Проект совершенствования системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Вследствие острой необходимости становления экономики России на инновационно-стратегический путь развития и усиления действия рыночных рычагов, перед средними и крупными коммерческими предприятиями встает проблема повышения эффективности производительности труда персонала. Это обусловливает необходимость проведения исследований и актуальность инновационных разработок в вышеуказанной области, позволяющих объективнее оценивать труд персонала, повышать уровень использования его потенциала на базе соответствующей системы мотивации, направленной на экономию затрат, рост продуктивности и конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления человеческими ресурсами в современных организациях 6
1.1.Система управления персоналом 6
1.2. Методы управления персоналом 14
1.3. Кадровая политика и кадровая стратегия организации 21
1.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ( кадров) 25
2. Оценка эффективности управления персоналом 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации 34
2.2 Структура и динамика персонала в организации 40
2.3 Анализ существующей системы управления персоналом 56
3. Проект совершенствования системы управления персоналом 74
3.1. Основные направления совершенствования системы стимулирования труда 74
3.2. Предложения по совершенствованию систем стимулирования труда работников 84
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 87
Заключение 90
Список литературы 93

Файлы: 1 файл

diplom_1 (1).docx

— 444.90 Кб (Скачать файл)

Организационно-методическое инструктирование осуществляется в  форме различных инструкций и  указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического  инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных  средств управления, учитывается  богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления [5, c.27].

К актам организационно-методического  инструктирования относятся: должностные  инструкции, устанавливающие права  и функциональные обязанности управленческого  персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой  и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для  выполнения отдельной технико-экономической  задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых  состоит управленческий процесс. В  них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.

Акты организационного нормирования и организационно-методического  инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных  действующим законодательством, - совместно  или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.

Распорядительное воздействие  выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми  актами ненормативного характера. Они  издаются в целях обеспечения  соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем  организации.

Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения. Приказ - это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Распоряжение - это письменное или устное требование к подчиненным  решить отдельные вопросы, связанные  с поставленной задачей.

Распорядительное воздействие  чаще, чем организационное, требует  контроля и проверки исполнения, которые  должны быть четко организованы. С  этой целью оно устанавливает  единый порядок учета, регистрации  и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Социально-психологические  методы управления персоналом

Социально-психологические  методы управления основаны на использовании  социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика  этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические  методы базируются на использовании  закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Постановку социальных целей  и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия  труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов  обеспечивает социальное планирование.

Социологические методы исследования, являясь научным инструментарием  в работе с персоналом, предоставляют  необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала  и позволяют обоснованно принимать  кадровые решения. Анкетирование позволяет  собирать необходимую информацию путем  массового опроса людей с помощью  специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем - в ходе диалога  с собеседником -получение необходимой  информации. Интервью - идеальный вариант  беседы с руководителем, политическим или государственным деятелем - требует  высокой квалификации интервьюера  и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе  деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования  сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи [5, c.89].

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего  и, как правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы  направить внутренний потенциал  человека на решение конкретных задач  организации.

Таким образом, управление персоналом является одним из разделов менеджмента, наряду с такими разделами как  управление производством или финансовый менеджмент. Цели управления персоналом напрямую связаны с глобальными  целями организации, а задача управления персоналом - способствовать достижению глобальных целей организации путем  управления человеческими ресурсами.

1.3. Кадровая политика  и кадровая стратегия организации

 

В настоящее время функция  управления персоналом на отечественных  предприятиях постепенно начинает переходить на новый качественный уровень –  от исполнения прямых указаний линейного  руководства к целостной самостоятельной  упорядоченной системе и способствующей достижению долгосрочных целей организации. Важными составляющими данной системы становятся такие элементы, как: кадровая политика, кадровая стратегия и кадровое планирование.

Кадровая политика определяет, какой производственный коллектив  нужен организации и как должна быть организована работа с ним, чтобы  предприятие могло успешно реализовать  свои стратегические цели. 
Кадровая стратегия, в свою очередь, определяет методы, при помощи которых организация может получить необходимый персонал. 
Кадровое планирование представляет собой процесс разработки комплекса мероприятий, с помощью которых может быть реализована кадровая политика, теми методами, которые определены в кадровой стратегии. С точки зрения продолжительности периода, на который разрабатываются программы по работе с персоналом, кадровое планирование можно разделить на долгосрочное (стратегическое), среднесрочное (тактическое) и краткосрочное (оперативное).

Таким образом, кадровая политика, кадровая стратегия и кадровое планирование являются отражением миссии, стратегии  и планирования предприятия в  плоскости человеческих ресурсов.

Некоторые организации практикуют применение кадровой политики через  систематизацию установок собственников  или руководителей предприятия  и составление на их основе правил работы с персоналом. Возрастание  роли кадровой политики в российских организациях вызвано коренными  изменениями социальных и экономических  условий, в которых они ныне действуют. Ранее политика управления персоналом сводилась, в основном, к приему и  увольнению работников, оформлению кадровой документации. В этом случае важно, чтобы специалисты по работе с  персоналом эффективно решали такие  задачи, как:

1.Консультирование собственников  (руководителей предприятия), чтобы  они могли, при необходимости,  менять свои убеждения с целью  обеспечения более эффективной  деятельности предприятия, а также  умели формулировать свои представления  четко и ясно;

2.Доведение до сведения  работников предприятия данных  позиций руководства. Эту задачу  можно решать через оформление  основополагающих принципов управления  персоналом в документы, информирование  работников через внутренние  СМИ (корпоративные газеты, сайты), собрания.

Кадровая политика, существующая даже в виде неписаных правил, позволяет  работникам удовлетворять их потребность  в предсказуемости и безопасности. В этом случае, каждый сотрудник  знает, каких действий он может ожидать  со стороны руководства и может  прогнозировать свою деятельность в  организации.

Те предприятия, которые  более основательно подходят к вопросу  разработки кадровой политики, должны учитывать принципы, на которых она  должна быть построена.

Сейчас основными требованиями, которые предъявляются к кадровой политике, являются:

- разработка систем научно  обоснованного изучения способностей  и склонностей работников, их  профессионального и должностного  продвижения в соответствии с  деловыми и личностными качествами; широкое внедрение целенаправленной  подготовки нужных для организации  работников;

- активизация деятельности  кадровых служб по стабилизации  трудовых коллективов, повышению  их трудовой и социальной активности;

- переход от преимущественно  административно-командных методов  управления кадрами к использованию  экономических, социальных и нравственно-психологических  стимулов;

- организация участия  трудящихся в управлении, взаимодействие  с представительствами трудящихся, связь с общественностью.

Проведение в жизнь  современной кадровой политики, сложность  и многообразие задач наполняет  работу кадровых служб новым содержанием  и требует пересмотра их места  и роли в управлении организациями. В крупных организациях кадровую политику проводит председатель правления и начальник управления кадров и социального развития, на которого возлагается практическое руководство отделами по управлению персоналом.

Чтобы достигнуть важнейших  целей организации, управление должно обеспечивать развитие высококвалифицированных  кадров, выполнение которого, в свою очередь, невозможно без тщательного  планирования, кропотливой текущей  работы и применения продуманных  методов оценки деятельности всех категорий  управленческого персонала.

Таким образом, кадровая политика, содействуя достижению наибольшей эффективности  организации, включает следующий перечень важнейших задач:

- эффективно использовать  мастерство и возможности каждого  работника;

- обеспечивать организацию  высококвалифицированными и заинтересованными  работниками;

- создать в организации  условия для наиболее полного  удовлетворения ее персонала  своей работой, в которой он  может достичь максимального  самовыражения;

- развивать и поддерживать  на высоком уровне качество  жизни, которое делает работу  в этой организации желанной;

- стимулировать и поддерживать  стремление каждого работника  к сохранению хорошего морального  климата в коллективе;

- поддерживать среди  работников стремление к достижению  общей выгоды (целей) своего коллектива (цеха, организации, акционерного  общества в целом).

Целью концепции кадровой политики является создание системы  управления кадрами, базирующейся в  основном не на административных методах, а на экономических стимулах и  социальных гарантиях, ориентированных  на сближение интересов работника  с интересами организации в достижении высокой производительности труда, повышении эффективности производства, получении наилучших экономических  результатов организациями и отраслью в целом. Это означает, что в области работы с кадрами наступает новый период, характеризующийся возрастанием внимания к личности работника и поискам новых стимулов.

Основными направлениями  кадровой политики на современном этапе  становятся:

  1. разработка единых принципов стратегического управления и развития персонала в отрасли;
  2. исследование и внедрение новых методов и систем подготовки и переподготовки персонала;
  3. учет кадровой работы на всех уровнях стратегического планирования организации;
  4. проведение скоординированной единой тарифной политики и оплаты труда;
  5. разработка и применение экономических стимулов и социальных гарантий;
  6. работа с представителями профсоюзов при подготовке тарифных соглашений;
  7. проведение научных исследований и разработка нормативных методических материалов по управлению кадрами.

Информация о работе Проект совершенствования системы управления персоналом