Разработка конкурентной среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: формирование стратегии конкурентных преимуществ на предприятии на примере ООО «ОЛАНТ». Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
изучить теоретические основы формирования стратегии конкурентных преимуществ;
провести анализ конкурентных преимуществ ООО «Олант»;
определить конкурентную стратегию по методике М. Портера;
разработать комплекс мероприятий по формированию стратегии конкурентных преимуществ;
оценить эффективность предложенных мероприятий по реализации стратегии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………
1 Теоретические основы формирования конкурентной стратегии организации………
1.1 Экономическая сущность понятий: конкурентная стратегия,
конкурентоспособность и конкурентные преимущества………………….…
1.2 Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера………………….……
1.3 Разработка конкурентной среды организации……………………………
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Олант» ……………………………………
2.1 Общая характеристика предприятия …………………………………………
2.2 Анализ внешней среды предприятия…………………………………………
2.3 Анализ конкурентных преимуществ предприятия……………………………
3 Формирование стратегии конкурентных преимуществ предприятия ООО «Олант»
3.1 Определение конкурентной стратегии по методике М. Портера……………
3.2 Разработка мероприятий по формированию стратегии конкурентных
преимуществ……………………………………………………………………
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………
Заключение…………………………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом ГАВРЮШИНА.doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

 

Коэффициент абсолютной ликвидности и на начало и на конец  анализируемого периода (31.12.2010 г. – 31.12.2012 г.) находится выше нормативного значения (0,2), что говорит о том, что предприятие в полной мере обеспечено  средствами для своевременного погашения наиболее срочных обязательств за счет наиболее ликвидных активов. На начало анализируемого периода - на 31.12.2010 г. значение показателя абсолютной ликвидности составило 0,34. На конец анализируемого периода значение показателя возросло, и составило 1,98. Следует заметить, что на конец анализируемого периода значение показателя находится выше нормативного уровня (0,5), что конечно же не угрожает финансовой устойчивости предприятия, однако может говорить об избытке собственных средств предприятия и необходимости направления их на развитие.

На начало анализируемого периода - на 31.12.2010 г. значение показателя быстрой (промежуточной) ликвидности составило 3,21. на 31.12.2012 г. значение показателя возросло, что можно рассматривать как положительную тенденцию и составило 5,06.

Коэффициент текущей  ликвидности и на начало и на конец  анализируемого периода (31.12.2010 г. - 31.12.2012 г.) находится выше нормативного значения  (2,0), что говорит о том, что предприятие в полной мере обеспечено собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. На начало анализируемого периода - на 31.12.2010 г. значение показателя текущей ликвидности составило 12,48. На конец анализируемого периода значение показателя возросло, и составило 42,83.

Показатель утраты платежеспособности говорит о том, сможет ли в ближайшие  шесть месяцев предприятие утратить свою платежеспособность при существующей динамике изменения показателя текущей  ликвидности. На конец периода значение показателя установилось на уровне 23,89, что говорит о том, что предприятие не утратит свою платежеспособность, так как показатель больше единицы.

Динамика показателей  рентабельности ООО «ОЛАНТ» за 2010-2012 гг. представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 – Показатели рентабельности ООО «ОЛАНТ» за 2010-2012 гг.

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменения

В абс.

выражении

Темп прироста

Рентабельность продаж, %

13,5

14,5

13,9

0,4

3

Рентабельность собственного капитала, %

31,7

14,85

12,7

-19

-60

Рентабельность акционерного капитала, %

9130

8720

8580

-550,0

-6,02

Рентабельность оборотных активов, %

15,02

12,98

11,8

-3,22

-21,43

Рентабельность всех активов, %

15,01

12,92

11,8

-3,21

-21,4

Рентабельность основной деятельности, %

13,5

14,5

13,9

0,4

3

Рентабельность производства, %

-14,8

-16,30

-16,20

-1,4

-9,5


 

Снижение рентабельности собственного капитала c 31,7% до 12,7% за анализируемый период было вызвано увеличением собственного капитала на 18 050,0 тыс. руб. снижением чистой прибыли предприятия за анализируемый период на -550,0 тыс. руб.

Как видно из таблицы, за анализируемый период  значения большинства показателей рентабельности либо уменьшились, либо остались на прежнем  уровне, что следует скорее рассматривать  как негативную тенденцию.

Подводя итог, следует отметить, что за анализируемый период (с 31.12.2010 г. по 31.12.2012 г.) ключевыми стали следующие моменты: выручка от реализации компании по сравнению с базовым периодом увеличилась (с 94650тыс. руб. на 31.12.2010 г. до 106070 тыс. руб. на 31.12.2012 г.). За анализируемый период изменение прибыли от продаж составило  1 830 тыс. руб. (114,33%). Чистая прибыль на 31.12.2010 г. составляла 9 130 тыс. руб., на 31.12.2012г. составила 8 580 тыс. руб., что на 550,00 тыс. ниже отчетного периода.

Себестоимость в 2012г. возросла на 5 560 тыс. руб. (106,79%), что является негативной тенденцией.

Рассматривая динамику показателей финансово - хозяйственной  деятельности ООО «ОЛАНТ» особое внимание следует обратить на рентабельность чистых активов и средневзвешенную стоимость капитала.

 

2.2 Анализ  внешней среды предприятия

 

Анализ внешней среды  помогает контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, получить важные результаты для разработки возможных стратегий развития предприятия.

Одним из важнейших факторов внешней среды предприятия являются его конкуренты. Проведем анализ конкурентных сил по методике М. Портера.

Угроза появления  новых конкурентов. Угроза появления новых конкурентов в отрасли зависит от «высоты» большого числа входных барьеров в отрасль производства металлоконструкций в г. Спасск-Дальний. Входные барьеры в отрасль могут иметь множество форм.

1.1 Капитальные издержки  новичков для входа в отрасль. Если новые предприятия будут осуществлять вход в отрасль производства металлоконструкций, то для них капитальные издержки будут сравнительно велики, это такие расходы как покупка дорогостоящего оборудования, аренда/покупка склада, следовательно, угроза появления новых конкурентов низкая.

А поскольку новые  торговые предприятия открывают предприниматели, заработавшие свои капиталы где угодно и как угодно, то и выбирают они менее затратный бизнес. А значит, преодолеть финансовый входной барьер из миллиона рублей для них представляет большую трудность.

1.2 Верность бренду  и расходы на переманивание потребителей. У ООО «ОЛАНТ» за несколько лет существования появилось много постоянных клиентов, этому способствует удобное месторасположение наличие филиалов по Приморскому краю. ООО «ОЛАНТ» охватывает многие области производства и торговли строительными материалами в отличие от конкурентов, которые специализируются на меньшем ассортименте услуг и товаров. Конкуренты не дают возможность клиентам получить в одном месте целый спектр товаров и услуг. ООО «ОЛАНТ» не уступает и следит за новинками в производства металлоконструкций. Поэтому появляющимся новым предприятия, как правило, современной бизнес слишком сложно переманить клиентов у ООО «ОЛАНТ»

1.3 Действия контролирующих  органов. Правительственные органы могут запретить или ограничить доступ на определенный рынок с помощью лицензий и разрешений. Установленные правительствами разных стран высокие стандарты безопасности и защиты здоровья, окружающей среды и т.д. затрудняют проникновение на рынок, повышая затраты компаний на начальном этапе.

Для осуществления производства металлоконструкций необходимо сервисное обслуживание, необходим штат специально обученных сотрудников, которые имеют сертификаты на выполнение определенных работ. Если специалисты прошли необходимое обучение, имеют дипломы, предприятие отвечает стандартам, то органы государственного надзора не создают помех при вступлении предприятия – конкурента в производство металлоконструкций

1.4 Недоступность каналов  сбыта. Новичку в отрасли приходится бороться за равный доступ к каналам сбыта, искать своих клиентов, что может повлечь дополнительные затраты. Чем прочнее связи действующих на рынке производства металлоконструкций предприятий, тем труднее выйти на рынок новичкам. Крупные, известные предприятия имеют достаточно прочные каналы сбыта, исходя из качества продаваемого товара, профессионализма, месторасположения. В этом случае новым конкурентам – будет трудно проникнуть в отрасль.

1.5 Сопротивление, оказываемое  существующими фирмами. Предприятия, существующие в настоящее время, окажут сильное сопротивление появляющимся конкурентам, что проявится как в ценовой, так и неценовой форме. Это создаст большие трудности для предприятий - новичков.

Таким образом, анализируя обстановку в г. Спасск-Дальний по приведенным выше факторам, можно сделать вывод, что угроза появления новых конкурентов существует, но небольшая, и этот фактор оказывает незначительное влияние на силу конкуренции на местном сегменте рынка – сейчас и в будущем.

Угроза усиления интенсивности конкуренции в  отрасли. Предприятия производства металлоконструкций конкурируют друг с другом как на ценовой, так и не ценовой основе, но в данном случае ООО «ОЛАНТ» оказывает высокий спектр услуг, а также является официальным дилером компаний: «Дорз», «Промикс», Фабрики натяжных потолков «SEZAR». А также официальным представителем группы компаний «Мастер Билл» в Приморском крае, он занимает лидирующее положение в данной отрасли.

И потребители сохраняют верность бренду, что облегчает конкурировать с другими предприятиями в данной отрасли и конкуренция будет не ценовой. Покупатели активны и не имеют прямые и косвенные товары - заменители, следовательно, степень конкурентного соперничества ниже.

Таким образом, можно  сделать вывод, что фактор конкуренции  в отрасли для ООО «ОЛАНТ» не значителен.

Угроза товаров-заменителей. Такая угроза присутствует, но незначительно.

Угроза усиления власти покупателей. Количество покупателей у ООО «ОЛАНТ» велико, но каждый из них действует в значительной степени независимо друг от друга и покупает разное количество товара (услуг), их воздействие на рынок сильное.

С одной стороны в  данной отрасли покупатели имеют  значительное влияние на предприятие, так как клиентами являются как физические  лица, так и крупные потребители, которые имеют возможности взаимодействовать друг с другом. Сильные компании – потребители могут оказывать сильное конкурентное давление в том случае, если могут обеспечивать выгодные для себя цены, качество, сервис и т.д.

Большое влияние имеет  информированность клиентов об ООО «ОЛАНТ» и конкурентах. Чем лучше осведомлены потребители, тем выгоднее их положение относительно поставщика. В частности Internet, открывает новые возможности перед потребителями (в данном случае) поиска информации. ООО «ОЛАНТ» имеет эффективную рекламную политику, что облегчает клиентам быть информированными относительно ассортимента товара (услуг). Всё это само собой, влияет на потребителя. Он более информирован о предприятии, и более вероятно, что его выбор падёт именно на ООО «ОЛАНТ».

Таким образом, можно  сделать вывод, что рычаги воздействия  покупателей оказывают давление на конкурентоспособность ООО «ОЛАНТ».

Клиентура и  покупательские предпочтения. Из факторов влияния наибольшее внимание следует посвятить анализу потенциальных покупателей компании. Именно от покупателей и их поведения зависит и уровень ценообразования, и принципы формирования ассортимента.

ООО «ОЛАНТ» работает в сложной сфере изготовления металлоконструкций. По данным маркетинговых исследований компании, основными покупателями являются физические лица, частные предприниматели и крупные компании.

  • - мужчины 20 – 65 лет;
  • - женщины 20 – 65 лет.

Образование превалирует  высшее (неполное высшее), имеется и  среднее (специальное).

Чтобы правильно формировать  ассортиментную политику необходимо знать  предпочтения покупателей. Постараемся  их проанализировать.

Если еще десять лет назад пластиковые окна, жалюзи, натяжной потолок были скорее роскошью, чем необходимостью, то сейчас поток клиентов значительно вырос.

Изменение покупательских предпочтений приводит к изменению  ассортимента ООО «ОЛАНТ». Если раньше центральную часть ассортимента составляли просто изготовление пластиковых окон, то сейчас акцент смещен в широкий спектр услуг.

Таким образом, анализ покупателей  как компоненты непосредственного  окружения организации в первую очередь имеет своей задачей  составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Степень угрозы очень  средняя, потому что ориентация своей  продукции на организации покупателей среднего и высокого уровня достатка, т.е. на тех, кто ценит надежность, безопасность и комфорт, на тех, кто умеет считать деньги.

Угроза усиления рыночной власти поставщиков. В явном виде такая угроза отсутствует. На рынке металлоконструкций большое количество поставщиков. Опасность того, что ключевые поставщики смогут уйти или затребуют слишком высокую цену, существует, но это маловероятно.

Уход поставщика с  рынка не является критичным фактором для устойчивых предприятий, давно  занимающихся изготовлением металлоконструкций, имеющих отработанные методы продаж, сильный бренд и технологии работы с покупателем. Защитой от такой угрозы являются вложения в бренд, введение системы партнерства, позволяющей удерживать ведущих поставщиков.

Проанализируем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ООО «ОЛАНТ» (таблица 9).

 

Таблица 9 – Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы ООО «ОЛАНТ»

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие квалифицированного персонала

Наличие производственных мощностей

Наличие системы послепродажного сервисного обслуживания

Является официальным дилером компаний: «Дорз», «Промикс», «SEZAR», «Мастер Билл»

Высокий уровень цен

Отсутствие полной автоматизации

Низкий уровень информативности  общественности

Возможности

Угрозы

Развитие программ поддержки малого бизнеса

Снижение темпов инфляции

Рост доходов населения

Положительное отношение  со стороны местного населения

Появление новых материалов и новых технологий в производстве металлоконструкций

Отток населения из Приморского  края

Рост цен на энергоносители

Сезонность спроса

Возможный рост цен на материалы

Ужесточение стандартов безопасности на производимую продукцию и оказываемые услуги

Информация о работе Разработка конкурентной среды предприятия