Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:04, шпаргалка
1.Характеристика этапов исторического развития управления персоналом.
2.Содержание понятий «персонал», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал работника», «человеческий капитал».
3.Понятие «структура персонала» и основные признаки структурирования персонала организации
4.Сущность философии организации и философии управления персоналом, различие философии управления персоналом в разных странах
5.Различие английской, американской, японской и российской философии управления персоналом.
В обяз-сти профкосультанта входит: 1. Профконсультация раб-ков; 2. Накопление инфо по конъюнктуре РТ, престижности профессии; 3. Участие в найме и отборе; 4. Орг-ция проф-ной работы с уч заведениями; 5. Орг-ция разработки профессиограмм; 6. Проведение тематических вечеров для школьников и студентов; 7. Проведение лекций, семинаров, встречь учащихся со спец-ми предпр-я; 8. Проведение дней откр дверей, ярмарок вакансий.
При реализации программы адаптации необходимо разраб программу ад-ции, к-ая делится на общую и специальную. Общая касается всей орг-ции в целом и затраг след вопросы: 1. Общее представление об орг-ции; 2. Оплата труда; 3. Дополнит льготы; 4. Охр труда и техника безоп-ти; 5. Отношения с профсоюзом; 6. Служба быта. После релизации общей программы ад-ции проводится специализированная, к-ая охват вопросы, связанные с конкрет подразделением или раб местом. Она вкл: 1. Ф-ции подразделения; 2. Права, обязанности и ответ-ть; 3. Правила и предписания; 4. Осмотр подразделения; 5. Представления сотр-кам подраздел-я.
В целом М по П выполн след ф-ции по ад-ции: 1. Знакомит новичков с орг-цией, УТ, о/т; 2. Представляет новичка рук-лю, непосред начальнику, коллегам; 3. Орг-ет экскурсию по раб местам; 4. Разъясняет условия работы, знакомит с ф-ми; 5. Орг-ет обучение вновь прибывших.
26. Цели и сущность соц-о развития орг как объекта упр-я
Соц развитие отдельной орг означает изменение к лучшему в ее соц-й среде, достижение желаемых перемен в усл-х тра, быта и досуга раб-ов. Соотв, осн целями развития соц среды явл:
•соверш-е соц структуры перс-а, его демографического и профес-квалиф-го состава, регулирование численности раб-в, повышение их образов-го и культурно-технического уровня;
•улучшение эргономических, психофиз-х, санитарно-гиг, эстетических и иных усл-й работы, охраны тр и безопасности раб-в;
•обеспечение соц страхования раб-в, соблюдение их прав и соц-х гарантий;
•стимулир-е средствами как матер-го вознаграждения, так и нравственного поощрения эфф-го тра, инициативного и творч-о отношения к делу, групповой и индив-й ответ-ти за результаты совместной деят-и;
•создание и поддержание в колл-е здоровой морально-псих атмосферы, оптимальных межлич-х и межгрупповых связей, способ-щих слаженной и дружной работе, раскрытию интелл-х возможностей и нрав-го потенциала каждой личности, удовл-сти совместным тр-ом;
•рост жизненного уровня раб-в и их семей, удовл-е потребностей в жилье и бытовом устройстве, продуктах питания, непрод-ых товарах и необходимых услугах, полноценное исп-е досуга.
Упр-ние соц развитием орг имеет свой объект: создание благопр условий тр, быта и отдыха раб-в, их матер и моральное вознагр-е, соц защита, формир-е и поддержание здоровой нравст-псих атмосферы, обеспеч делового сотрн-а и соц-о партнерства. Ему присущи свои способы, приемы и процедуры, которые позволяют решать соц проблемы, обеспеч развитие соц среды орг.
В настоящее время
упр соц развитием орг
По своему назнач упр соц разв ориент-я искл-но на людей, создание для раб-в орг надлежащих усл тр, быта и досуга, постоянное улучш этих усл. Содержание и формы упр-х решений, а также практич деят-я по их реал-ции предстают в следующем виде:
• первое: базой благосостояния людей, повышения их жизн уровня явл эфф-я эк-ка, что одинаково верно и в отнош народного хоз-а страны в целом, и примен-о к рез-м комм-й д-ти отдельно взятой орг;
• 2: определяющим усл комм-го успеха служат не столько ресурсный потенциал орг и форма собств-и, сколько востребованность потребителем продукции, произв-й частной фирмой, акционерным общ-м, гос или муниц-м предпр; ее спрос на рынке, приносящий хорошую прибыль;
• 3: эфф-е функц-е и конкур-ть орг в решающей степени обеспеч-я ее перс-м, скоор-ми усилиями людей, объед-х общими интересами и делом;
• 4: высокая отдача совместного тра достигается умелым упр всеми сторонами развития орг, включая и постоянное обучение перс-ла, поощрение его самостоятельности, ответственности, появления заслуженной гордости за свою фирму;
• 5: важны настрой раб-в, доброжел мор-псих атмосфера, уверенность каждого в своей защищ-и от соц и професс-х рисков, убеждение в том, что его вклад в достижение целей предприятия, инициатива и усердная работа получат признание, справедливую оценку достойное вознагр-е.
Т.о., научное упр соц разв обязывает руководителя считаться с конкр сит-ей, избегать д-й по шаблону, осуществлять выбор из разновариантных упр решений в завис от специфики данных усл, как на текущий момент, так и на обозримую перспективу.
27. Упр служебно-профессиональным продвижением перс-ла. Модель «Партнерства»
Служ-проф продвижение – это предлагаемая в орг-ции послед-ть различ ступеней, к-ые сотр-ник потенциально может пройти. Отличие от карьеры сост в том, что карьера – это фактич послед-ть занимаемых ступеней. Совпадение этих путей на практике происх довольно редко. Пр-квал продвижение яв-ся базисом, основой развития карьеры. Целью уп-ния ПКП яв-ся согласование интересов орг-ции и каждого раб-ка по накоплению и испль-ю чел капитала.
Сегодня по примеру зарубежных фирм на ведущих отечеств предпр-х деловая карьера становится объектом упр-я, оно сводится к совокуп-ти мероприятий, осущ-емых кадровыми службами, позволяющие раб-кам раскрыть свои возможности и применить их наиболее выгодным способом для себя и для орг-ции. Необходимость упр карьерой связана с тем, что большинство сотр-в относятся к карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими ?ми занимались рук-тели. Поэтому важным направл-м в упр служ-проф продв-ем П явл планирование делов карьеры, т.е. определ-е путей, ведущих к достижению целей. Программа развития карьеры должна обеспеч повышение уровня заинт-ти раб-в, выявление лиц с высоким потенциалом роста и продвижен-я.
Процесс планирования индив-й карьеры нач-я с выявления сотр-ми своих потребн, интересов и потенц возможностей, на основе чего формул-я цели карьеры; затем с помощью рук-теля определ-я варианты продвижения по службе.
На отеч-х предпр использ зарубежный опыт по упр К сотрудов– так называемая «модель партнёрства» по план-ю и развитию К, она предполагает сотр-во 3-х сторон: раб-ка, его непоср рук-ля и службы перс.
Раб-к несет ответс-сть за планир-ие своей К –явл владельцем этого процесса. Рук-ль выступает в качестве наставника или спонсора сотр. Его поддержка необх для успешного развития К, т.к. он распоряжается ресурсами, рабочим t, аттестует сотр. СУП играет роль професс-ого консультанта и одновременно осущ-ет общее упр-е данным процессом в орг-ци.
После приёма на работу спец-ы службы УП проводят обучение нового сотр основам планир-я и развития К, разъясняют принципы партнерства, ответст-ть и возможности участвующих в нем сторон – проводят семинары, инструктаж и др.
Обучение преследует 2 цели: 1. сформ-ть заинт-сть сотр-в в развитии К, 2. представить им инструментарий для начала планирования своей К.
След этапом является разработка индивид-о плана делов К и определение своих возможностей, недостатков и методов ликвидации пробелов.
Важн-м компонентом в развитии УК явл оценка достигнутого результата, в к-ом участвует сотр, рук-тель и спец из кадровой сл. Оценка проводится периодически (1 раз в год или вместе с аттест-ей). Перед оценочным собес-м заполняется отчёт о выполнении плана К, так называемый Кадровый отчёт, который составл на основе инд-ой деят-ти сотр-ка., заполняется 3-мя заинтересов лицами: сотр-ник, рук-тель, кадровик. Отчет состоит из 2-х относит самостоят частей: 1. оценка деят-ти сотр-ка, 2. оценка возможностей продвижения сотруд-ка.
После его заполнения с сотр-ом проводится оценочное собес-е в форме открытого обмена мнениями. Оценивается не только прогресс в реализ плана, но и реалист-ть самого плана в свете произошедших событий, изменений за год. Процесс планир и развития К (С.В. Шекшня): новый сотр→ориентация в орг→обуч планированию К→работа в должности→ подготовка плана развития К → аттест-я сотр→появилась вакансия: интерес, результ-ы, квалификация→ новая должность.
Упр К явл сложным, требующим значительных ресурсов процессом. Само по себе наличие этого процесса не гарантирует реализацию професс-ых амбиций всем сотр-кам орг-ции, однако его отсутствие вызывает недовольство сотр-ов, повышенную текучесть кадров, ограничивает возмож-ть эффект-но заполнять вакантные должности.
28. Орг Т-да и её роль в развитии эк-ки
Происх-щие в стране эк-кие преобраз-ния сопров-сяя серьезной работой по соверш-ю форм и методов деят-ти перс-ла. Это требует кач-ных изм-ний в орг и упр произ-вом на всех его уровнях и во всех звеньях. Очевидным явл тот факт, что деят-ть предпр-я не мож.быть эфф-ной без реш-ия проблем, связ-х с рационализацией и орг-ией труда его П.
Одним из важнейших напр-ний рын эк-ки явл-ся ОрТ на всех уровнях упр-я. Организ-ный тр явл-ся ведущим фак-ром роста его произв-ти и снижения издержек. Соц-эк-кой задачей ОрТ явл-ся ежедневная практическая деят-ть спец-в и орг-ции в целом. Главным фак-ром, опред-им с-му ОТ, выступает технич база произ-ва. Изменения, вызываемые НТП, актуализировали проблему поиска прогресс-х форм ОТ, соотв-щих параметрам техники и харак-кам раб силы. В наибольшей степени этим требованиям соотв-ют такие формы и методы ОТ, кот усиливают роль ч-ка в принятии решений, роль высокоэффективных раб групп и самоорг-ции раб-ков в тр процессе. Под ОТ поним-ся формы и методы соединения людей, техники и технологий в процессе тр. ОТ-организ-я сис-ма, имеющая своей целью достижение наилучших рез-тов исполь-я живого тр в процессе производства.
В содержании ОТ выд-ют ряд эл-тов: 1. Разд-ние и кооп-ция тр. 2. Норм-ие тра. 3. Орг-ция и обслуж-ие раб мест. 4. Орг-ция подбора П и его развития. 5. Улучшение усл тр. 6. Эф использ-ние раб времени. 7. Рационал-ция тр процессов. 8. Укреп-ние дисциплины тр. 9. Вознаграждение за тр.
ОТ играет важную роль в развитии эк-ки ч/з реализацию след групп задач: 1. Технико-технол ОТ влияет на соверш-ние стр-ры предпр-ий, специализацию пр-ва, выбор оптимал вариантов технол процессов для опред-ия трудоемкости тр процессов. 2. Эк-кие задачи направлены на создание с-мы взаимосвязи ч-ка со средствами произ-ва. 3. ПФкие предполагают орг-цию благопр УТ, устойчивую работосп-ть, сохранение здоровья. 4. Социальные предназнач для роста содержательности и привлекательности труда.
Вопрос 29. Содержание понятий «инновация», «нововведение», «новшество», «инновационное предприятие», «инновационная продукция», «инновационный процесс», «инновационная деятельность».
Различные авторы трактуют понятие «ин-ция» в завис-и от объекта и предмета своего иссл-ия. Например, Б. Твист определяет Инн-ию как процесс, в кот изобретение или идея приобретают эк-ое содержание. Ф. Никсон считает, что Инн-ия - это совок-ть техн-х, произв-ых и комме-х мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улуч-х промышленных проц-в и оборудования. Б. Санто считает, что Инн-я – это такой общественный технико-эк процесс, кот через практическое исп-е идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на эк-ую выгоду, прибыль, появление инн-и на рынке может принести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инн-ю как новую научно-орг-ю комбинацию произв-х факторов, мотивированную предпр-им духом.
В соот с международными стандартами Инн-я - конечный рез-т инн-й д-и, получивший воплощение в виде нового или усоверш-го продукта, внедренного на рынке, нового или усоверш-го технол-го процесса, исп-го в практической д-ти, либо в новом подходе к соц услугам. Т.об., Инн-я явл следствием инн-ой д-ти. Специфическое содержание ин-ции составляют изменения, а глав.ф-цией ин.деят-ти яв-ся ф-ция изменения.
Нововв-е - процесс внедрения, распр-ия и исп-ия новшеств с целью непосред-о удовл-ия общ-х потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого кач-го уровня; - это процесс, хар-щий переход сис-ы из одного состояния в другое за счет введения отдельных новшеств. Распространение нововв, как и их создание явл составной частью инн-го процесса.
Новшество – это оформленный рез-т фундам-х, прикладных иссл-й, разработок и эксперим-х работ в какой-л сфере д-ти по повышению ее эфф-ти. Это новый порядок, метод, изобретение. Нововведение обозн., что новшество использ-ся. С момента принятия к распростр-ию новшество приобрет.новое кач-во и стан-ся инновацией. Т.о. можно говорить, что ин-ция – это реализованное нов-во.
Инн-я д-ть- это сложная динамическая сис-а действия и взаимод-я различ методов, факторов и органов упр, занимающихся науч-ми иссл-ми, созданием новых видов продукции, соверш-ем оборудования и предметов тр, технол-их процессов и форм орг производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финанс-м и коорд-ей НТП; соверш-ем эк-х рычагов и стимулов; разработкой сис-ы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направл-х на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его соц-эк эфф-сти.
Под инн-й д-ью в процессах разработки, освоения и реализ научно-тех нововв-й понимаются виды д-ти, непосред-о связ-е с получением, воспроизв-м новых научных, науч-тех знаний и их реализ-й в матер-ой сфере эк-ки.
Инн-е предприятие- это предпр(объединение предпр) любой формы собственности, у кот больше 70% объёма его продукции (в денежном выраж) за отчётный налоговый период явл инн-ми продуктами и/или инн-й продукцией.
Термины "инн-я" и "инн-й процесс" не однозначны, хотя и близки. Формир-е замысла, подготовка и постепенное осущ-е инн-х изменений называется Инн-м процессом. Инн-й проц- более широкое понятие, чем инн-я д-ть. Он м.б. рассмотрен с различных позиций и разной степенью детализации:* во-первых, его можно рассм-ть как параллельно-послед-е осущ-е науч-иссл-ой, науч-техн, произв-ой д-ти и инноваций; * во-вторых, его можно рассм-ть как временные этапы жизненного цикла нововв от возникновения идеи до ее разработки и внедрения. В общем виде, инн-й процесс - это послед-ая цепь событий, в ходе кот новшество реализуется от идеи до конкр продукта, технологии или услуги и распр-ся в хозяйственной практике.