Руководство в системе управления. Стили руководства. Поведенческие аспекты управления. Организационно - управленческий анализ деятельнос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей курсовой работы сводилась к тому, чтоб показать какие стили, методы руководства имеются, в распоряжении руководителя, а также их достоинства и недостатки. Также мы рассмотрели поведенческие аспекты управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………......5
1. Руководство…………………………………………………………………....5
1.1. Руководство, его место и значение……………………………………….. 5
1.2. Личность руководителя……………………………………………………..7
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла……………………………14
2. Стили руководства…………………………………………………………..20
2.1. Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..22
2.2. Исследования Левина……………………………………………………...26
2.3. Модель Лайкерта…………………………………………………………..26
2.4. Четыре системы Лайкерта……………………………………………….29
2.5. Стили руководства по классификации университета Огайо…………...31
2.6. Управленческая решетка Блейка и Мутона ……………………………..33
3. Формирование эффективного стиля руководства…………………………38
4. Поведенческие аспекты управления……………………………………….41
4.1. Групповая динамика……………………………………………………….48
4.2. Конфликт……………………………………………………………………52
Глава2.Организационно – управленческий анализ деятельности АЩЗ………….......................................................................................................71
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...71
2.1.1. Характеристика внешней среды…………………………………………76
2.1.2.Обоснование проблемы…………………………………………………...77
2.2 Анализ системы стратегического планирования………………………….77
2.2.1.Анализ миссии организации………………………………………………77
2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей………………………………………………………………………………78
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон…………………………………………………………….79
2.2.4 Анализ стратегии…………………………………………………………..80
2.3 Анализ организации реализации стратегии………………………………..81
2.3.1 Анализ организационной структуры……………………………………..81
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов………………85
2.3.3 Распределение обязанностей между отделами……………………..........87
2.4. Анализ системы мотивации работников предприятия…………………...88
2.5. Оценка системы и процедур контроля на предприятии………………….90
2.6. Анализ руководства на предприятии ………………………………………93
2.7. Исследование организационного поведения …………………………….100
Глава3. Обеспечение эффективности системы управления …………………104
3.1 Обоснование управленческого решения ………………………………….104
3.2 План мероприятий по повышению эффективности системы управления 108
Заключение………………………………………………………………………111
Список используемой литературы……………………………………………..112

Файлы: 1 файл

мой курсач 4 курс по АЩЗ.doc

— 588.00 Кб (Скачать файл)
  1. Главный акцент на производство.

   Данная  сторона деятельности руководителя включает все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного процесса, в том числе и контроль. Пример. Руководитель бригады призывает подчиненных на конвейере быть более внимательными, не пропускать бракованные детали.

  1. Чуткость, внимательность.

   Менеджер, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к его членам, строг и объективен. Он должен оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят. Пример. Заметив расстройство в лице подчиненного, руководитель проявляет максимум участия, и по возможности решает проблему.

   3. Воодушевление.

   Способность лидера стимулировать энтузиазм  у членов коллектива, вселять в  них уверенность в собственных  силах, вдохновлять на выполнение любых  заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела. Пример. Мой руководитель сказал мне, что возглавляемая мною группа дизайнеров является лучшей из тех, с кем ему приходилось работать, а значит, успех новой продукции обеспечен, уровень продаж побьет все рекорды компании.

   4.Похвала  и признание.

   Руководитель  может выразить признательность  за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем. Пример. На собрании наш менеджер сказал, что он очень удовлетворен проделанной работой и благодарен за приложенные дополнительные усилия к ее выполнению.

   5. Вознаграждение за деятельность  на благо фирмы.

   Руководитель  может выразить свою признательность  подчиненному в виде подарка или  денежной премии, либо повышение в  должности, либо предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т. д. Пример. Наш руководитель установил денежное вознаграждение в размере 10% от месячной ставки заработной платы каждому сотруднику, который приведет нового клиента.

   6. Участие в принятии решений.

     Руководитель проводит консультирование  с подчиненными по важным вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения. Пример. Мой руководитель попросил меня принять участие в совещании по поводу изменения графика работ.

   7.Передача  полномочий.

   Руководитель  передает часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ. Пример. Мой руководитель передал мне проект проведения модернизации одного из участков производства и предоставил мне право самому разработать методики его осуществления.

   8. Разъяснение ролей.

   Руководитель  доводит до сведения подчиненных  их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения  и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них. Пример. Мой руководитель довел до моего сведения объем работы, который мне необходимо выполнить в рамках нового проекта, и объяснил, в чем конкретно будут состоять мои обязанности.

   9. Постановка целей.

   Руководитель  уделяет внимание важности каждого  из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь. Пример. Руководитель собрал совещание для обсуждения полученных квот на продажи на следующий месяц.

   10. Обучение.

   Руководитель  определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных. Пример. Мой руководитель предложил мне посетить курсы повышения квалификации за счет фирмы, на что я ответил, что придется заканчивать работу несколько раньше.

   11. Распространение информации.

   Руководитель  держит подчиненных в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая  сведения о деятельности всех подразделений  внутри организации и за ее пределами. Доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством, а так же информацию о проведении общественных акций, встреч и конференций. Пример. Наш непосредственный руководитель посвятил нас в планы высшего руководства провести некоторые преобразования в сфере экономической политики фирмы.

   12. Решение проблем.

   Руководитель  берет на себя инициативу по решению  возникающих в процессе работы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца. Пример. Наше подразделение получило срочное задание, на выполнение которого был дан всего один день, но именно в этот день два человек из бригады отсутствовали по болезни. Руководитель принял решение в порядке исключения на один день снять двух рабочих с другого участка и передать их в распоряжение нашей бригады.

   13. Планирование.

   Руководитель  составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии  достижения целей, графики работ, сроки  исполнения). Пример. Мой руководитель пояснил, что особые обстоятельства заставляют нас подготовить квартальную финансовую отчетность в течение трех дней, а не четырех, как это бывало обычно.

   14. Координация действий.

   Руководитель  обязан обеспечивать четкую координацию  между различными подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчиненных, объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ. Пример. Руководитель проследил, чтобы к моменту поступления в цех полуфабрикатов оборудование по их переработке было уже готово, а на складе имелось бы место под готовую продукцию. Это позволило не нарушать ритмичности работ.

   15 Облегчение работы.

   Руководитель  оказывает подчиненным поддержку, снабжая необходимым сырьем, обеспечивая  дополнительными удобствами на рабочих  местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы, удаляет помехи из производственного процесса. Пример. Я попросил своего руководителя предоставить дополнительную партию материалов, чтобы не останавливать производство в виду того, что месячная норма их была уже исчерпана, на, что и получил положительный ответ.

   16. Привлечение консультантов.

   Руководитель  поддерживает контакты со специалистами  в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации. Пример. При покупке нового программного пакета мой руководитель воспользовался советом специалиста о совместимости программного обеспечения с техникой, имеющейся в нашем распоряжении.

   17. Налаживание благоприятного климата  в коллективе.

   Руководитель  делает все, чтобы в среде его  подчиненных сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи. Пример менеджер по продажам собрал вместе весь свой отдел и организовал неофициальную встречу за обедом с целью дать каждому из них познакомиться с новым торговым представителем компании в одном из регионов страны.

   18. Управление конфликтами.

     Каждый руководитель должен стремиться  к тому, чтобы избегать любого  рода конфликтных ситуаций в  своем коллективе. Для этого он  может проводить определенную  профилактическую работу. Если же  избежать такой ситуации не удалось, то бремя решения проблемы снова ложиться на плечи лидера. Пример. Руководитель привлек двух специалистов к работе над производственной программой. Они, однако, не сошлись в своем отношении к поставленной задаче. Руководитель сам выступил в качестве буфера, посредника, в результате чего задача была решена.

   19. Дисциплина и критика.

   Любой управляющий в своей деятельности  сталкивается с ситуациями, когда необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчиненных за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение. Пример. Мой руководитель был огорчен тем, что один из моих коллег в очередной раз допустил одну и ту же оплошность. Он предупредил подчиненного, чтобы впредь тот относился к заданиям более внимательно.

       Таким образом, работа Юкла позволяет проследить большое влияние, которое оказывает  деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы.

       Мы  рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик руководителя, которые способствуют эффективности его работы. Но для успеха в работе руководитель не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшего руководства необходим какой - то определенный минимум. Но, что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять - сказать трудно или невозможно. Каждый руководитель сам должен сделать выбор, учитывая свои индивидуальные способности и специфику стоящих перед ним профессиональных задач 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. Стили руководства

      Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

       Важный  вклад поведенческого подхода в  теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Стиль руководства в контексте управления, как уже отмечалось, - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

       Каждая  организация представляет собой  уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке.  Рисунок показывает автократичный - либеральный континуум.  

 

                    
 

Стиль управления     Авторитарный      Демократический     Либеральный
Способ  принятия решений Единоличный с  подчиненными На основе консультаций сверху или   мнения группы       На основе указаний
Способ доведения решений до исполнителя Приказ, распоряжение, команда      Предложение      Просьба, упрашивание     
Распределение ответственности Полностью в  руках руководителя      В соответствии с полномочиями      Полностью в  руках исполнителя     
Отношение к инициативе подчиненных допускается      Поощряется  и используется      Полностью передается подчиненным     
Принципы  подбора кадров Избавление  от сильных конкурентов      Ориентация  на деловых, знающих   сотрудников  и помощь им в карьере          -
Отношение к знаниям Считает, что  все сам знает      Постоянно учится и требует того же   от подчиненных       
 
Безразличное      
Отношение к общению Отрицательное, соблюдает дистанцию      Положительное, активно идет на   контакты      Инициативы  не проявляет     
Отношение к подчиненным По настроению, неровное      Ровное, доброжелательное, требовательной      Мягкое, нетребовательное     
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное 
Разумное      Мягкое, формальное     
Отношение к стимулированию Наказание с  редким поощрением      Поощрение с  редким наказанием      Нет четкой ориентации     

Информация о работе Руководство в системе управления. Стили руководства. Поведенческие аспекты управления. Организационно - управленческий анализ деятельнос