Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 22:08, дипломная работа
Данный дипломный проект посвящен проблеме комплексной оценки потенциального лизингополучателя, являющейся обязательным и наиболее важным элементом при принятии решения о заключении лизинговой сделки. Проблема особенно актуальна в настоящее время, когда лизинговая деятельность столь стремительно развивается, и лизинг вполне оценен как вид инвестиционной деятельности, сочетающий в себе все способы решения инвестиционных проблем предприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………8
1.1. Экономическая сущность лизинговых операций, основные формы и виды………………………………………8
1.2. История возникновения и развитие лизингового бизнеса в Российской Федерации………………………15
1.3 Нормативно-законодательное регулирование лизинговых операций в Российской Федерации………19
1.4. Организация и техника лизинговых сделок………………………….23
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ ООО «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ»…….……………28
2.1. ООО ЛК «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ» как объект исследования………28
2.2. Анализ финансового состояния………………………….……………33
2.3. Оценка эффективности организации аналитической работы с потенциальным клиентом – лизингополучателя…………………………40
ГЛАВА 3. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЛИЗИНГОПОЛУЧАТЕЛЯ……………………………………………………48
3.1. Анализ существующих методических подходов к оценке клиента: опыт зарубежный и отечественный……………………………………….48
3.2. Предлагаемая методика комплексной оценки потенциального лизингополучателя…………………………………………………………62
3.3. Оценка клиента - лизингополучателя на примере
ООО «Стройтехнологии»: сравнительный аспект……………………….80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….91
Перед лизингодателем всегда возникает проблема оценки качества потенциального лизингополучателя, то есть оценки риска вложений и определения способности клиента своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства. Проблема оценки потенциального лизингополучателя в настоящее время очень актуальна и недостаточно освящена в литературе. Каждая лизинговая компания, сталкиваясь с ней, самостоятельно выбирает для себя метод оценки, руководствуясь накопленным опытом и существующими банковскими методами оценки заемщика.
В ходе написания дипломного проекта были достигнуты все поставленные задачи:
√ рассмотрена экономическая сущность лизинга (вложение средств на возвратной основе, то есть, предоставляя средства на определенный период, лизингодатель получает их обратно в установленное время, получая за свою услугу вознаграждение в виде комиссионных) и классификация его основных видов;
√ определены существенные преимущества лизинговых операций по сравнению с классическим банковским кредитом для всех сторон лизинговой сделки, в том числе его значимость для экономики страны в целом: при сохранении наметившейся тенденции роста потребности у оказании лизинговых услуг доля лизинга в общем объёме инвестиций достигнет 20-25% через 5-7 лет (для сравнения: в США - 30%, в Германии – 25%), в то время как по итогам 2005г. эта цифра составила около 10-12%. [28, с.12]
√ изучили историю возникновения и развития лизинговой деятельности в нашей стране, а также рассмотрели нормативно-законодательное регулирование, выделив нормативные документы, непосредственно регулирующие сферу лизинговой деятельности и определяющие дополнительные и/или специальные условия деятельности лизинговых компаний;
√ провели анализ финансового состояния объекта исследования – лизинговой компании ООО «ПРОГРЕСС-ЛИЗИНГ» и сделали вывод о том, что в целом организация стабильно развивается с характерными для лизинговой деятельности особенностями, финансовое состояние можно расценивать как хорошее; финансовый портфель компании достаточно диверсифицирован как по объектному, так и по клиентскому составу; темп роста общей стоимости заключенных договоров ежегодно составляет около 50-70%;
√ изучили особенности организации в исследуемом объекте аналитической работы по оценке потенциального лизингополучателя и пришли к выводу, что в существующем подходе, практически полностью заимствованном из банковского опыта кредитования предприятий, слишком мало внимания уделяется преимуществам лизинга по сравнению с кредитом и многие важные факторы (ликвидность предмета лизинга, прошлый опыт сотрудничества, доля самофинансирования проекта и пр.) поддаются довольно субъективной оценке, их существенность утрачивается;
√ проанализировали отечественный и зарубежный опыт существующих методических подходов к оценке потенциального клиента и пришли к следующим выводам:
- применить в нашей стране зарубежный опыт практически невозможно, так как у нас еще не все систематизировано, есть много недочетов. Большим недостатком, усложняющим процесс сбора информации о потенциальном заемщике (лизингополучателе), является отсутствие баз данных, содержащих всю информацию об организациях. Сравнительный финансовый анализ российских компаний осложнен отсутствием доступных среднеотраслевых показателей. Кроме того, зачастую результаты анализа основываются на недостоверной информации (правилом «умелого» бухгалтера является занижение доходов).
- метод рейтинговой (балльной) оценки, наиболее полно, на наш взгляд, оценивает все внутренние и внешние факторы, характеризующие клиента. Применение данного метода позволяет охарактеризовать его текущее состояние и перспективные возможности с помощью синтезированного показателя – рейтинга лизигополучателя, выраженного в баллах;
√ разработана своя методика комплексной оценки потенциального лизингополучателя, объединившая в себе все аспекты, которые вообще не принимались во внимание (например, период деятельности, существенность сделки для клиента, коэффициент отношения лизингового платежа к среднемесячному обороту денежных средств) либо раннее рассматривались, но не в совокупности, а разрозненно и очень субъективно. Поэтому предлагаемая нами методика позволяет точно определить возможность и целесообразность сделки при первоначальных условиях, а также, какие меры может предпринять лизингодатель, чтобы застраховать себя от потерь, но, в тоже время, не потеряв при этом клиента. Кроме того, она апробована на примере конкретной организации в сравнении с существующим в компании подходом к оценке, что подтверждает её действенность.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты:
Учебная литература:
Периодическая литература:
Информационные источники:
1 При финансовом лизинге он заключается сначала или одновременно с договором купли-продажи.
* Количество баллов без учета значимости показателя для всех одинаковое и определяется при разработке методики самостоятельно, в нашем случае оно равно 10
2 При расчете используются формулы из таблицы 2.9.
Информация о работе Разработка методики оценки потенциального лизингополучателя