Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы сводилась к тому, чтоб показать какие стили, методы руководства имеются, в распоряжении руководителя, а также их достоинства и недостатки. Также мы рассмотрели поведенческие аспекты управления.
Введение…………………………………………………………………..……...3
Глава 1. Теоретическая часть ………………………………………………......5
1. Руководство…………………………………………………………………....5
1.1. Руководство, его место и значение……………………………………….. 5
1.2. Личность руководителя……………………………………………………..7
1.3. Категории поведения руководителя Г. Юкла……………………………14
2. Стили руководства…………………………………………………………..20
2.1. Модель Дугласа МакГрегора……………………………………………..22
2.2. Исследования Левина……………………………………………………...26
2.3. Модель Лайкерта…………………………………………………………..26
2.4. Четыре системы Лайкерта……………………………………………….29
2.5. Стили руководства по классификации университета Огайо…………...31
2.6. Управленческая решетка Блейка и Мутона ……………………………..33
3. Формирование эффективного стиля руководства…………………………38
4. Поведенческие аспекты управления……………………………………….41
4.1. Групповая динамика……………………………………………………….48
4.2. Конфликт……………………………………………………………………52
Глава2.Организационно – управленческий анализ деятельности АЩЗ………….......................................................................................................71
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………...71
2.1.1. Характеристика внешней среды…………………………………………76
2.1.2.Обоснование проблемы…………………………………………………...77
2.2 Анализ системы стратегического планирования………………………….77
2.2.1.Анализ миссии организации………………………………………………77
2.2.2 Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей………………………………………………………………………………78
2.2.3 Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон…………………………………………………………….79
2.2.4 Анализ стратегии…………………………………………………………..80
2.3 Анализ организации реализации стратегии………………………………..81
2.3.1 Анализ организационной структуры……………………………………..81
2.3.2 Анализ организационно-регламентирующих документов………………85
2.3.3 Распределение обязанностей между отделами……………………..........87
2.4. Анализ системы мотивации работников предприятия…………………...88
2.5. Оценка системы и процедур контроля на предприятии………………….90
2.6. Анализ руководства на предприятии ………………………………………93
2.7. Исследование организационного поведения …………………………….100
Глава3. Обеспечение эффективности системы управления …………………104
3.1 Обоснование управленческого решения ………………………………….104
3.2 План мероприятий по повышению эффективности системы управления 108
Заключение………………………………………………………………………111
Список используемой литературы……………………………………………..112
Как
продолжение своих
|
Лайкерт
описывает руководителей, относящихся
к системе 1, как эксплуататорско-
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.
Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система
4 подразумевает групповые
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.
Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. Они разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе взаимного доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными. Очень важно отметить, что уважение - это не внешнее проявление типа “похлопывания по спине”. Несколько самых распространенных типов поведения, подразумевающих внимание к подчиненным, приведены ниже:
Структура |
Распределяет
производственные роли между подчиненными
Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению Планирует и составляет графики работ Разрабатывает подходы к выполнению работ Передает свое беспокойство о выполнении задания |
Внимание к подчиненным |
Участвует
в двустороннем общении
Допускает участие подчиненных в принятии решений Общается в одобрительной и неугрожающей манере Дает
возможность людям |
Было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем; четыре возможных комбинации этих элементов в руководстве представлены ниже.
Таблица
2.5.1
Высокая Низкая |
Низкая степень структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Низкая степень структурирования Низкая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень структурирования Низкая степень внимания к подчиненным | |
Низкая | ||
Структурирование |
Несмотря
на то, что самая высокая
Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.
Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т. е. 81 вариант стиля управления. Каждый из вариантов поведения при управлении компанией может быть сравнен с любым другим из данной матрицы. Безусловно, нельзя четко определить, к какому именно квадранту матрицы относится данный конкретный вид руководства. В действительности делать это и не обязательно, поскольку нельзя извлечь конкретный смысл из номера квадранта. Блейк и Моутон описали пять крайних и наиболее характерных позиций матрицы.
1.1. - страх перед бедностью (примитивное руководство). Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.
Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперта или специалиста. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя, а, кроме того, расширит диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером, маяком. Он скорее просто «хранитель своего портфеля и кресла». Но такое положение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.
1.9. - дом отдыха(социальное руководство). Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа полагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучесть кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовлетворения трудом очень высок. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, за счет этого страдает производство. Расторопные подчиненные весьма часто злоупотребляют доверием к себе либо даже стараются заменить собой мягкотелого лидера.
9.1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая деятельность является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.
5.5. - организация (производственно-социальное управление). Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя. Эта позиция характеризует тот тип руководителя, который умело сочетает заботу о людях с заботой о производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях — лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Контроль над процессом принятия решений является как бы компенсацией для рабочих за осуществлением контроля над их деятельностью в процессе производства. Положительными чертами руководителей такого типа являются, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентоспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.
9.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. В отличие от менеджера позиции (5; 5), который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий как в сфере социальной политики, так и в самом производстве. Причем наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства.