Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 15:34, курсовая работа
Таким образом, цель работы – изучение рисков коммерческих банков и особенности управления ими.
В связи с поставленной целью, задачи работы следующие:
- Рассмотреть теоретические основы управления рисками;
- Изучить сущность и причины банковских рисков;
- Охарактеризовать виды рисков в банковской деятельности;
- Изучить цели и задачи риск-менеджмента в банковской деятельности;
- Проанализировать организацию работы коммерческих банков по управлению рисками;
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы управления рисками
1.1 Понятие, сущность риска. Виды риска
1.2 Проблемы, связанные с рисками
1.3 Необходимость и сущность управления рисками на предприятиях
ГЛАВА 2. Особенности рисков коммерческих банков
2.1 Сущность и причины банковских рисков
2.2 Виды рисков в банковской деятельности
2.3 Цели и задачи риск-менеджмента в банках
2.4 Организация работы коммерческого банка по управлению рисками
ГЛАВА 3. Управление рисками коммерческого банка
3.1 Методы управления банковскими рисками
3.2 Анализ ссудозаемщика как управление кредитным риском
3.3 Пути снижения банковских рисков
Заключение
Список использованных источников
При оценке кредитоспособности ссудозаемщика как юридического лица могут быть использованы различные методы.
Как правило, в процессе кредитования используется смешанная оценка ссудозаемщика. Объективную систему рейтинга рисков представляет разработанная система рейтинга, основанная на данных финансовой отчетности клиента, которая, как правило, базируется на привязке весов к различным коэффициентам. Оценка риска сводится к одному числовому значению, сопоставимому с аналогичными показателями других заемщиков, могущему использоваться в анализе трендов. Коэффициенты обычно отражают ликвидность, левиридж и доходность. Коэффициенты, применяемые в практике кредитного анализа. Их можно разделить на пять групп:
- показатели ликвидности;
- показатели задолженности;
- показатели погашения долга;
- показатели деловой активности;
- показатели рентабельности.
Рассматриваемые финансовые
коэффициенты могут рассчитываться
на основе фактических отчетных данных
или прогнозных величин на планируемый
период. В зарубежной практике фактические
показатели берутся как минимум
за три года. В этом случае основой
расчета коэффициентов
Рассмотрим теперь вышеназванные показатели более подробно.
1. Показатели ликвидности
(liquidity rations) применяются для оценки
того, как соотносятся наиболее
ликвидные элементы баланса
2. Показатели задолженности
(leverage ratios) показывают, как распределяется
риск между владельцами
Кпокр = ОС/СК, (3.1)
где Кпокр – коэффициент покрытия основных средств
ОС – основные средства
СК – собственный капитал.
Данный коэффициент показывает, какая часть основных средств профинансирована за счет собственного капитала. В принципе здания, оборудование и другие долгосрочные активы должны покрываться либо за счет средств акционеров, либо с помощью долгосрочных займов. Нормальным считается отношение 0,75 – 1, так как более высокая цифра может означать, что в основные средства вложена часть оборотного капитала, и это может негативно сказаться на производственной деятельности фирмы. Второй показатель этой группы – коэффициент краткосрочной задолженности он дает возможность сравнить предстоящие платежи компании по долгам в пределах ближайшего года с суммой средств, вложенных акционерами.
3. Показатели погашения
долга позволяют оценить
Кдп = (П+А-Д)-ДЗ (3.2)
где Кдп – коэффициент денежного потока
П – Прибыль после уплаты налогов;
А – Амортизация;
Д – Дивиденды;
ДЗ – Долгосрочные займы со сроком погашения в пределах года
Данный показатель показывает, какая часть денежных поступлений компании от операций будет необходима для покрытия основного долга и процентов по займам со сроком погашения в течение ближайшего года. Чем ниже коэффициент, тем меньше «маржа безопасности» при погашении долгов. Теоретически коэффициент, равный 1, обеспечивает компании финансовую стабильность.
4. Показатели деловой активности
(activity ratios) позволяют оценить
Первый показатель – коэффициент
оборачиваемости дебиторской
Коб = СрДС*365/Пркр, (3.3)
где Коб – коэффициент
оборачиваемости дебиторской
СрДС – Средняя сумма дебиторских счетов;
Пркр – Сумма продаж в кредит.
Данный коэффициент позволяет определить средний срок в днях инкассации средств по поставкам продукции покупателям с предоставлением отсрочки платежа. Средняя сумма дебиторских счетов рассчитывается путем суммирования их на начало и конец периода и деления на два. Вместо продаж в кредит часто используют общую сумму продаж, так как кассовые сделки, как правило, незначительны.
Разумеется, значения указанного показателя имеют смысл только в сравнении с аналогичными коэффициентами других предприятий отрасли. Если показатель относительно высок, то это может указывать на задержки в оплате счетов покупателями или на слишком льготные условия кредитования, чтобы стимулировать сбыт продукции.
Следующий показатель – коэффициент оборачиваемости запасов, формула (3.4).
КобЗ = З*365/С (3.4)
где КобЗ – коэффициент оборачиваемости запасов;
З – Запасы;
С – Себестоимость проданных товаров.
Третий коэффициент –
коэффициент оборачиваемости
КобКЗ = Соп*365/С, (3.5)
где КобКЗ – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
Соп – Счета к оплате;
С – Cебестоимость продукции.
Коэффициент позволяет определить, насколько быстро компания оплачивает счета поставщиков. Резкое повышение показателя может указывать на проблемы с притоком денежной наличности, а снижение – на досрочную оплату счетов с целью получения скидки.
5. Показатели рентабельности
(profitability ratios) свидетельствуют об
общей эффективности работы
Начнем с коэффициента, характеризующего отношение прибыли к сумме продаж, формула (3.6).
Пред = ЧП*100/Пр, (3.6)
где Пред – Прибыль на единицу продаж;
ЧП – Чистая прибыль;
Пр – Продажи.
Этот коэффициент не имеет стандартов, он связан с отраслью производственной деятельности и со многими другими факторами.
Второй показатель – прибыль на единицу активов (return on asset ratio) , формула (3.7).
Практ = ЧП*100/А, (3.7)
где Практ – Прибыль на единицу активов;
ЧП – Чистая прибыль;
А – Активы.
Коэффициент характеризует
прибыльность производства с точки
зрения использования активов
Наконец, показатель дохода, полученного на единицу акционерного капитала, свидетельствует о том, насколько эффективно и прибыльно использовались средства акционеров, формула (3.8).
Пракц = ЧП*100/АК, (3.8)
где Пракц – Прибыль на единицу акционерного капитала;
ЧП – Чистая прибыль;
АК – Акционерный капитал.
При оценке значений этого показателя необходимо учитывать риск, связанный с инвестированием средств в данное предприятие.
Большой интерес для банковского работника представляет изменение коэффициентов за ряд лет.
Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения платежа по сделке. При банковской ссуде период подверженности кредитному риску приходится на все время до наступления срока возвращения ссуды.
Величина кредитного риска
– сумма, которая может быть потеряна
при неуплате или просрочке выплаты
задолженности. Максимальный потенциальный
убыток – это полная сумма задолженности
в случае ее невыплаты клиентом,
Просроченные платежи не приводят к
прямым убыткам, а возникают косвенные
убытки, которые представляют собой
издержки по процентам (из-за необходимости
финансировать дебиторов в
Когда экономика находится в самой низкой точке спада, то кредитный риск при принятии решения о кредитовании значительно меньше, чем в случае экономического бума. Это связано с тем, что если компания получает прибыли в период рецессии, то, по всей видимости, в перспективе, когда экономические условия улучшатся, она выживет, и будет процветать.
Компании, превышающие нормальный объем продаж, имеют высокую степень риска. Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг) возникает в случае, когда кампания очень высоко оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования. Предприятие, которое все больше зависит от краткосрочных кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам по налоговым счетам, в конце концов, может испытать кризис притока денежных средств.
Постоянные затраты
Компании, затраты которых в основном постоянны, способны извлечь выгоду из значительного увеличения прибыли при повышении объема продаж, но они уязвимы при любом спаде темпов продаж. В этом случае поступлений будет меньше, а затраты останутся на прежнем уровне. В результате прибыль и поступления денежных средств снизятся. Можно сказать, что компании, которые имеют высокие постоянные затраты и действуют на рынке с переменным объемом продаж, обладают высокой степенью кредитного риска. Компании с чрезмерными обязательствами по инвестированию обладают высоким кредитным риском.
Кредитный риск измеряется с помощью коэффициента зависимости.
Гиринг – это коэффициент, суть которого состоит в определении соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты, и акционерного капитала.
Для определения гиринга нужно определить акционерный и заемный капиталы. Акционерный капитал – капитал, сформированный за счет простых акций, находящихся в обращении, плюс балансовая стоимость резервов. Заемный капитал – капитал, состоящий из банковских займов, коммерческих ссуд и долговых обязательств, формула (3.9).
Г = ЗК/АК, (3.9)
где Г – гиринг;
ЗК – заемный капитал;
АК – акционерный капитал.
Считается, что гиринг компании высок, если коэффициент превышает 100%. Это происходит в том случае, если заемный капитал является главным источником финансовых средств, необходимых для бизнеса.
Высокий гиринг говорит о высоком кредитном риске. Однако не существует определенного уровня гиринга, превышение которого означает, что кредитование компании становится непременно рискованным. Изменения гиринга увязывают с изменением экономической ситуации и ситуации на рынке.
Одним из самых важных коэффициентов при анализе кредитного риска является процентное покрытие. Его суть заключается в сопоставлении процентных выплат компании с суммами ее прибыли, из которых делаются эти выплаты. Этот коэффициент отражает способности компании выполнять свои обязательства по выплате процентов за кредит, Именно в возможности того, что компания не сможет выплатить процент, и заключается опасность при высоком гиринге.
Коэффициент процентного покрытия определяется следующим образом, формула (3.10).