Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:58, курсовая работа
Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по повышению эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия;
проанализировать и оценить эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия;
привести предложения по повышению эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия.
Введение 3
1. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 6
1.1. Понятие, сущность и необходимость управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии 6
1.2. Методы управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии 11
1.3. Показатели, характеризующие эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 22
2. Анализ и оценка эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия на примере ОАО «КАМАЗ» 32
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ» 32
2.2. Анализ организации управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия ОАО «КАМАЗ» 38
2.3. Оценка эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ» 44
3. Пути повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «КАМАЗ» 56
3.1. Пути повышения эффективности управления запасами на предприятии ОАО «КАМАЗ» 56
3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ» 68
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы
где Н - количество товаров, отнесенных к категории неликвидов;
Зср. - средний запас за тот же период [39. С.139].
Для оценки эффективности управления дебиторской задолженности используются следующие показатели.
На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:
,
где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;
ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);
ОА - общая сумма оборотных активов организации [37. С.77].
Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов:
, (14)
где ДЗ – дебиторская задолженность;
ОА – оборотные активы.
Этот показатель оценивает уровень дебиторской задолженности организации и его динамику в предшествующих периодах.
Коэффициент просроченной дебиторской задолженности:
.
Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности:
.
Этот показатель
характеризует качество дебиторской
задолженности. Тенденция к его
росту свидетельствует о
Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
,
где ПИдз – средний период инкассации дебиторской задолженности;
ДЗср – средний
остаток дебиторской
Оо. – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде [37. С.78].
Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:
,
где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;
ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;
ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.
Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:
,
где ВПдз – средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;
ДЗпр. – средний остаток дебиторской задолженности неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде[38. С.162].
На следующем этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
,
где Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
,
где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
ДЗр.п. - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде [38.С.164].
Отношение дебиторской задолженности к объему продаж:
,
где Об.пр. – объем продаж.
Данный показатель дает информацию о том, какой процент непроданной продукции приходится на 1 руб. продаж.
Период погашения дебиторской задолженности:
. (23)
На основании этого показателя можно оценить, за какой период в среднем погашается дебиторская задолженность.
Отношение сомнительной дебиторской задолженности к объему продаж:
.
Данный показатель
используется в процессе прогнозного
анализа дебиторской
Важным показателем управления дебиторской задолженностью является также показательоборачиваемости дебиторской задолженности.
Оборачиваемость дебиторской задолженности:
,
где Ср.вел.ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности за период.
Данный показатель показывает, сколько раз дебиторская задолженность образуется в течение изучаемого периода, и характеризует скорость, с которой последняя будет превращена в денежные средства.
Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.
Финансовый цикл представляет собой период, в течение которого денежные средства вовлечены в оборот и не могут быть использованы предприятием произвольным образом. Иначе говоря, финансовый цикл – это период времени между оплатой кредиторской задолженности (аванса) поставщику сырья и поступлением средств от дебиторов за отгруженную продукцию [28. С.122].
Таким образом, можно сделать вывод, что управление запасами представляет собой достаточно сложный процесс, в основе которого лежит использование различных инструментов финансового менеджмента. Управление дебиторской задолженностью является - оптимизация суммы долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними.
Методами управления запасами и дебиторской задолженностью являются – нормирование, оптимизация, минимизация, контроль и другие методы управления.
Показателями, характеризующими эффективность управления запасами являются: коэффициент оборачиваемости запасов, срок хранения запасов, количество оборотов запасов в определенном периоде, показатели доли запасов в оборотных активах и т.д. Показателями, характеризующими эффективность управления дебиторской задолженностью является: коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, коэффициент просроченной дебиторской задолженности, доля сомнительной дебиторской задолженности и т. д.
2. Анализ
и оценка эффективности
ОАО «КАМАЗ»
2.1. Общая
характеристика финансово-
деятельности предприятия
ОАО «КАМАЗ» создано в 1990 году в порядке преобразования производственного объединения «КАМАЗ», основанного в 1969 году. В настоящее время ОАО «КАМАЗ» является центром консолидации прибыли и собственности группы компаний КАМАЗ. На ОАО «КАМАЗ» ведется сборка автотехники, а также расположены административно-управленческие подразделения.
Группа организаций «КАМАЗ» – это более 150 организаций, расположенных в России, ближнем и дальнем зарубежье, обеспечивающие полный жизненный цикл автопродукции КАМАЗ от маркетинга и проектирования, металлургии, металлообработки до сборки автотехники, её сервиса и утилизации изношенной автотехники.
В 2011году переданы из ОАО «КАМАЗ-Дизель», ОАО «Камский прессово-рамныйзавод», ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» основные, вспомогательные и управленческие функции в созданные подразделения: Завод двигателей, Прессово-рамный завод, Ремонтно-инструментальный завод [40].
Видами деятельности общества являются производство грузовых автомобилей и автобусов, производство деталей, узлов и агрегатов автомобилей и сельскохозяйственной техники, инвестиционная деятельность, оказание услуг в сфере управления, научно-техническая деятельность, разработка и внедрение стандартов управления бизнес-процессами, бухгалтерского учета и отчетности, внешнеэкономическая деятельность.
По состоянию на 31 декабря 2011 года уставный капитал ОАО «КАМАЗ» составляется из номинальной стоимости размещённых обыкновенных акций ОАО «КАМАЗ» в количестве 707 229 559 штуки на сумму 35 361 477 950 рублей.
Все акции ОАО «КАМАЗ» являются именными обыкновенными номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) рублей каждая.
- генеральный директор [40].
Экономический кризис повлек за собой кардинальное изменение ситуации на российском рынке грузовой автотехники полной массой от 14 до 40 тонн. В период с 2003 г. до конца третьего квартала 2008 г. российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн демонстрировал ежегодное увеличение продаж в среднем на 20%.
В условиях наличия производственных ограничений у всех производителей России, СНГ и Европы, высокий спрос на рынке обеспечивался активно растущим импортом, в то время как доля производителей России и СНГ в общем объеме продаж неуклонно снижалась.
Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на российском рынке грузовых автомобилей, в указанный период была обусловлена следующими основными факторами:
- рост импорта грузовых автомобилей;
- появление в отрасли новых конкурентов;
- расширение
товаропроводящих сетей
- организация
в России новых сборочных
Нарастание кризисных тенденций в 4 квартале 2008 г. повлекло за собой обвальное падение спроса на грузовую автотехнику. В качестве основных факторов снижения продаж можно выделить следующие:
- существенное сокращение инвестиций в основной капитал и замедление темпов обновления автомобильных парков в отраслях, являющихся традиционными потребителями грузовой автотехники - промышленном, гражданском и дорожном строительстве, сегменте коммерческих перевозок технологических грузов, нефтегазодобывающей отрасли, сельском хозяйстве, химической промышленности и металлургии;
- снижение покупательской
способности большинства
- насыщение
вторичного рынка за счет
- большое количество
нераспроданных остатков
Относительные показатели деятельности ОАО «КАМАЗ» за анализируемый период 2009-2011 гг. приведены в таблице 2.1.