Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 57 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

Шпоры к ГОСЭкзамену.doc

— 809.50 Кб (Скачать файл)

Социальная защита работников – система мероприятий по безусловному соблюдению норм действующего в стране социально-трудового законодательства, прав и социальных гарантий.

Социально-психологический  климат коллектива – отношение работников к совместному делу и друг к другу. Проявляется в деловом общении работников, их трудовой мотивации и жизненной позиции.

Социальная инфраструктура организации – материальная база социальной среды, предназначенная в первую очередь для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей (детские сады, базы отдыха, профилактории).

Семейные доходы и  расходы работников.

Этика менеджмента - набор моральных принципов и ценностей, которыми руководствуется менеджер компании, фирмы, предприятия в управлении его внутренними делами и во взаимосвязях с деловыми партнерами. Это внутренний кодекс законов, который определяет, какие решения можно принимать, а какие нет, где в бизнесе проходит граница между добром и злом. Правильно понимаемая этика менеджмента обеспечивает эволюционный характер социальных процессов, снижает социальную напряженность, стимулирует поиск решений, приемлемых для всех категорий и слоев населения. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение. Этика бизнеса сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых, а также и цели и средства, используемые для их достижения теми и другими. Можно считать неэтичными действия руководителей или рядовых работников, нарушающих закон,  фальсификацию документов, отправляемых службам государственного регулирования, расовую дискриминацию и сексуальные домогательства. Организация принимает разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, обучение этичному поведению. Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых должны придерживаться работники фирмы. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Интеграционные  процессы в менеджменте (Закон  интеграции управления.) Интеграция, т. е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных правленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы. В качестве интегрирующих факторов могут выступать цели, задачи, интересы, необходимость поддержания жизнедеятельности и развития системы, требования рынка. Интеграция осуществляется путем установления временных и постоянных связей на всех уровнях проявления функции управления и информационного обеспечения. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные. Закон экономии времени. Закон экономии времени справедлив не только для сферы материального производства. Всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени. Это положение характерно для менеджмента, где этот закон выступает как закон управления временем. Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Моделирование  ситуаций и разработка решений

В процессе управленческой работы менеджеры сталкиваются с  необходимостью нахождения оптимальных  путей решения различного вида проблем. Для этого часто используется метод моделирования ситуаций, а затем происходит разработка управленческих решений.

Существуют  следующие причины, обуславливающие  необходимость использование моделей: - естественная сложность некоторых ситуаций, - невозможность проведения экспертизы в реальной жизни, - все большая ориентация управления на будущее. Различают 3 типа моделей физическая, математическая, аналоговая. Наиболее распространенная аналоговая модель графики, диаграммы, схемы (организационная схема управления). Суть модели – она представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект.

Основные этапы построения моделей: - постановление задачи, наиболее важный этап, т.к. определяется правильность или адекватность модели в будущем, - построение модели, выполняют специалисты в области математического программирования, расходы на построение модели должны быть ниже, чем доходы от ее реализации. Модель должна быть психологически воспринята управленцами, следовательно не должна быть слишком сложной, проверка модели на достоверность (статистическая), с помощью статистических критериев, обычно используются корреляционно-регрессионные модели, - апробация (сопровождение модели), программное обеспечение нужно максимально приблизить к производству.  Процесс разработки очень дорогой, - приближение к производству, иногда на сопровождение может уйти в 2-3 раза больше денежных единиц, чем на программный продукт. - этап создание атмосферы благоприятствующей использованию программ. Это осуществляется в форме презентаций, на которые привлекаются руководители тех структурных подразделений, которые должны и могли использовать программу. Цель презентации – максимально популярно и просто изложить сущность работы модели и ее структуру. Нельзя накручивать собственную значимость, акцентрируя внимание на сложности продукта.

После проведения необходимых  подготовительных работ процесса принятия решения, построения и обоснования  моделей, происходит непосредственная разработка и реализация управленческих решений, которые охватывают следующие фазы:

1. Разработка вариантов  решения

1.1. Расчленение задачи  на подзадачи 
1.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче 
1.3. Построение моделей и проведение расчетов 
1.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме 
1.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче 
1.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче 
1.7. Разработка вариантов решения всей задачи

2. Выбор лучшего варианта

2.1. Анализ эффективности  вариантов решения 
2.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

3. Корректировка и  согласование решения

3.1. Проработка решения  с исполнителями 
3.2. Согласование решения с функциональновзаимодействующими службами 
3.3. Утверждение решения

4. Реализация решения

4.1. Подготовка рабочего плана реализации 
4.2. Его реализация 
4.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации 
4.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Природа и  состав функций менеджмента

8.1. Понятие и классификация  функций управления

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может  быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах: 
- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); 
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); 
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды). Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся: 
- прогнозирование и планирование; 
- организация работы; 
- мотивация; 
- координация и регулирование; 
- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав: 
- перспективное и текущее экономическое и социальное планирование; 
- организация работ по стандартизации; 
- учет и отчетность; 
- экономический анализ; 
- техническая подготовка производства; 
- организация производства; 
- управление технологическими процессами; 
- оперативное управление производством; 
- метрологическое обеспечение; 
- технологический контроль и испытания; 
- сбыт продукции; 
- организация работы с кадрами; 
- организация труда и заработной платы; 
- материально-техническое снабжение; 
- капитальное строительство; 
- финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис.1).

Рис.1. Поле управления

8.2. Основное  содержание конкретных функций  управления фирмой

Конкретные функции  управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами  его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия  состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете  и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем.

При управлении производством  решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят: 
- выбор технологического процесса; 
- планирование программы производства; 
- планирование последовательности производства (оперативное планирование); 
- формирование производственных систем (систем оборудования); 
- содержание и эксплуатация оборудования; 
- организация материально-технического снабжения.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: 
- организация инновационного процесса; 
- выбор и реализация стратегии НИОКР; 
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; 
- внедрение результатов НИОКР; 
- защита результатов НИОКР.

Реализация функций в области маркетинга включает: 
- организацию сбора и обработки маркетинговой информации; 
- выбор целевых рынков и их сегментирование; 
- применение маркетинговых решений по продукту; 
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; 
- продвижение товара; 
- выбор и реализация ценовой политики; 
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Финансовое управление предприятием включает: 
- приобретение финансовых средств; 
- использование финансовых средств; 
- управление ликвидностью; 
- структурирование капитала и имущества; 
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота; 
- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно  рассматривать как системные  компоненты ее менеджмента.

 

 

 

 

9. Стратегические  и тактические планы в системе  менеджмента.

Планирование представляет собой набор действий и решений  производства, которые ведут к  разработке стратегических, тактических  и оперативных планов, предназначенных для достижения целей организации. Для осуществления планирования нужно ответить на следующие вопросы:

1. Где находится предприятие сейчас?

2 где должно бы находиться  предприятие в будущем? 

3 что сделать, чтобы  перейти то сегодняшнего положения  к будущему?

Планирование - это важнейшая функция управления,  это процесс, включающий в себя выработку целей предприятия и путей достижения этих целей. Оно бывает:

1. По видам:

- стратегическое  планирование - устанавливаются цели предприятия. Разрабатывается философия фирмы,

- тактическое  планирование  предназначено для разработки  конкретных мероприятий, позволяющих реализовать стратегические цели,

- оперативное планирование - разработка планов функционирования  конкретных подразделений предприятия.  Этот вид  планирования имеет ярко выраженную отраслевую специфику.

2. По сроку

- долгосрочное (5 и более  лет)

- среднесрочное (от 2 до 5 лет)

- краткосрочное или  оперативное (менее 2-х лет)

3. По типу:

- директивное планирование - план-закон. методы управления - административные

- индикативное  планирование - носит рекомендательный характер. Используются косвенные или экономические методы управления.

4. В зависимости от  целей различают:

- планирование, ориентированное  на прошлое (от достигнутого)

- планирование, ориентированное  на настоящее, направленное на выживание

- планирование, ориентированное  на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Организационные   отношения в системе менеджмента.

Организация - пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками: 
- определение ее характера кадрами и менеджером; 
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно; 
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте; 
- определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; 
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Организация - единство состояния  и процесса, так как она обеспечивает стабильные организационные решения, но является сама лишь относительно стабильной вследствие постоянного развития внешней  и внутренней сред фирмы.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано: 
- на подпроцессы промышленного производства; 
- изготавливаемые изделия; 
- пространственные производственные условия.

Организационная структура  регулирует: 
- разделение задач по отделениям и подразделениям; 
- их компетентность в решении определенных проблем; 
- общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается  как иерархическая структура.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"