Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломного проекта заключается в увеличении прибыли за счет совершенствования системы мотивации труда в ООО "Меркурий".
Задачи дипломного проекта:
1) Изучить теоретические и методологические основы анализа мотивации труда.
2) Провести анализ состояния системы мотивации труда на ООО "Меркурий".
3) Разработать программы по совершенствованию системы мотивации персонала ООО "Меркурий"
4) Дать экономическую оценку предлагаемых рекомендаций и мероприятий.
5) Рассмотреть экологию и безопасность жизнедеятельности сотрудников ООО "Меркурий".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МОТИВАЦИИ ТРУДА
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ, КАК ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
1.3 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.4 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ООО "МЕРКУРИЙ"
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ООО "МЕРКУРИЙ"
2.2 АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
2.3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ООО "МЕРКУРИЙ"
2.4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ
3.1 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ
3.2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
3.3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ, КОТОРЫЕ ПОВЫШАЮТ ЧУВСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОДАВЦОВ
3.4 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА!.doc

— 798.50 Кб (Скачать файл)

Теория "X", "У" и "Z"

В основе теории "X", "У" и "Z" лежит отношение человека к труду. Теория' "X" была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. МакГрегором, который добавил к ней теорию "Y". Теория "Z" была предложена значительно позднее В. Оучи. "X", "У" и "Z" - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять различные стимулы к труду.

Теория "X" базируется на следующих предпосылках:

В мотивах человека преобладают  биологические потребности; обычный  человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;

Большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

Человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции  и желает находиться в безопасной ситуации;

Качество работы низкое, поэтому  необходим строгий контроль со стороны  руководства.

В теории "X" естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного - материального поощрения.

Теория "У" является антиподом теории "X" и ориентирована совсем на другую группу людей. В ее основе лежат такие предпосылки, как:

В мотивах людей преобладают  социальные потребности и желание  хорошо работать;

Нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку;

Внешний контроль и угроза наказания  не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей;

Наиболее важным вознаграждением  является то, которое связано с  удовлетворением потребностей в самовыражении;

Обычный воспитанный человек готов  брать на себя ответственность и  стремится к этому;

Многие люди готовы использовать свои знания и опыт, однако, индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Модель по теории "У" отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории "У" располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение.

Основные предпосылки теории "Z":

В мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

Люди предпочитают работать в группе и предпочитают групповой метод  принятия решений;

Должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

Предпочтительнее неформальный контроль на основе четких методов и критериев  оценки;

На предприятии должна существовать постоянная ротация кадров с постоянным самообразованием;

Предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижению определенного возраста;

Человек - основа любого коллектива, именно он обеспечивает успех предприятия.

Теория "Z" описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Работники, описываемые теориями "X", "Y", "Z", образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду.

Изложенные теории позволяют сделать  вывод, что нет какого-то канонизированного учения, объясняющего, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Для того чтобы лучше понимать мотивацию работников и разрабатывать эффективные системы мотивации персонала менеджер должен знать и учитывать все теории мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Методы изучения системы мотивации

 

Для эффективного управления персоналом необходимо четко представлять

методы управления. Различают административные, экономические, социальные и психологические  методы управленческих воздействий  на персонал. Все эти методы управления включают в себя различные методы исследования проблем, связанных с персоналом. В частности для изучения потребностей и мотивов работников используются социальные и психологические методы исследования.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. [6]

Социологические и психологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, к ним относятся анкетирование, тестирование, собеседование, интервьюирование. Анкетирование и тестирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных бланков, оно позволяет определить мотивационную направленность личности, направленность личности с точки зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

В дипломном  проекте будет использоваться методика В.Э. Мильмана, которая позволяет выявить мотивационную направленность личности. В.Э. Мильман выделяет "общежитейскую" направленность личности и "рабочую". "Общежитейский" мотивационный профиль характеризуется преобладанием финансовых мотивов в работе, условия труда играют большое значение в эффективности работы, а также социальный статус и общение. К "рабочему" мотивационному профилю относятся высокая общая активность, творческая активность и осознание социальной полезности. [15] Диагностика проводится с использованием бланков ответов, которые приведены в приложение 1.

Тест состоит из 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений  и некоторых сторон образа жизни  человека. Необходимо высказать мнение по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в, г, д, е, ж, з), проставив напротив вариантов одну из следующих оценок: "+" - согласен с этим, "-" - нет, не согласен, "=" - когда как. Затем мнение испытуемого переводят в баллы: "+" - 2 балла, "-" - 0 баллов, "=" - 1 балл. Баллы суммируются по следующим шкалам: "жизнеобеспечение" (Ж), "комфорт" (К), "социальный статус" (С), "общение" (О), "общая активность" (Д), "творческая активность" (ДР.), "социальная полезность" (ОД). К шкалам относятся соответствующие позиции опросника, так к шкале "жизнеобеспечение" (Ж) относятся позиции: 1а, б; 2а; 3а; 4е; 5а; 6з; 8а; 10д; 11а; 12а.; и т.д. Сумма всех баллов по шкалам Ж, К, С, О характеризует "общежитейскую" направленность личности, сумма баллов по шкалам Д, ДР и ОД характеризует "рабочую" направленность личности. Затем строятся графики (мотивационные профили), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, а по вертикали - баллы.

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен "рабочий" мотивационный профиль личности, а если по шкалам Ж, К, С, О - то "общежитейский" мотивационный профиль.

Удобным средством оценки удовлетворенности  персонала своим трудом в организации является анкетный опрос. Целью мониторинга удовлетворенности является определение проблемных зон в работе с персоналом и оценка эффективности кадровых и социальных программ, проводимых на предприятии. Результаты, полученные в ходе опроса, позволяют сопоставить удовлетворенность разными сторонами работы. Блок анкеты приведен в прил.2.

Анкета состоит из 15 утверждений, характеризующих различные стороны  работы. Необходимо дать оценку удовлетворенности  той или иной стороной работы по шкале 1, 2, 3, 4 или 5, в зависимости от степени удовлетворенности. Затем делается анализ и высчитывается суммарный индекс удовлетворенности по отдельным сторонам работы всех работников в целом, путем сложения оценок всех работников по каждой стороне работы в отдельности. Максимально возможный индекс удовлетворенности - 150, а минимальный - 30. Также рассчитывается суммарный индекс общей удовлетворенности работой каждого работника в отдельности, путем сложения всех оценок по каждой анкете в отдельности. Затем определяется степень удовлетворенности каждого работника по следующей шкале:

 

Таблица 1.1 - Степень удовлетворенности

 Сумма баллов

Степень удовлетворенности

1

2

15-35

Низкая удовлетворенность

36-55

Средняя удовлетворенность

56-75

Высокая удовлетворенность


 

В результате диагностики должны быть получены данные по степени удовлетворенности качеством трудовой жизни и системе ценностей, которые наличествуют у работников. Сравнение факторов удовлетворенности трудом с ценностными ориентациями работников позволяют сделать вывод о несовпадении и проблемах в системе мотивации компании.

В заключение можно еще  раз подчеркнуть, что мотивация  напрямую влияет на результаты работы. Но какими бы ни были факторы мотивации, важно, чтобы их комбинация была правильной. И то, что мотивирует человека сегодня, завтра перестает привлекать, потому что становится привычным.

 

2. Анализ системы мотивации труда ООО "Меркурий"

2.1 Характеристика ООО "Меркурий"

 

Название организации - "Меркурий", организационно-правовая форма которого общество с ограниченной ответственностью. ООО "Меркурий" создано по соглашению граждан путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности и получения дохода. В переделах своей доли участники несут ответственность за деятельность общества. Это удобно, поскольку обеспечивает необходимую свободу действий и возможность идти на оправданный риск.

Торговая сеть "Меркурий" действует с февраля 2002 года и специализируется на торговле фирменной сантехникой.

Основным видом деятельности фирмы  является розничная торговля сантехникой.

Компания размещает заказы и  осуществляет прямые поставки сантехники непосредственно от компаний-производителей в Урало-Сибирский регион.

Масштабы этой деятельности варьируются  от продажи аксессуаров и смесителей до реализации элитных ванн и душевых кабин. Поле деятельности общества - Екатеринбург и Уральский регион.

Реализация товаров осуществляется через сеть магазинов, на текущий  момент ООО "Меркурий" обладает сетью из 6 торговых точек, из них 2 расположены в Екатеринбурге. Розничная сеть магазинов отличается высоким уровнем услуг, широким ассортиментом товаров и соблюдением единого стиля в оформлении торгового зала и работе с клиентами.

Стремительно развиваясь, ООО "Меркурий" активно участвует в общественной жизни г. Екатеринбурга и не забывает и о традициях российской благотворительности.

Компания имеет развитую организационную структуру, построенную  по линейно-функциональному принципу, которая основана на разделении функций между структурными подразделениями.

В составе компании выделяют 8 функциональных отделов, среди них: рекламный, административно-хозяйственный, отдел маркетинга, департамент персонала, финансово-экономический отдел, департамент розницы, департамент развития и бухгалтерия. Функциональное подразделение является самостоятельной частью аппарата управления, реализующей задачи определенной функции управления.

Отдел рекламы занимается рекламной  деятельностью, разработкой и организацией рекламных акций. В отделе работают специалисты по рекламе.

Административно-хозяйственный отдел отвечает за обеспечение и поддержку работы торгового процесса и работы всех отделов фирмы

Отдел маркетинга проводит маркетинговые  исследования, создает и реализует  маркетинговые стратегии, рыночные и товарные политики, определяет целевые  рынки, степень их охвата и конкурентов по каждому целевому рынку, также изучает каналы распределения фирмы, определяет их достоинства и недостатки, определяет ценовую политику и занимается стимулированием сбыта.

В отделе персонала работают менеджеры  по персоналу, технологи по обучению, которые занимаются подбором персонала и расстановкой кадров, оформлением и учетом кадров, управляют процессом адаптации, разрабатывают системы обучения и текущей деловой оценки персонала.

Финансово-экономический отдел  анализирует финансово-экономическую деятельность фирмы, занимается ее планированием и прогнозированием, рассчитывает текущие финансово-экономические показатели и дает рекомендации по их росту.

Департамент розницы организует работу сети магазинов розничной торговли, отслеживает своевременную поставку товара на склад, полноту и широту ассортимента товара, занимается непосредственно реализацией товаров в сети магазинов. В отделе работают продавцы-консультанты, администраторы, директора магазинов.

Департамент развития занимается разработкой и реализацией стратегий развития, поиском новых партнеров и закупом товаров.

Бухгалтерия занимается ведением бухгалтерского учета на предприятии и составлением бухгалтерской отчетности для представления  в налоговые органы.

Миссия и цели.

Миссия компании ООО "Меркурий" - обеспечение потребителей высококачественной и разнообразной сантехникой по оптимальным ценам, предлагая исключительный уровень торгового и сервисного обслуживания.

Основные принципы деятельности ООО "Меркурий" - торговля только качественной, сертифицированной сантехникой, гибкая ценовая политика.

В связи с ускорением темпов обновления рынка, постоянным появлением новых  моделей товаров, в сфере розничной  торговли одним из основных показателей  эффективной деятельности предприятия является товарооборот. Цели данной организации на 2009 год связаны увеличением товарооборота и увеличением прибыли. В сфере управления персоналом цели направлены на снижение текучести кадров среди продавцов-консультантов.

Анализ внешней среды.

На ООО "Меркурий" оказывают влияние факторы прямого воздействия, а именно: фирмы - производители сантехники, с которыми она сотрудничает, рекламные агентства, законодательные органы, а также клиенты и покупатели.

Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации