Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 16:13, курсовая работа
Мотивация представляет собой совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным типам действия. Различные мотивы, которые зачастую подталкивают человека к противоположным действиям, в совокупности являются движущей силой, вектор приложения которой может быть различен в зависимости от силы отдельных мотивов.
Мотивация трудовой деятельности формируется как под воздействием внутренних факторов (потребностей), так и внешних (стимулов). Система мотивации труда персонала наиболее эффективна, если она воздействует на те аспекты, которые согласуются с внутренними мотивами работника.
Введение
1 Теоретические аспекты мотивации труда персонала
1.1 Понятие и сущность мотивации труда персонала
1.2 Мотивация труда как целостная система
1.3 Управление системой мотивации труда персонала на предприятии
2 Анализ системы мотивации труда персона на ОАО «Синтез»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ОАО «Синтез»
2.3 Анализ системы управления персоналом ОАО «Синтез»
3 Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации персонала ОАО "Синтез"
3.1 Мероприятия по совершенствованию социальной мотивации персонала
3.2 Мероприятия по совершенствованию управления мотивации персонала
3.3 Правовое обеспечение проектных мероприятий
3.4 Оценка эффективности проектных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Герцберг пришёл к заключению,
что факторы, действующие в процессе
работы, влияют на удовлетворение потребностей.
Гигиенические факторы (размер оплаты,
условия труда, межличностные отношения
и характер контроля со стороны непосредственного
начальника), всего лишь не дают развиться
чувству неудовлетворённости
Теория мотивации Герцберга
имеет много общего с теорией
Маслоу. Гигиенические факторы
Маслоу рассматривал гигиенические факторы, как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения.
Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше. Герцберг же, напротив, считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой [29].
Согласно теории Герцберга,
наличие гигиенических факторов
не будет мотивировать работников.
Оно только предотвратит возникновение
чувства неудовлетворенности
Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ "обогащения" труда. В ходе выполнения программы «обогащения» труда, работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю.
«Обогащение» труда направлено
на структурирование трудовой деятельности
таким образом, чтобы дать почувствовать
исполнителю сложность и
Среди нескольких сотен фирм, которые используют программы "обогащения" труда для того, чтобы устранить негативные последствия утомления и связанное с этим падение производительности труда, есть и такие крупные компании, как "Ай Ти энд Ти", "АмерикэнЭйрлайнз" и "Тексас Инструменте".
Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают [29].
Хотя эта теория эффективно
использовалась в ряде организаций,
в ее адрес раздавались и
Действительно, когда людей
просят описать ситуации, когда им
бывало хорошо или плохо после
выполнения работы, то они инстинктивно
связывают благоприятные
Таблица 2 - Мотивация или удовлетворение? Как сами работники
оценивают различные
№ п/п |
Факторы повышения производительности |
Заставляют работать интенсивнее,% |
Делают работу более привлекательной, % |
И то, и другое, % | |||
А |
1 |
2 |
3 | ||||
1 |
Хорошие шансы продвижения по службе |
48 |
22 |
19 | |||
2 |
Хороший заработок |
45 |
27 |
22 | |||
3 |
Оплата, связанная с результатами труда |
43 |
31 |
16 | |||
4 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы |
41 |
34 |
17 | |||
5 |
Работа, которая заставляет развивать свои способности |
40 |
27 |
20 | |||
6 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно |
37 |
33 |
17 | |||
7 |
Высокая степень ответственности |
36 |
28 |
14 | |||
8 |
Интересная работа |
36 |
35 |
18 | |||
9 |
Работа, требующая творческого подхода |
35 |
31 |
20 | |||
10 |
Удобное расположение |
56 |
12 |
12 | |||
11 |
На рабочем месте нет шума и каких-либо загрязнений среды |
56 |
12 |
12 | |||
12 |
Работа с людьми, которые нравятся |
54 |
17 |
13 |
Таким образом, результаты, которые получил Герцберг, были, по крайней мере, частично, результатом того, какие он задавал вопросы.
Таблица 3 -Сопоставление теорий Маслоу, Мак-Клелланда и Герцберга
№ п/п |
А | ||
1 |
Теория Маслоу | ||
Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры После того, как потребность удовлетворена, се мотивирующее воздействие прекращается | |||
2 |
Теория Мак-Клелланда | ||
Три потребности, мотивирующие человека — это потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность) Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, уже удовлетворены | |||
3 |
Теория Герцберга | ||
Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению работой Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслоу и Мак-Клелланда, активно воздействуют на поведение человека Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы |
Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что и гигиенические факторы, и мотивирующие могут являться источником мотивации и зависит это от потребностей конкретных людей.
Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
В заключении анализа содержательных теорий мотивации приведем сравнение теорий Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда и Герцберга (табл.3)
Ко второй группе относятся процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторов, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории на оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям, поведение человека является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Имеются три основные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и мораль Портера-Лоулера.
Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого [4, c.96].
Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Ожидания в отношении затрат труда - результатов (З-Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд. Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.
Ожидания в отношении
результатов - вознаграждений (Р-В) есть
ожидания определенного вознаграждения
или поощрения в ответ на достигнутый
уровень результатов. Продолжая
приведенные выше примеры, отметим,
что при повышении объема продаж
на 15% коммивояжер может ожидать
10% премии или права вступить в
привилегированный клуб. Менеджер может
ожидать, что в результате предпринятых
им усилий, он будет оценен руководством
как высококвалифицированный
В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Так, например, если коммивояжер будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного вознаграждения за достигнутый результат достаточно мала. Аналогично, если человек уверен, что достигнутый результат будет вознагражден, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.
Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания - это валентность или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность - это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутый результат, может и не иметь для них никакой ценности. Продолжим наши примеры. За выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованию, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе или более интересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания его заслуг. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.
Исходя из теории ожиданий,
можно сделать вывод, что работник
должен иметь такие потребности,
которые могут быть в значительной
степени удовлетворены в
Теория справедливости.Другое объяснение того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, дает теория справедливости. Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и для восстановления справедливости исправить дисбаланс.
Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации персонала ОАО "Синтез"