труда. Упомянем основные из них.

1. Комиссионные. Это, пожалуй,  самая простая и одновременно  самая старая PFP-схема. Суть ее  в том, что сотрудник (прежде  всего это относится к агентам  по продаже) получает определенный  процент от сумм, которые ему  платят клиенты при покупке  у него товаров. Комиссионные  могут использоваться как в  сочетании с базовым окладом,  так и независимо от него, полностью  составляя заработную плату сотрудника. Хотя комиссионные и являются  наиболее "прямой" PFP-схемой, пик  их популярности, безусловно, остался  в прошлом (так, из крупных  рекламных компаний США их  использует только Walt Disney Co.)

2. Денежные выплаты за  выполнение поставленных целей.  Это наиболее распространенный  тип PFP-планов (по некоторым данным, вознаграждения такого рода использует 61% компаний, применяющих PFP). Такие  выплаты (было бы адекватно  называть их премиями) в целом  осуществляются при соответствии  работника некоторым заранее  установленным критериям. Среди  них могут быть экономические  показатели, показатели качества, оценка сотрудника другими лицами. Каждая компания устанавливает собственные цели такого рода, и иногда они бывают весьма необычными.

3. Специальные индивидуальные  вознаграждения в качестве признания  ценности того или иного работника.  Во-первых, это могут быть специальные  премии, выплачиваемые сотрудникам  за владение навыками, остро необходимыми  компании в настоящий момент (так  называемые hot skills). Во-вторых, это могут быть премии за верность компании, которые получают сотрудники, проработавшие в организации определенное количество времени. Такие премии могут выплачиваться и специалистам, уход которых очень нежелателен для компании. В-третьих, это могут премии "звездам" компании.

4. Программы разделения  прибыли. При такой схеме сотрудники  получают определенный процент  прибыли компании. Такие схемы  могут использоваться двояко. С  одной стороны, эти программы  могут применяться как индивидуальные  вознаграждения, и в таком случае  при хорошем выполнении своей  работы сотрудник получает заранее  оговоренный процент прибыли.  С другой, компания может установить  схему разделения прибыли для  всех сотрудников (или для отдельно  взятого подразделения): в таком  случае это не способ вознаграждения  за отличную работу, а способ  психологического объединения работников  компании.

5. Акции и опционы на  их покупку. При такой схеме  формально сотрудник никаких  выплат в форме "живых"  денег не получает. Вместо этого  совет директоров компании принимает  решение о безвозмездном предоставлении  сотруднику в собственность определенного  числа акций, либо просто о  предоставлении ему права приобрести  пакет акций оговоренного размера. 

Плюсы PFP очевидны. Тесная связь  вознаграждения, которое получает сотрудник, с эффективностью его деятельности приносит дивиденды и сотруднику и компании. По некоторым данным, типичная PFP-программа повышает организационную продуктивность на 5 - 49%, а доходы сотрудников - на 3 - 29%. Работник получает возможность заработать большее количество денег при условии хорошей работы, а также ориентиры для оценки своей эффективности. Компания же получает мотивированных сотрудников: люди стараются сделать больше, чтоб заработать больше, а тех, кто не выдерживает конкуренции, заменяют новые сотрудники с подходящей философией.

Существует огромное множество  различных нематериальных вознаграждений. Каждая фирма может конструировать свои собственные программы нефинансовых вознаграждений. Поэтому общепризнанной классификации нефинансовых вознаграждений не существует и перечисляемые системы  являются наиболее распространенными  [10, c.35].

В целом, система работы с  персоналом отражается в таких важнейших  документах, как: устав предприятия; философия предприятия; правила  внутреннего трудового распорядка; коллективный договор; штатное расписание предприятия; положение об оплате и  премировании труда; положение о  подразделениях; контракт сотрудника; должностные инструкции; модели рабочих  мест; регламенты управления.

 

 

1.2. Методы управления  персоналом

 

Методом управления называется совокупность приемов, способов осуществления  целенаправленного воздействия  на производственный коллектив и  пути решения управленческих задач. Это совокупность инструментов, приемов, осуществления мотивации.

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью  осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов: административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти  методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим  на определенном уровне управления, а  также актам и распоряжениям  вышестоящих органов управления.

Экономические и социально-психологические  методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и  взысканиях и известны в истории  как «методы кнута». Экономические  методы основываются на правильном использовании  экономических законов и по способам воздействия известны как «методы  пряника». Социально-психологические  методы исходят из мотивации и  морального воздействия на людей  и известны как «методы убеждения».

Условием эффективного управления является комплексное использование  всех трех групп методов управления. Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение  управленческой культуры предполагает отказ от широкого применения административных методов и овладение богатым  арсеналом социально-психологических  методов управления [4, c.56].

Экономические методы управления персоналом

Экономические методы - это  элементы экономического механизма, с  помощью которого обеспечивается прогрессивное  развитие организации. Важнейшим экономическим  методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают  линейным руководителям для руководства  работой по их выполнению. Каждое подразделение  получает перспективные и текущие  планы по определенному кругу  показателей. Например, мастер участка  ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и  организует работу коллектива, используя  методы управления персоналом. При  этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые  влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался  за счет снижения себестоимости выпускаемой  продукции. Поэтому необходимо применять  четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении.

Огромное значение в системе  материального стимулирования имеет  эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством  и качеством труда.

В условиях рыночной системы  хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается  роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и  гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает  на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса  между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством  продукции и услуг. Государственный  заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором  госзаказ уже не имеет доминирующего  значения.

Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане  экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается  в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Административные  методы управления персоналом

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Организационное воздействие  направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и  организационно-методическое инструктирование.

Организационное регламентирование  определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность  подразделений и служб организации  и их руководителей. На основе положений  составляется штатное расписание данного  подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений  позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном  и материальном стимулировании его  работников.

Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические  нормативы (технические условия, стандарты  и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и  т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы  рентабельности и взаимоотношений  с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).

Информация о работе Проект совершенствования системы управления персоналом