Оценочный центр представляет
собой особую форму аттестации, цель
которой - выявить потенциал работника
для продвижения его по карьерной
лестнице. Центр представляет собой
серию упражнений, таких, как групповое
обсуждение без лидера, ролевые игры,
деловые игры и подготовка десятиминутных
речей. При этом группу кандидатов на
продвижение собирают в относительно
изолированном помещении (например,
в загородном отеле), где они в
течение одного-трех дней проходят
все эти испытания. Оценкой их
действий занимаются специально подготовленные
менеджеры компании. Иногда оценочные
центры используют для первоначального
отбора руководителей среднего звена,
менеджеров и торгового персонала.
- Понятие и этапы карьеры.
В современной теории управления человеческими
ресурсами под карьерой принято
понимать индивидуально осознанные
изменения позиции и поведения
человека, связанные с относящимся
к работе производственным опытом и
трудовой деятельностью на протяжении
всей рабочей жизни.
Отметим некоторые цели карьеры:
- - заниматься видом деятельности или иметь должность, которая соответствует самооценке, доставляет моральное удовлетворение
- - работать по профессии или занимать должность, которая позволяет достичь определенной степени независимости
- - иметь работу или должность, которая позволяет получать высокую з/п
- - иметь работу или должность, которая позволяет продолжать активное обучение
- - занимать должность, усиливающую возможность индивида
Цели карьеры, изменяются с возрастом
и ростом квалификации и т.д.
В зависимости от возраста работника
различают 5 этапов карьеры:
- 1. Предварительный этап (до 25 лет) включает учебу и поиск вида деятельности.
- 2. Этап становления (25-30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение.
- 3. Этап продвижения (30-45 лет). Идет процесс роста квалификации, продвижение по служебной лестнице, накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса.
- 4. этап сохранения (45-60 лет) характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов: появляется заслуженное уважение, возможен подъем на новые служебные ступени.
- 5. этап завершения (более 60 лет). Работник подготавливается к уходу на пенсию. Этот период характеризуется кризисом карьеры, испытывается состояние психологического и физиологического дискомфорта, желание сохранить достаточный уровень обеспеченности.
- Виды карьеры.
Виды карьеры, профессиональная карьера - характеризуется
тем, что конкретный сотрудник в процессе
своей профессиональной деятельности
проходит различные стадии развития: обучение,
поступление на работу, профессиональный
рост, поддержка индивидуальных профессиональных
способностей, уход на пенсию. Эти стадии
конкретный работник может пройти последовательно
в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера
- охватывает последовательную смену
стадий развития работника в рамках
одной организации; реализуется
в трех основных направлениях:
- вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, т.е. в этом случае продвижение наиболее заметно. Под вертикальным направлением понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
- горизонтальное - имеется в виду либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения);
- центростремительное - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях весьма привлекательно для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству предприятия. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства.
- Факторы, участвующие в формировании карьеры.