Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:08, дипломная работа
Сегодня, корпоративная культура является высшим уровнем развития организационной культуры. На наш взгляд в формировании и развитии корпоративной культуры государственных служащих Территориального органа Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Свердловской области действует противоречие между ценностями, заложенными в законах о государственной службе и государственных служащих, и реальными ценностями характерными для уровня обыденно-практического сознания чиновников.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ………………………………………….-
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………...……..3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Изучение социально-исторических предпосылок формирования организационной культуры…………………………….8
1.2. Социальные аспекты образа государственного служащего...........................23
1.3. Нормативно-правые основы формирования корпоративной культуры государственных служащих... ….33
2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОССЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Структура организации и профессиональные функции сотрудников Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Свердловской области ……………………………………..…………..40
2.2. Социально-психологические условия формирования модуля корпоративной культуры………………………………………………………………………….…52
2.3. Основные рекомендации по эффективному формированию модуля корпоративной культуры Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Свердловской области………………….…69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………....72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..…77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………123
Структурно статус государственного служащего включает в себя следующие составляющие: личный, социальный, правовой, служебный, гражданский статусы. Это основные составляющие статусного набора государственного служащего. Таким образом, статус государственного служащего складывается из многообразия статусов. Они диалектически взаимодействуют и дополняют друг друга. Их единство и строгая урегулированность – важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы и государственного служащего. Одно из ведущих мест в статусном наборе государственного служащего занимает социальный статус.17
Социальный статус служащего – это его позиция, положение в обществе, его престиж, уважение, которым он пользуется; это место чиновников иерархически организованной структуре государственной службы. Престиж основывается, прежде всего, на том к какой должностной категории относится служащий и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации. Социальный статус государственного служащего имеет двойное содержание: это с одной стороны положение в системе государственной службе, выполняемая им социальная роль, а с другой его положение в обществе.
Критерии социального статуса многообразны: образования, профессия, квалификация, занимаемая должность государственной службы и соответственно уровень доходов, семейно бытовые условия и т.д.
Социальное положение определяется сложившейся системой отношений, характеризующих места субъекта, включённого в данную социальную структуру. Эти отношения имеют объективный характер и устанавливаются на продолжительный период времени в ходе совместной практической деятельности людей. Социальное положение можно выяснить, опираясь на ряд объективных показателей, выделяемых по тому или иному основанию. Такими показателями могут быть: пол, возраст, образование, профессия, национальность, уровень заработной платы и т.д.
Социальная позиция - это субъективная сторона статуса. Под ней понимается внутреннее определение, осознание госслужащим своего социального положения. Будучи включенным, в ту или иную социальную сферу, чиновник интегрирует её социально значимые черты, трансформирует их в определённые социальные качества. Таким образом, статус становиться элементом структуры его личности.
Социальный престиж государственного служащего также принадлежит к субъективной стороне статуса. Это тоже оценка его положения, но уже в общественном мнении. Понятие «социальный престиж» является оценочным, ценностным. Оно связано с тем, как оценивает положение личности общество, коллектив и сама личность. Престиж, по определению К.Дэвиса, есть «одобрение, связано только с занимаемым положением, то есть одобрение, сопровождающее данное положение, качества выполнения человеком обязанностей».18
На формирование престижа влияют как формализованные, так и неформализованные позитивные санкции. В первом случае это публичное одобрение органов власти, награды, премии, чины, ранги, звания, высокая заработная плата, во втором – выражении, уважение в коллективе и обществе, признание авторитета в определённых вопросах. Одной из важнейших характеристик социального статуса является авторитет, т.е. оценка репутации чиновника в лице окружающих. Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальной роли». В этом смысле последняя оказывается динамической стороной социального статуса, его функций, ожидаемым поведением в зависимости от данного положения человека в общества.
Социальные статусы могут быть предписанными и достигнутыми. Соотношение этих двух видов статусов есть, по существу, показатель политической и экономической систем. Личные качества людей и примеры социального выдвижения в целом не меняют этого принципиального положения. Совокупность требований, предъявляемых к людям, занимающим определённый статус, называется социальной ролью, то есть ожидаемым поведением. Эти требования воплощаются в определённых нормах, нарушение которых неизбежно приведёт к применению санкций.19
Одной из важных проблем на сегодняшний
день является проблема защиты социального
статуса государственных
Что касается правового статуса государственных служащих в Российской Федерации, то он ещё только формируется, что полностью соответствует состоянию самого института государственной службы. Социальный статус государственных служащих, хотя и подвержен традиционности, во многом зависит от происходящих в стране экономических и социальных реформ. В понятии правового статуса государственных служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих, которые определяют их место в системе государственной службы. Раскрытие правового статуса будет представлено в следующем параграфе более подробно.
Поведение государственного служащего в административной организации, прежде всего, определяется организационной культурой, включающей доминирующие нормы и ценности, принятый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы, профессиональный язык, определённую социальную память. Сложившееся состояние современной общности российских государственных служащих приводит к существованию социально-профессиональных проблем и противоречий:
Организация может действовать эффективно при условии реализации основных функций организационной культуры:
Содержание организационной культуры может быть рассмотрено на трёх уровнях:
- на первом уровне фиксируются видимые, внешние факторы, например, архитектура, пространства и времени, наблюдаемое поведение, лозунги, традиционный язык;
- на втором уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые сотрудниками, в соответствии с тем, насколько они отражены в символах и языке;
- на третьем уровне, включающем базовые предположения, возникает необходимость специального исследования организационного поведения. 21
Развитие любого социального института всегда сопровождается неизбежным противостоянием стабильности и перемен, что само по себе выступает сложной социальной проблемой. Любое изменение в одном из элементов института немедленно отражается на других элементов, причём не всегда именно так, как это предполагалось инициаторами изменений. Вот почему возникают противоречия, когда предпринимаются попытки внести новации в отдельные структуры региональной государственной службы.
Моральные ценности и нормы, касающиеся государственной службы, представляют собой в совокупности этику государственного управления. Этика государственного управления - это нормативная основа государственно-властной деятельности, что касается таких основных проблем управления: справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Профессиональная этика государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. При этом этический кодекс, которым государственные служащие должны руководствоваться, не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного служащего.
В следующем параграфе нами будут
рассмотрены правовые основы формирования
корпоративной культуры государственных
служащих и затронуты нормативные
документы, характеризующие данную
проблему.
1.3. Нормативно-правые основы формирования корпоративной культуры государственных служащих
Формирование корпоративной культуры в органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области нашло своё отражение в ряде нормативно правовых документов Российской Федерации: в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58; в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. №79; в «Типовом Кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации основанном на положениях Конституции Российской Федерации»; в «Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области», в «Этическом кодексе федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» от 13 июня 2007 г. №75.
В ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ определены общие положения государственного служащего. Данный закон определяет основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, кто является государственным служащим, кадровый резерв для замещения должностей государственной службы, ст.13 включает в себя классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» ст.14 принимает во внимание персональные данные государственных служащих, где рассмотрены сведения об их профессиональной служебной деятельности, стаже, государственном пенсионном обеспечении, о продолжительности государственной службы.
При поступлении на государственную
гражданскую службу оценивается
уровень профессионального
Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статус государственного служащего – это положение, занимаемое им в системе государственной службы. Это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой должностью. Структурно статус государственного служащего включает в себя следующие составляющие: личный, социальный, правовой, служебный, гражданский статусы.
Исходя из этого, правовой статус государственного гражданского служащего можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей.
Правовой статус вообще – это признания Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц. В понятии правового статуса государственных служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих, которые определяют их место в системе государственной службы. Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются, прежде всего, конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а так же конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Информация о работе Противоречия формирования корпоративной культуры государственного учреждения