Противоречия формирования корпоративной культуры государственного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:08, дипломная работа

Описание работы

Сегодня, корпоративная культура является высшим уровнем развития организационной культуры. На наш взгляд в формировании и развитии корпоративной культуры государственных служащих Территориального органа Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Свердловской области действует противоречие между ценностями, заложенными в законах о государственной службе и государственных служащих, и реальными ценностями характерными для уровня обыденно-практического сознания чиновников.

Содержание работы

ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ………………………………………….-
РЕФЕРАТ……………………………………………………………………...……..3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Изучение социально-исторических предпосылок формирования организационной культуры…………………………….8
1.2. Социальные аспекты образа государственного служащего...........................23
1.3. Нормативно-правые основы формирования корпоративной культуры государственных служащих... ….33
2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОССЛУЖАЩИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО НАДЗОРА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Структура организации и профессиональные функции сотрудников Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Свердловской области ……………………………………..…………..40
2.2. Социально-психологические условия формирования модуля корпоративной культуры………………………………………………………………………….…52
2.3. Основные рекомендации по эффективному формированию модуля корпоративной культуры Территориального управления Федеральной службы финансово – бюджетного надзора в Свердловской области………………….…69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……………....72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..…77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………123

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЧИСТОВИК ната.doc

— 1,003.00 Кб (Скачать файл)

Структурно статус государственного служащего включает в себя  следующие  составляющие: личный, социальный, правовой, служебный, гражданский статусы. Это основные составляющие статусного набора государственного служащего. Таким образом, статус государственного служащего складывается из многообразия статусов. Они диалектически взаимодействуют и дополняют друг друга.  Их единство и строгая урегулированность – важнейший фактор высокой эффективности и авторитета государственной службы и государственного служащего. Одно из ведущих мест в статусном наборе государственного служащего занимает социальный статус.17

Социальный  статус служащего – это его позиция, положение в обществе, его престиж, уважение, которым он пользуется; это место чиновников иерархически организованной структуре   государственной службы. Престиж основывается, прежде всего, на  том к какой должностной категории относится служащий и как оценивается эта категория в системе социальной стратификации. Социальный статус государственного служащего  имеет двойное содержание: это с одной стороны  положение в системе государственной службе, выполняемая им социальная роль, а с другой его положение в обществе.

Критерии социального  статуса многообразны: образования, профессия, квалификация, занимаемая должность государственной службы  и соответственно уровень доходов, семейно бытовые условия и т.д.

Социальное положение определяется сложившейся системой отношений, характеризующих места субъекта, включённого в данную социальную структуру. Эти отношения имеют объективный характер и устанавливаются на продолжительный период времени в ходе совместной практической деятельности людей. Социальное положение можно  выяснить, опираясь на ряд объективных показателей, выделяемых  по тому или иному основанию. Такими показателями могут быть: пол, возраст, образование, профессия, национальность, уровень заработной платы и т.д.

Социальная позиция  - это субъективная  сторона статуса. Под ней понимается  внутреннее определение, осознание госслужащим своего социального положения. Будучи включенным, в ту или иную социальную сферу,  чиновник интегрирует её социально значимые черты, трансформирует их в определённые социальные качества. Таким образом, статус становиться элементом структуры его личности. 

Социальный престиж государственного служащего также принадлежит к субъективной стороне статуса. Это тоже оценка его положения,  но уже в общественном мнении. Понятие «социальный престиж» является оценочным, ценностным. Оно связано с тем, как оценивает положение личности общество, коллектив и сама личность. Престиж, по определению К.Дэвиса, есть «одобрение, связано только с занимаемым положением, то есть одобрение, сопровождающее   данное положение, качества выполнения человеком обязанностей».18

На формирование престижа влияют как  формализованные, так и неформализованные  позитивные санкции. В первом случае это публичное одобрение органов власти, награды, премии, чины, ранги, звания, высокая заработная плата, во втором – выражении, уважение в коллективе  и обществе, признание авторитета в определённых вопросах. Одной из важнейших характеристик  социального статуса является авторитет, т.е. оценка репутации чиновника в лице окружающих. Понятие «социальный статус»  тесно связано с понятием «социальной роли». В этом смысле  последняя оказывается динамической стороной социального статуса, его функций, ожидаемым поведением в зависимости от данного положения человека в общества.

Социальные  статусы  могут быть  предписанными и достигнутыми. Соотношение этих двух видов статусов есть, по существу, показатель политической  и экономической систем. Личные качества людей и примеры социального выдвижения в целом не меняют этого принципиального положения. Совокупность требований, предъявляемых к людям, занимающим определённый статус, называется социальной ролью, то есть ожидаемым поведением. Эти требования воплощаются в определённых нормах, нарушение которых неизбежно приведёт к применению санкций.19

Одной из важных проблем на сегодняшний  день является проблема защиты  социального  статуса государственных служащих.  Наиболее слабым звеном его реализации является правовая составляющая его  защиты. По данным социологов, чаще нарушаются права, призванные содействовать усилению должностной  активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечению социальных гарантий.20 Катализатором этого является статусно – должностная неустойчивость служащих, их физические и нервные перезагрузки, не нормативность рабочего времени. Необходимо увеличить количество специалистов с юридическим, экономическим, социально-управленческим образованием.

 Что касается правового статуса государственных служащих в Российской Федерации, то он ещё только формируется, что полностью соответствует состоянию самого института государственной службы. Социальный статус государственных служащих, хотя и подвержен традиционности, во многом зависит от происходящих в стране экономических и социальных реформ. В понятии правового статуса государственных служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих, которые определяют их место в системе государственной службы.  Раскрытие правового статуса будет представлено в следующем параграфе более подробно.

 Поведение государственного служащего в административной организации, прежде всего, определяется организационной культурой, включающей доминирующие нормы и ценности, принятый кодекс поведения, устоявшиеся ритуалы, профессиональный язык, определённую социальную память. Сложившееся состояние современной общности российских государственных служащих приводит к существованию социально-профессиональных проблем и противоречий:

  • остаётся несбалансированным профессиональный состав государственных служащих из-за оттока специалистов в коммерческие структуры;
  • усиливается диспропорция в возрастном составе чиновников;
  • существенно не меняется престиж государственной службы;
  • сохраняется преобладания чиновников с непрофильным образованием;
  • нарастает гендерная диспропорция среди руководителей государственных органов (в сторону увеличения численности мужчин);
  • служебный рост госслужащих в большой степени зависит от личных оценок их деятельности руководителями;
  • частные реорганизации ведут к неоправданным увольнениям чиновников;
  • работа государственных служащих недостаточно контролируется со стороны гражданского общества.

Организация может действовать эффективно при  условии реализации основных функций организационной культуры:

  • внешней адаптации и внутренней интеграции служащих;
  • развитие организации в направлении доминант социального целеполагания;
  • воспитание у персонала тех качеств, которые обеспечивают стабильность и развитие организации.

Содержание  организационной культуры может  быть рассмотрено на трёх уровнях:

- на первом уровне фиксируются видимые, внешние факторы, например, архитектура,    пространства и времени, наблюдаемое поведение, лозунги, традиционный язык;

- на втором уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые сотрудниками, в соответствии с тем, насколько они отражены в символах и языке;

- на третьем уровне, включающем базовые  предположения, возникает необходимость специального исследования организационного поведения. 21

Развитие любого социального института  всегда сопровождается неизбежным противостоянием  стабильности  и перемен, что само по себе выступает сложной социальной проблемой. Любое изменение в  одном  из элементов института  немедленно отражается на других элементов,  причём не всегда именно так, как это предполагалось инициаторами изменений. Вот почему возникают противоречия, когда предпринимаются попытки внести новации  в отдельные структуры региональной государственной службы.

Моральные ценности и нормы, касающиеся государственной службы, представляют собой в совокупности этику государственного управления. Этика государственного управления - это нормативная основа государственно-властной деятельности, что касается таких основных проблем управления: справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости. Профессиональная этика государственного служащего связана с тем, что его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и действующего законодательства, но и моральным принципам и нормам. При этом этический кодекс, которым государственные служащие должны руководствоваться, не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного служащего.

В следующем параграфе нами будут  рассмотрены правовые основы формирования корпоративной культуры государственных  служащих и  затронуты нормативные  документы,  характеризующие данную проблему. 

1.3. Нормативно-правые основы формирования корпоративной культуры государственных служащих

 

Формирование корпоративной культуры в органах Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области нашло своё отражение в ряде нормативно правовых документов Российской Федерации: в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58; в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. №79; в «Типовом Кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации основанном на положениях Конституции Российской Федерации»; в «Кодексе этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области», в «Этическом кодексе федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» от 13 июня 2007 г. №75.

В ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ определены общие положения государственного служащего. Данный закон определяет основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, кто является государственным служащим, кадровый резерв для замещения должностей государственной службы, ст.13 включает в себя классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» ст.14 принимает во внимание персональные данные государственных служащих, где рассмотрены сведения об их профессиональной служебной деятельности, стаже, государственном пенсионном обеспечении, о продолжительности государственной службы.

При поступлении на государственную  гражданскую службу оценивается  уровень профессионального образования  кандидата, стаж гражданской службы или стаж (опыт) работы по специальности, профессиональные знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей. В ст.14 и ст.15 Закон рассматривает права и обязанности государственного гражданского служащего как существенные условия служебного контракта22. В ст.18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. № 79 взяты во внимание требования к служебному поведению гражданского служащего. Дополнением является  введение понятия должностного регламента гражданского служащего (как составной части административного регламента государственного органа) в качестве документа, в соответствии с которым осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего (Приложение 1)23.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" определяет, что гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Статус государственного служащего – это положение, занимаемое им в системе государственной службы. Это меры должного и возможного поведения служащего, установленные законом в соответствии с занимаемой должностью. Структурно статус государственного служащего включает в себя  следующие составляющие: личный, социальный, правовой, служебный, гражданский статусы.

Исходя из этого, правовой статус государственного гражданского служащего можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей.

Правовой статус вообще – это признания Конституцией и законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц. В понятии правового статуса государственных служащих входят основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих, которые определяют их место в системе государственной службы. Источниками правового регулирования построения и функционирования государственной службы являются, прежде всего, конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а так же конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Информация о работе Противоречия формирования корпоративной культуры государственного учреждения