Проектирование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие [6]:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
- владение навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

Содержание работы

Введение
3
1 Определение типа организационной структуры управления
1.1 Характеристика организационных структур предприятия
7
2 Формирование организационной структуры управления
23
3 Формирование структуры управления функциональными службами
26
4 Функциональный анализ деятельности структурных подразделений
27
5 Определение расчетной численности управленческого персонала в подразделениях
53
6 Эффективность системы управления предприятием
57
7 Разработка нормативных документов предприятия
7.1 Должностная инструкция начальника отдела контроля качества
66
7.2 Положение о производственно-техническом отделе.
70
Заключение

Файлы: 1 файл

!Курсовой Н.doc

— 762.50 Кб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1 Определение типа организационной структуры управления

1.1 Характеристика организационных  структур предприятия

7

2 Формирование организационной  структуры управления

23

3 Формирование структуры управления функциональными службами

26

4 Функциональный анализ деятельности  структурных подразделений

27

5 Определение расчетной численности управленческого персонала в подразделениях

53

6 Эффективность системы управления  предприятием

57

7 Разработка нормативных документов  предприятия 

7.1 Должностная инструкция начальника отдела контроля качества

66

7.2 Положение о производственно-техническом отделе.

70

Заключение

77

Список использованной литературы

78


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью данного проекта является закрепление теоретических знаний по курсу «Основы менеджмента» и выработка практических навыков в области проектирования структур управления организацией и формирование основных документов, регламентирующих ее деятельность.

Целями проекта являются:

- изучение и освоение порядка, методов и инструментов при  проектировании организационной  структуры управления;

- развитие навыков самостоятельной  работы с нормативно-справочной, методической документацией и  с другими литературными источниками информации в области управления;

- приобретение навыков использования  современных методов и инструментов менеджмента при проектировании организационной структуры управления;

- приобретение опыта аналитической  работы.

В современном мире термин менеджмент употребляется для определения различных понятий [2]. Во-первых, менеджмент означает определенный вид деятельности по руководству людьми в различных организациях для достижения целей этих организаций. Во-вторых, под менеджментом понимается область знаний, помогающих осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности. И, в-третьих, это понятие ассоциируется с определенной категорией людей (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению.

Менеджмент – управление в условиях рынка, рыночной экономики означает [6]:

- ориентацию фирмы на спрос  и потребности рынка, на запросы  конкретных потребителей и организацию  производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

- постоянное стремление к повышению  эффективности производства, к получению  оптимальных результатов с меньшими  затратами;

- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия  решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

- выявление конечного результата  деятельности фирмы или ее  хозяйственно самостоятельных подразделений  на рынке в процессе обмена;

- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

- необходимость использования  современной информационной базы  с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей, на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит [4]:

- обеспечение автоматизации производства  и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников  фирмы путем создания для них  лучших условий труда и установления  более высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью  деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

- постоянный поиск и освоение  новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

- определение конкретных целей  развития фирмы;

- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

- разработка стратегии развития  фирмы – хозяйственных задач  и путей их решения;

- выработка системы мероприятий  для решения намечаемых проблем  на различные временные периоды;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- установление контроля над выполнением поставленных задач.

Менеджер объединяет усилия работников различных специальностей, включая: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и других, которые работают под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или корпорацией в целом. Кроме этого, менеджеры в организации также [3]:

- обеспечивают выполнение организацией  ее основного предназначения;

- проектируют и устанавливают  взаимодействие между отдельными  операциями и действиями, выполняемыми в организации;

- разрабатывают стратегии поведения  организации в изменяющемся окружении;

- обеспечивают служение организации  интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;

- являются основным информационным  звеном связи организации с  окружением;

- несут формальную ответственность  за результаты деятельности организации;

- официально представляют организацию  в церемониальных мероприятиях.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие [6]:

- наличие общих знаний в области  управления предприятием;

- компетентность в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;

- владение навыками не только  администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;

- наличие практического опыта  и знаний в области анализа  экономической ситуации на основных  рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;

- умение анализировать деятельность  и действия фирм-конкурентов;

- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

 

1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Важной  функцией  управления  является  функция  организации,  которая заключается в установлении  постоянных  и  временных  взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций [7].

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей [8]. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

 

1.1 Характеристика организационных структур предприятия

 

Наиболее оптимальная структура для нашего предприятия – функциональная, т. к. предприятие выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют на одном рынке в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

Под организационной структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей [9]. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления [2]:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые – суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Различают связи [3]:

- линейные (административное подчинение);

- функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

- межфункциональные или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- дивизиональная;

- региональная;

- матричная;

- продуктовая;

- ориентированная на потребителя.

Линейная организационная структура управления – это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления [9].

Информация о работе Проектирование организационной структуры управления