Профессиональное развитие персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:44, дипломная работа

Описание работы

Главной целью дипломной работы является исследование развития персонала, анализ и оценка его эффективности, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в области кадрового развития.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-изучить сущность системы развития персонала;
-охарактеризовать структуру профессионального развития персонала;
-изучить особенности системы обучения персонала как одной из составляющих кадрового развития;
-дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования;
-провести анализ наличия и использования персонала ООО «Рома-Пицца»;
-дать характеристику основных направлений развития персонала предприятия;
-выявить основные направления совершенствования планирования развития персонала;
-разработать функциональный модуль обучения массовым профессиям ООО «Рома-Пицца»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
.1 Сущность системы развития персонала
.2 Структура профессионального развития персонала
.3 Особенности системы обучения персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ООО «РОМА-ПИЦЦА»
.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
.2 Анализ наличия и использования персонала предприятия
.3 Оценка системы профессионального развития персонала предприятия
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ООО «РОМА-ПИЦЦА»
3.1 Направления совершенствования планирования развития персонала
.2 Разработка функционального модуля обучения массовым профессиям ООО «Рома-Пицца»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Пример диплома.docx

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Переподготовка персонала - обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Обучающая деятельность может быть представлена разнообразными ее видами.

Как будет происходить обучение - на рабочем месте или с отрывом от работы - определяется в основном тем, какие методы обучения будут использованы.

Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник.

Обучение с отрывом от производства проводится вне рабочего места, как правило, с использованием специально упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения, его работа начинается с выполнения упражнений. Обучение с отрывом от основной работы может осуществляться в производственных помещениях компании работодателя, в центре обучения, который посещают работники нескольких различных компаний, или в колледже [28].

Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:

-опытное или эмпирическое  обучение - обучение путем самостоятельной  работы, но в некотором логическом  порядке;

-демонстрация и практика  под руководством - обучающий показывает  стажеру, как делать, затем обучающий  дает возможность сделать это  самому работнику, но под его  руководством;

-программируемое обучение - книга или машина, которая «ведет»  читателя и периодически проверяет  его знания постановкой вопросов;

-обучение с помощью  компьютера - собственно программируемое  обучение путем взаимодействия  с компьютером, использование сети  Интернет;

-обучение действием - обучение  в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в  разработке проекта или группового  задания, или работа «во втором  составе» другого подразделения.

Говоря об экономической и социальной эффективности обучения квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе, ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации [16].

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением.

Карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Различают несколько видов карьеры:

Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры, т.к. в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера горизонтальная - вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие «к.г.» не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.

Карьера внутриорганизационная - вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию - последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера межорганизационная - вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию - последовательно, работая на различных должностях в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Карьера специализированная - вид карьеры, характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии. Конкретный работник в к.с. может пройти эти стадии последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стал начальником отдела сбыта др. организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания труда, либо перспективами продвижения по службе. Например: начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Карьера ступенчатая - вид карьеры, совмещающий элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.

К.с. встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Карьера центростремительная (скрытая) - вид карьеры, наименее очевидный для окружающих; доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Карьера-молния - стремительный путь к успеху, видному положению в обществе а чрезвычайно короткое время.

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

. «Трамплин». Подъем по  служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие  и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник  занимает высшую для него должность  и старается удержаться на  ней в течение длительного  времени. А потом прыжок с «трамплина» - уход на пенсию. Эта карьера  наиболее характерна для руководителей  периода застоя, когда многие  должности занимались одними  людьми в течение 20-25 лет. С другой  стороны, данная модель является  типичной для специалистов и  служащих, которые не ставят перед  собой целей продвижения по  службе в силу ряда причин - личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива - работника  устраивает занимаемая должность  и он готов оставаться на  ней до ухода на пенсию. Такая  модель может быть приемлемой  для многих специалистов и  служащих.

. «Лестница». Каждая ступень  служебной лестницы представляет  собой определенную должность, которую  работник занимает определенное  время (не более 5 лет). Этого срока  достаточно, чтобы войти в новую  должность и проработать с  полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного  опыта руководитель или специалист  поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник  занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает  в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный  спуск по служебной лестнице  с выполнением менее интенсивной  работы. Психологически эта модель  очень неудобна для руководителей  из-за нежелания уходить с «первых  ролей».

Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам - включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

. «Змея». Она предусматривает  горизонтальное перемещение работника  с одной должности на другую  путем назначения с занятием  каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую  должность на более высоком  уровне. Главное преимущество этой  модели - возможность изучить все  функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей  должности. Эта модель характерна  для японской модели, так как  они связывают себя не только  с отдельной профессией, но и  с будущим всей фирмы. При несоблюдении  ротации кадров эта модель  теряет значимость и может  иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием  темперамента меланхолика и флегматика  не расположены к смене коллектива  или должности и будут воспринимать  ее очень болезненно.

. «Перепутье». Когда после  определенного периода работы  проводится аттестация (комплексная  оценка персонала) и по результатам  принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую  модель, характерна для совместных  компаний [25].

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры:

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

-вертикальной карьеры - должностной  рост;

-горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях  одного уровня иерархии;

-центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более  глубокое включение в процессы  принятия решений.

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации.

Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.

Планирование карьеры - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер).

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Информация о работе Профессиональное развитие персонала