Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:04, шпаргалка
1.Характеристика этапов исторического развития управления персоналом.
2.Содержание понятий «персонал», «человеческие ресурсы», «трудовой потенциал работника», «человеческий капитал».
3.Понятие «структура персонала» и основные признаки структурирования персонала организации
4.Сущность философии организации и философии управления персоналом, различие философии управления персоналом в разных странах
5.Различие английской, американской, японской и российской философии управления персоналом.
Соц службе присущи организац-распорядит и координирующие ф-ции обеспечения мер-тий, обоснованных целевыми программами и планами соц развития. Это требует взаимод-я и координации со смежными управленческими стр-ми -ции, профсоюзами и др обществ объединениями, отраслевыми и территориальными органами соц уп-я.
Служба соц развития призвана проводить социологические исслед-я на предприятии, и на основе всестороннего изучения соц-психол проблем орг-ии труда, быта и отдыха труд-ся разраб-вать и реализ-вать мероп-ия, обесп-ющие всемерное выявление и использование резервов роста произв-ти труда и повышения эфф-сти произ-ва, соверш-ние упр-я соц-ми процессами, улучшение воспитательной работы и развитие творч активности труд-хся. Исходя из соц проблем и задач, стоящих перед социологами предпр-я, все реализуемые ф-ции сожно объединить в группы:
*информационно-исследов-кие
функции, кот обеспеч-ют рук-
*управленческо - прогностические,
выражающиеся в обяз-тях раб-
*организац-контрольные,
к-ые сводятся к орг-и и внедр
в прак-ку научных
*консультационные, состоящие
в оказании социол-ми предпр-я
практич-ких советов членам
*функции соц-ной оценки,
заключ-ся в определении соц-
*педагогико - воспитательные,
возлагающие на социологов
Ф-ции соц службы склад-ся из всего набора известных управленческих эл-тов. Они сообразуются с соц средой отдельно взятой орг-ции и общей спецификой социального упр-ия.
44. Хар-ка и
взаимосвязь основных
Мотивация — это внутр процесс сознательного выбора чел-ком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внеш (стимулы) и внутр (мотивы) факторов.
Изучение чело-го поведения и механизмов побуждения к тому или иному действию привело к появлению концепций, теорий мотивации. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение такому важному и сложному процессу, как мотивация чел-ка.
Существуют содержательные теории мотивации (теория иерархии потреб-ностей А. Маслоу, теория FRG К. Альдерфера, теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга и др.) и процессуальные тео-рии мотивации (теории ожидания К. Левина, предпочтения и ожидания В. Врума, теория подкрепления Б.Ф. Скиннера, теория справедливости Портера-Лоулера, модель выбора риска Д. Аткинсона, теория X и Y Д. Макгрегора и др.).
Содержательные теории занимаются идентификацией того, что во внутриличностной или рабочей среде побуждает к данному поведению. Процессуальные теории описывают процесс мотивации.
Содержат теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. Один из первых исследователей мотивации Ч. Барнард, рассматривая множественность возможных видов удовлетворения человека в орг-и, выделил конкретные побуждения: материальные, личные нематериальные для отличия престижа и власти, духовные. Но он не создал теории мотивации. При этом А. Маслоу и К. Альдерфером выдвинуты теории иерархии потребностей. По Маслоу, потребности, находящиеся на нижнем уровне, требуют первостепенного удовл-я, а движение потребностей идет снизу вверх. Альдерфер, в отличие от Маслоу, счит, что движ-е потр-тей идет снизу вверх и сверху вниз; движение вверх по уровням он назвал процессом удовл-ния потребностей, а движение вниз — фрустрацией — процессом поражения в стремлении удовл-ть потр-ть.
У МакКлелланда потребности не расположены иерархически и не исключают др друга. Он рассм потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, а влияние этих потребностей на поведение ч-ка во многом зависит от их взаимовлияния.
Ф. Герцберг выделяет 2 гр потребностей в зав-ти от того, с каким процессом они коррелируют. Он счит, что удовлетв и неудовлетв яв-ся не двумя полюсами одного процесса, а двумя различными процессами. Факторы, которые вызывают неудовл-ность, при их устранении не обязательно приводят к удовл-сти, и наоборот, из того, что какой-либо фактор способствует росту удовлет-ти, никак не следует, что при ослаблении его влияния будет расти неудовл-сть. На процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» влияют внутренние, мотивирующие факторы, а на процесс «отсутствие неудовлетворенности — неудовлетворенность» - внешние факторы здоровья. Одним из самых парадоксальных выводов, который был сделан Герцбергом из анализа факторов здоровья, явился вывод о том, что з\п не является мотивирующим фактором.
Жизнь показала неправомерность
ряда утверждений авторов
45. Анализ тр-х
показателей. Взаимосвязь с
При анализе состояния тр-х ресурсов предприятия оценивают: обеспеченность тр-ми ресурсами, степень их использования, производительность тр-а, тр-емкость продукции, оплату тр-а.
Любые изменения в сист. предприятия, обязательно прямо или косвенно сказываются на этих показателях, либо напрямую зависят от них. В частности, от обеспеченности необходимыми тр-ми ресурсами предприятия и эфф-ти их использования зависят объем, своевременность и качество выполнения всех работ, эфф-ть использования оборудования, машин, механизмов, и как результат — объем производства продукции, ее с\с, прибыль и ряд других эк-ких показателей.
В соврем условиях при анализе эфф-ти использования тр-х ресурсов и их производительности на предприятиях зачастую единственными показателями, на основании кот. возможно исследовать производительность тр-а, являются фин. Рез-ты д-ти пред-я, информация о с\с внедряемых проектов и изменений, результатах их использования и данные о Пе, включающие информацию о его структуре, текучести, уровне квалификации и размере з/п.
Для оценки тр-х ресурсов предприятия используется ряд формул, позволяющих оценить уровень обеспеченности предприятия кадрами, их текучесть, оборот и другие характеристики, имеющие значение при анализе производительности тр-а.
Обеспеченность предприятия тр-ми ресурсами определяется сравнением фактич количества раб-ов с реальной или плановой потр-тью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности кадрами наиболее важных должностных позиций и квалификации кадров.
Большое внимание также уделяется рабочему стажу, уровню образования, статистике и рез-там повышения квалиф-ии, возрастному и половому составу раб-ков как факторам, влияющим на уровень и особенности их раб/сти.
С пом следующих коэф-тов рассчит
Кпр = Кол-во принятого на работу П /Среднеспис численность П
2. коэффициент оборота по выбытию (Кв):
Кв = Количество уволившихся раб-ов /Среднеспи численность П
3. коэффициент текучести кадров (Кт):
Кт = Кол-во уволившихся по собст желанию и за нарушение тр-ой дисциплины /Среднесп чис-ть П
4. коэффициент
постоянства персон-а на предпр
Кпс = Количество раб-ов, проработавших весь год/ Среднесписочная численность П
Одним из немаловажных факторов, оказывающих влияние на показатели предприятия, является использование фонда з/п (ФЗ/П). Одним из обязательных условий успешного использования ФЗ/П является постепенное увеличение его премиальной части в зависимости от роста темпов произ-ва, однако, в меньших, нежели рост производительности труда, пропорциях.
Необходимо принимать
во внимание также численность
Для сравнительного анализа з/п вводят ее индексацию, кот. определяется отношением средней з/п за отчетный период к средней з/п в базисном периоде.
Iз.п = СЗ тек / (СЗбаз *Iц)
гдеIз/п — индекс з/п; СЗтек — средняя з/п за отчетный (тек) период; СЗбаз — средняя з/п за аналогичный период предыдущего года (баз); Iц — индекс роста цен на товары и потребительские услуги за анализируемый период.
При анализе использования тр-х ресурсов необходимо исследовать сверхплановые, целодневные, внутрисменные и непроизводительные потери раб t, объективные и субъективные причины их образования и возможности по сокращению непроизводственных потерь раб времени.
Непременным условием развития производства служит рост пр-ти труда. Для оценки пр-сти тра применяется сис-а частных, обобщающих и вспомогательных показателей.
К частным показателям относят: затраты t на производство ед. продукции (тр-емкость продукции), выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час.
К обобщающим: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции на одного работающего в стоимостном выражении.
К вспомогательным: затраты t на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу t.
46. Соверш-е сис-мы УП
на основе нововведений в
Упр-е нововвми в кадровой работе — это целенаправл д-сть рук-лей орг-ции и специалистов подразделении службы УП по обеспечению эфф-ных темпов и масштабов обновления кадровой работы на основе внедрения в практику кадровых нововведений в соотв-вии с перспективными и текущими целями развития орг-ции. Эта д-ть базируется на использовании теоретических основ, принципов и методов инновационного менеджмента и должна обеспечивать адаптацию П к изменениям во внутренн и внеш среде с целью повышения конкурентосп-ти орг-ции.
Сис-ма УП явл непременной составляющей упр и развития любой орг-и, она возникает с возникновением самой орг-и и не зависимо от чьей-то воли. Являясь, по сути, одной из важнейших подсистем орг-и, сис-а УП определяет успех ее развития. Для эффективного функц-я сис-ма УП должна быть построена на научно-обоснованных принципах, должна использовать оптимальные методы и технологии, соответствующие принципам, лежащим в ее основе, а также не противоречить общей концепции развития орг-ции. Кроме того, крайне важно, чтобы с-ма УП постоянно совершен-лась, обновлялась, следовала соврем тенденциям. Для этих целее и служит внедрение новов-ний в кадр работе.
Упр нововвми в кадровой работе позволяет решать более эффективно следующие задачи по УП: 1) выработка стратегической инновационной концепции УП в соответствии с долгосроч целями развития орг-ции; 2)опред-е направлений развития кадровой работы и формирование инн-ых проектов и программ нов-ний в кадровой работе; 3) орг-ция разработки, внедрения и сопровождения нов-ний в кадровой работе; 4) подбор, расстановка, адаптация, использование и развитие П в соот-ии с программой реализации нов-ний в кадровой работе; 5) создание и улучшение условий для новаторской деят-ти.
Осн этапами совершенствования сис-ы УП, процесса упр нововвми в кадровой работе явл: *разработка кадровой ин-ции; *определение степени и характера восприимчивости орг-ции к нововв; *внедрение кадровой ин-ции; *использование и сопровождение кадрового нововв.
Этап разработки кадровой инновации,
в свою очередь, включает несколько стадий.
На подготовительной стадии
определяется потребность в нововв. На
первой стадии происходит исследование
рынка кадровых инноваций с целью сбора
информации о нововвх в кадровой работе.
Для этого ор-ция может использовать членство
в професс ор-циях, ассоц-ях, участие в
выставках, обращение в консультац фирмы. На второй стадии происходит
отбор кадровых инноваций, к-ые потенциально
могут быть положены в основу разработки
инновационного проекта совершенствования
кадровой работы. Третья стадия предполагает
выбор инновационного проекта совершенствования
кадровой работы, подлежащего внедрению,
а также выбор организац формы для реализации
цикла «внедрение-использование-
Этап определения
степени и характера
Этап внедрения кадровой инновации включает следующие мероприятия.
Создание «стартовой площадки». Разраб-ся схемы взаимод-я м/д раб-ми и структкрн подразделениями в ходе внедрения нов-ия и варианты док-ов, регламентир деят-ть сотрудов и подразделений на этом этапе.
Проведение разъяснительной работы о необходимости внедрения нововв с целью преодоления неверного понимания его целей и задач, снятия опасений раб-ков.