Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является: формирование стратегии конкурентных преимуществ на предприятии на примере ООО «ОЛАНТ». Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
изучить теоретические основы формирования стратегии конкурентных преимуществ;
провести анализ конкурентных преимуществ ООО «Олант»;
определить конкурентную стратегию по методике М. Портера;
разработать комплекс мероприятий по формированию стратегии конкурентных преимуществ;
оценить эффективность предложенных мероприятий по реализации стратегии.
Введение………………………………………………………………………………………
1 Теоретические основы формирования конкурентной стратегии организации………
1.1 Экономическая сущность понятий: конкурентная стратегия,
конкурентоспособность и конкурентные преимущества………………….…
1.2 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………….……
1.3 Разработка конкурентной среды организации……………………………
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Олант» ……………………………………
2.1 Общая характеристика предприятия …………………………………………
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………………
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия……………………………
3 Формирование стратегии конкурентных преимуществ предприятия ООО «Олант»
3.1 Определение конкурентной стратегии по методике М. Портера……………
3.2 Разработка мероприятий по формированию стратегии конкурентных
преимуществ……………………………………………………………………
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………
Заключение…………………………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………………………
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Теоретические основы |
7 |
1.1 Экономическая сущность |
7 |
1.2 Теория конкурентных |
13 |
1.3 Разработка конкурентной среды организации…………………………… |
18 |
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Олант» …………………………………… |
32 |
2.1 Общая характеристика |
32 |
2.2 Анализ внешней среды |
42 |
2.3 Анализ конкурентных |
48 |
3 Формирование стратегии |
54 |
3.1 Определение конкурентной |
54 |
3.2 Разработка мероприятий по
формированию стратегии |
57 |
3.3 Оценка эффективности |
62 |
Заключение…………………………………………………… |
65 |
Список использованных источников…………………………………………………… |
68 |
Введение
Конечная цель всякой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм.
Центральное место в
повышении
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии развития конкурентных преимуществ, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
В последнее время значение стратегического управления в практике работы российских предприятий значительно возрастает. Во многом данный факт связан с осознанием необходимости стратегического типа управления в условиях, когда внешняя среда предприятия подвержена значительным и быстрым изменениям. Выстраивание стратегических целей организации в подобных условиях способствует концентрации усилий и ресурсов для их достижения, повышению эффективности хозяйствования.
Система стратегического управления предполагает формирование стратегии предприятия на нескольких уровнях: корпоративная стратегия, конкурентные стратегии, функциональные и операционные стратегии. Если посредством корпоративной стратегии осуществляется выбор оптимального портфеля деятельности организации, то конкурентные стратегии направлены на достижение долгосрочных конкурентных позиций предприятия в конкретной отрасли. Конкурентные стратегии занимают особое место в системе стратегического управления предприятием, поскольку именно они во многом определяют нижестоящие функциональные и операционные стратегии.
Несмотря на различные понимания самого понятия «стратегия», процесс ее формирования на любом из перечисленных уровней сводится к применению определенного набора аналитических инструментов, позволяющих найти соответствие между целями предприятия и средствами достижения данных целей.
Весь комплекс взаимосвязанных аналитических инструментов в совокупности образует определенный механизм формирования стратегии, т.е. определенную последовательность действий, необходимую для ее разработки.
Целью дипломной работы является: формирование стратегии конкурентных преимуществ на предприятии на примере ООО «ОЛАНТ».
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
Объектом исследования является конкурентоспособность и конкурентные преимущества ООО «ОЛАНТ».
Предметом исследования являются процессы формирования стратегии конкурентных преимуществ.
Теоретические и методологические основы формирования стратегий создания конкурентных преимуществ на уровне развития организаций представлены в трудах представителей западной экономической школы Р. Акоффа, И. Ан-соффа, Б. Карлоффа, У. Кинга, М. Портера, А. Томпсона, А. Стрикленда, Ф. Котлера, Ж.Ж.Ламбена и др.
В исследованиях отечественных учёных-экономистов: Г.Л. Азоева, М.И. Круглова, В.Д. Марковой, Р.А Фатхутдинова, А.П. Градова, А.Ю. Юда-нова, Л.С. Шевченко, А.И. Панова, П.С. Завьялова, А.И. Петрова, так же освещаются методологические основы и инструментальные средства формирования стратегии конкурентных преимуществ.
Информационной базой исследования послужили научная литература, информация из периодической печати, информация сети Интернет, отчетность предприятия ООО «ОЛАНТ».
Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка используемых источников.
В первой главе исследованы теоретические основы формирования стратегии конкурентных преимуществ. Во второй главе проведен анализ конкурентных преимуществ предприятия на примере ООО «Олант». В третьей главе разработана конкурентная стратегия, предложен комплекс мероприятий для ее реализации и дана оценка эффективности.
1Теоретические основы формирования конкурентной стратегии организации
1.1 Экономическая сущность понятий конкурентная стратегия, конкурентоспособность и конкурентные преимущества
Конкурентоспособность является неотъемлемым свойством предприятия, функционирующего в условиях конкуренции и неопределенности динамичной рыночной среды. По мнению М. Портера, конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и другие факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать, по мнению М. Портера, конкурентные преимущества.
В общем случае под конкурентоспособностью следует понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
Трактуя понятие «
Под конкурентными преимуществами понимают взаимосвязанную совокупность факторов и условий внешней и внутренней среды, рациональное использование которых обеспечивает предприятию возможность производства конкурентоспособной продукции, работ и услуг и формирует предпосылки для его долгосрочного развития и наращивания конкурентоспособности.
Таблица 1 – Определения термина «конкурентоспособность
Автор |
Определение |
М.Портер [33] |
Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами |
Р. Ф. Фатхутдинов [40] |
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке |
М. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури [27] |
Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей |
Целесообразно выделять
используемые конкурентные преимущества
и перспективные (потенциальные) –
конкурентные преимущества, вовлечение
которых в хозяйственную
В процессе функционирования
предприятия, конкурентные преимущества
находятся между собой в тесном
взаимодействии и являются основными
факторами
Все виды конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения путей достижения конкурентных преимуществ можно разделить на две группы:
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых:
Низкий порядок конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно также могут использовать (или перекупить) конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка – это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущества над конкурентами надолго.
К преимуществам высокого порядка принято относить:
Если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для уничтожения такого преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо придумать что-то лучшее, либо заполучить эти секреты с наименьшими затратами. Все эти пути требуют больших затрат, усилий и времени у конкурента. Это означает, что на некоторое время фирма оказывается в лидирующем и недосягаемом положении, т.е. она устойчиво конкурентоспособна.
Все это справедливо и применительно к уникальным технологиям, «ноу-хау» и специалистам. Их трудно воспроизвести. При этом достигается еще одно очень важное преимущество на рынке – репутация фирмы. Это преимущество достигается с большим трудом, очень медленно и требует крупных затрат на ее поддержание. По этой причине известные компании при обнаружении малейших дефектов в продукции проводят их бесплатное для потребителя устранение или замену товара на качественный. Ими движет желание сохранить доброе имя фирмы на рынке продукции, а не только опасение перед возможными убытками от иска потребителя.
С понятиями «
В общем смысле стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. На личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. Но в большинстве фирм с широким владением акций подобной роскоши может не быть.
Информация о работе Разработка конкурентной среды предприятия