Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по повышению эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия;
проанализировать и оценить эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия;
привести предложения по повышению эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 6
1.1. Понятие, сущность и необходимость управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии 6
1.2. Методы управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии 11
1.3. Показатели, характеризующие эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 22
2. Анализ и оценка эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия на примере ОАО «КАМАЗ» 32
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ» 32
2.2. Анализ организации управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия ОАО «КАМАЗ» 38
2.3. Оценка эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ» 44
3. Пути повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «КАМАЗ» 56
3.1. Пути повышения эффективности управления запасами на предприятии ОАО «КАМАЗ» 56
3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ» 68
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы
Контроль состояния дебиторской задолженности включает в себя:
- контроль оборачиваемости задолженности;
- контроль над структурой по срокам возникновения;
- контроль над задолженностью
на основе ведомости
- контроль над структурой выручки по срокам ее оплаты [18.С.125].
В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия.Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности – товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
Потребительский кредит (в товарной форме) представляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет [9.С.248].
Одной из основных задач кредитной политики является распределение покупателей по группам риска. Кредитный рейтинг клиентов может быть основан на формальных и неформальных критериях. К числу формальных инструментов для решения этой задачи можно отнести оценку кредитной истории (creditscoring). Она основана на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и применении критериев для принятия решений о предоставлении кредита [9. С.249].
Для оценки кредитной истории клиентов могут быть использованы следующие показатели:
- общее время работы с данным покупателем;
- среднемесячный
объем продаж на данного
- оборачиваемость дебиторской задолженности по данному покупателю;
- объемы и
сроки просроченной
- оценка значимости
клиента работающим с ним
Разработка кредитной политики организации представляет собой систему мер и правил, формализующую порядок предоставления коммерческих кредитов организацией своим контрагентам. Кредитная политика может быть двух видов:
- жесткая –
предоставление минимальной
- либеральная – предоставление значительной отсрочки платежей.
Жесткая политика применяется организациями, имеющими сильную рыночную позицию и не испытывающими проблем со сбытом продукции. Ее преимущества – минимизация потерь от непогашенной дебиторской задолженностей и затрат на финансирование задолженности. Недостатком жесткой кредитной политики является ее потенциально негативное воздействие на реализацию продукции [18. С.128].
Либеральную кредитную политику применяют организации, работающие на конкурентных рынках и не обладающие существенной рыночной властью. Ее преимущество – стимулирующее воздействие на объем реализации продукции, т.е. эта политика, есть фактор конкурентоспособности продукции. В то же время либеральная кредитная политика имеет ряд недостатков, в частности это потери, связанные с убытками от списания дебиторской задолженности, расходы, связанные с финансированием задолженности и ее обслуживанием [18. С.129].
Важнейшим элементом политики управления дебиторской задолженностью является взыскание задолженности. Способы взыскания долгов зависят от того, каким образом организация организует эту работу – самостоятельно или с привлечением специализированных организаций.
Долги можно взыскать:
1) функционированием оперативного отдела, в задачи которого входит инвентаризация расчетов с дебиторами, ведение баз данных и карточек по контрагентам, регистрация их платежей, истребование неоплаченных сумм, отслеживание сроков исковой давности, сроков для предъявления претензий;
2) добровольным
урегулированием задолженности.
3) меры оперативного воздействия на должника:
- удержание имущества должника;
- неисполнение
встречного обязательства
- принудительное взыскание долгов;
- процедура
банкротства должника [18.С.
Общая инкассационная политика фирмы – комбинация методов инкассации, которые она применяет. Это, в частности, письма, телефонные разговоры, личные визиты и юридические действия. Чем больше относительное количество задействованных методов, тем меньше доля потерь по безнадежным долгам и короче средний период инкассации.
Дебиторская задолженность имеет смысл лишь постольку, поскольку существует вероятность ее уплаты. Поэтому фирма не может позволить ждать слишком долго, прежде чем начать инкассационные мероприятия. Вместе с тем, если начать принимать меры слишком рано это может отпугнуть добросовестных клиентов, которые по каким-либо причинам не смогли погасить задолженность к определенной дате [9. С.262].
Среди основных факторов, определяющих, почему покупатели не платят по своим долгам, можно выделить следующие группы:
1) Причины экономического характера;
2) Причины тактического характера;
3) Форсмажорные обстоятельства;
4) Причины недобросовестного характера[9.С.263].
Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
- факторинг;
- учет векселей,
выданных покупателями
- форфейтинг [9.С.266].
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной факторинговой компании, которая принимает на себя все кредитные риски по инкассации долга.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому хозяйствующему субъекту) по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Учетная вексельная ставка состоит из средней депозитной ставки, ставки комиссионного вознаграждения, а также уровня премии за риск при сомнительной платежеспособности векселедателя. Указанная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения [9. С.268].
Таким образом, при выборе методов управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия следуетучесть специфику, возможности предприятия и выбрать подходящий метод управления, при котором увеличивается эффективность использования оборотных средств.
1.3. Показатели,
характеризующие эффективность
управления запасами и
Для оценки эффективности
использования оборотных
- средняя продолжительность одного оборота в днях;
- количество (число) оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (год, полугодие, квартал), иначе - коэффициент оборачиваемости;
- сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции (коэффициент загрузки оборотных средств).
Средняя продолжительность одного оборота в днях приблизительно характеризует среднее время, которое проходит от момента приобретения материалов до момента реализации продукции, изготовленной из этих материалов. Данный показатель может быть определен по следующей формуле:
,
где П - средняя продолжительность одного оборота в днях;
СО - средний остаток оборотных средств за отчетный период;
Р - реализация продукции за этот период (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов);
В - число дней в отчетном периоде (в году - 360, в квартале - 90, в месяце - 30) [15.С.93].
Второй показатель оборачиваемости - число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчетный период (коэффициент оборачиваемости) - также может быть получен двумя способами:
- как отношение реализации продукции за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов к среднему остатку оборотных средств, т.е. по формуле:
;
- как отношение числа дней в отчетном периоде к средней продолжительности одного оборота в днях, т.е. по формуле:
.
К ключевым показателям
анализа запасов относятся
Третий показатель оборачиваемости (сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции или иначе — коэффициент загрузки оборотных средств) определяется одним способом как отношение среднего остатка оборотных средств к обороту по реализации продукции за данный период, т.е. по формуле:
.
Этот показатель
выражается в копейках. Он дает представление
о том, сколько копеек оборотных
средств затрачивается для
Оборачиваемость запасов определяется по формуле:
,
где Себ. – себестоимость;
Ср.вел.з. – средняя величина запасов.
Срок оборота запасов может быть рассчитан следующим образом:
,
где Ср.хр.з. – срок хранения запасов;
Длит.анал.пер. – длительность анализируемого периода.
По каждому виду материальных ресурсов, который является существенным с точки зрения его доли в общем объеме запасов полезно рассчитать коэффициент обеспеченности запасами. Для этого необходимо сопоставить норму запаса в натуральном выражении и значение фактических остатков [14. С.79].
Коэффициент обеспеченности запасами:
, (8)
где Факт.ост.з. – фактические остатки запасов;
Нз. – норма запасов.
Если результат расчета больше 1, можно предположить наличие избыточных запасов на предприятии [14. С.84].
Значение меньше 1 говорит о дефиците, возможно, опасном для бесперебойного обеспечения производства и продаж.
При значении, равном 1, может быть сделан вывод о том, что уровень запасов является минимально необходимым и достаточным для деятельности предприятия [14. С.85].
Показатель длительности оборота запасов можно рассчитать следующим образом:
,
где Коб.з –
коэффициент оборачиваемости
Кол.дн.в.пер. – количество дней в периоде.
Этот показатель характеризует период времени, в течение которого запасы превращаются в реализованные товары.
Коэффициент накопления запасов:
, (10)
где Кн – коэффициент накопления;
ПЗ – производственные запасы;
МБП – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;
НП – незавершенное производство;
ГП – готовая продукция;
Т – товары [39. С.137].
Доля запасов в оборотных активах. Этот показатель отображает доля запасов в оборотных активах - слишком высокая их доля может быть признаком затоваривания, либо пониженным спросом на продукцию. Формула расчета выглядит следующим образом:
, (11)
где ЗЗ - запасы и затраты;
ОА – оборотные активы.
Доля неликвидов в запасах:
,