Пути повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «КАМАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 06:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка на основе анализа предметно-объектного материала предложений по повышению эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия;
проанализировать и оценить эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия;
привести предложения по повышению эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 6
1.1. Понятие, сущность и необходимость управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии 6
1.2. Методы управления запасами и дебиторской задолженностью на предприятии 11
1.3. Показатели, характеризующие эффективность управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия 22
2. Анализ и оценка эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия на примере ОАО «КАМАЗ» 32
2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «КАМАЗ» 32
2.2. Анализ организации управления запасами и дебиторской задолженностью предприятия ОАО «КАМАЗ» 38
2.3. Оценка эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ» 44
3. Пути повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «КАМАЗ» 56
3.1. Пути повышения эффективности управления запасами на предприятии ОАО «КАМАЗ» 56
3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью ОАО «КАМАЗ» 68
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Гарипова Дипломная работа.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

где Н - количество товаров, отнесенных к категории неликвидов;

Зср. - средний запас за тот же период [39. С.139].

Для оценки эффективности  управления дебиторской задолженности  используются следующие показатели.

На первом этапе  анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

,                                            (13)

где КОАдз - коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

ДЗ - общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

ОА - общая сумма оборотных активов организации [37. С.77].

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов:

,                 (14)

где ДЗ – дебиторская  задолженность;

ОА – оборотные активы.

Этот показатель оценивает уровень дебиторской  задолженности организации и  его динамику в предшествующих периодах.

Коэффициент просроченной дебиторской задолженности:

.                                     (15)

Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности:

.                                     (16)

Этот показатель характеризует качество дебиторской  задолженности. Тенденция к его  росту свидетельствует о снижении ликвидности. Данный показатель используется в процессе внутреннего анализа дебиторской задолженности [14. С.62].

Средний период инкассации дебиторской задолженности  характеризует ее роль в фактической  продолжительности финансового  и общего операционного цикла  организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

,                                            (17)

где ПИдз – средний  период инкассации дебиторской задолженности;

ДЗср – средний  остаток дебиторской задолженности  организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

Оо. – сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде [37. С.78].

Количество  оборотов дебиторской задолженности  характеризует скорость обращения  инвестированных в нее средств  в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

,                                            (18)

где КОдз - количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

ОР - общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

ДЗср - средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

Средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности определяется по следующей формуле:

,                                            (19)

где ВПдз – средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

ДЗпр. – средний  остаток дебиторской задолженности неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде[38. С.162].

На следующем этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

,                                   (20)

где Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Пдз - дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

ТЗдз - текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

ФПдз - сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

Наряду с  абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может  быть определен и относительный  показатель - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

,                                          (21)

где КЭдз - коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

Эдз - сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

ДЗр.п. - средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде [38.С.164].

Отношение дебиторской  задолженности к объему продаж:

,                                   (22)

где Об.пр. –  объем продаж.

Данный показатель дает информацию о том, какой процент  непроданной продукции приходится на 1 руб. продаж.

Период погашения  дебиторской задолженности:

.                      (23)

На основании  этого показателя можно оценить, за какой период в среднем погашается дебиторская задолженность.

Отношение сомнительной дебиторской задолженности к объему продаж:

.                               (24)

Данный показатель используется в процессе прогнозного  анализа дебиторской задолженности, расчета резерва сомнительных долгов, прогноза денежных потоков [14. С.63].

Важным показателем управления дебиторской задолженностью является также показательоборачиваемости дебиторской задолженности.

Оборачиваемость дебиторской задолженности:

,                                            (25)

где Ср.вел.ДЗ –  средняя величина дебиторской задолженности  за период.

Данный показатель показывает, сколько раз дебиторская  задолженность образуется в течение  изучаемого периода, и характеризует  скорость, с которой последняя  будет превращена в денежные средства.

Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности может быть достигнуто благодаря отбору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, контролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспособности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Финансовый  цикл представляет собой период, в  течение которого денежные средства вовлечены в оборот и не могут  быть использованы предприятием произвольным образом. Иначе говоря, финансовый цикл – это период времени между  оплатой кредиторской задолженности (аванса) поставщику сырья и поступлением средств от дебиторов за отгруженную продукцию [28. С.122].

Таким образом, можно сделать вывод, что управление запасами представляет собой достаточно сложный процесс, в основе которого лежит использование различных инструментов финансового менеджмента. Управление дебиторской задолженностью является - оптимизация суммы долгов, причитающихся организации от юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними.

Методами управления запасами и дебиторской задолженностью являются – нормирование, оптимизация, минимизация, контроль и другие методы управления.

Показателями, характеризующими эффективность управления запасами являются: коэффициент оборачиваемости  запасов, срок хранения запасов, количество оборотов запасов в определенном периоде, показатели доли запасов в оборотных активах и т.д. Показателями, характеризующими эффективность управления дебиторской задолженностью является: коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, коэффициент просроченной дебиторской задолженности, доля сомнительной дебиторской задолженности и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ  и оценка эффективности управления  запасами и дебиторской задолженностью предприятия на примере

ОАО «КАМАЗ»

 

2.1. Общая  характеристика финансово-хозяйственной

деятельности  предприятия

ОАО «КАМАЗ» создано в 1990 году в порядке преобразования производственного объединения «КАМАЗ», основанного в 1969 году. В настоящее время ОАО «КАМАЗ» является центром консолидации прибыли и собственности группы компаний КАМАЗ. На ОАО «КАМАЗ» ведется сборка автотехники, а также расположены административно-управленческие подразделения.

Группа организаций  «КАМАЗ» – это более 150 организаций, расположенных в России, ближнем и дальнем зарубежье, обеспечивающие полный жизненный цикл автопродукции КАМАЗ от маркетинга и проектирования, металлургии, металлообработки до сборки автотехники, её сервиса и утилизации изношенной автотехники.

В 2011году переданы из ОАО «КАМАЗ-Дизель», ОАО «Камский прессово-рамныйзавод», ОАО «КАМАЗинструментспецмаш» основные, вспомогательные и управленческие функции в созданные подразделения: Завод двигателей, Прессово-рамный завод, Ремонтно-инструментальный завод [40].

Видами деятельности общества являются производство грузовых автомобилей и автобусов, производство деталей, узлов и агрегатов автомобилей и сельскохозяйственной техники, инвестиционная деятельность, оказание услуг в сфере управления, научно-техническая деятельность, разработка и внедрение стандартов управления бизнес-процессами, бухгалтерского учета и отчетности, внешнеэкономическая деятельность.

По состоянию  на 31 декабря 2011 года уставный капитал ОАО «КАМАЗ» составляется из номинальной стоимости размещённых обыкновенных акций ОАО «КАМАЗ» в количестве 707 229 559  штуки на сумму 35 361 477 950  рублей.

Все акции ОАО  «КАМАЗ» являются именными обыкновенными номинальной стоимостью 50 (пятьдесят) рублей каждая.

Органами управления ОАО «КАМАЗ» являются:
- общее собрание акционеров – высший орган;
- совет директоров;
- правление;

- генеральный  директор [40].

Экономический кризис повлек за собой кардинальное изменение ситуации на российском рынке  грузовой автотехники полной массой от 14 до 40 тонн. В период с 2003 г. до конца третьего квартала 2008 г. российский рынок грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн демонстрировал ежегодное увеличение продаж в среднем на 20%.

В условиях наличия  производственных ограничений у  всех производителей России, СНГ и  Европы, высокий спрос на рынке обеспечивался активно растущим импортом, в то время как доля производителей России и СНГ в общем объеме продаж неуклонно снижалась.

Благоприятная конъюнктура, сложившаяся на российском рынке  грузовых автомобилей, в указанный  период была обусловлена следующими основными факторами:

- рост импорта  грузовых автомобилей;

- появление  в отрасли новых конкурентов;

- расширение  товаропроводящих сетей производителей;

- организация  в России новых сборочных производств  и создание мощностей по сборке грузовых автомобилей иностранных компаний.

Нарастание  кризисных тенденций в 4 квартале 2008 г. повлекло за собой обвальное  падение спроса на грузовую автотехнику. В качестве основных факторов снижения продаж можно выделить следующие:

- существенное  сокращение инвестиций в основной капитал и замедление темпов обновления автомобильных парков в отраслях, являющихся традиционными потребителями грузовой автотехники - промышленном, гражданском и дорожном строительстве, сегменте коммерческих перевозок технологических грузов, нефтегазодобывающей отрасли, сельском хозяйстве, химической промышленности и металлургии;

- снижение покупательской  способности большинства потребителей  грузовых автомобилей;

- насыщение  вторичного рынка за счет сдачи  в аренду простаивающих парков грузовых автомобилей, а также поступления на рынок техники, приобретенной ранее по лизинговым схемам, в результате кризиса неплатежей;

- большое количество  нераспроданных остатков грузовых  автомобилей 2008 года выпуска на  складах автопроизводителей и  их дилеров.

Относительные показатели деятельности ОАО «КАМАЗ» за анализируемый период 2009-2011 гг. приведены в таблице 2.1.

Информация о работе Пути повышения эффективности управления запасами и дебиторской задолженностью на ОАО «КАМАЗ»