Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Управление персоналом"
№ 3 Понятие персонал и его структура в организации
Под персоналом организации понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также
партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. д.
Сущность управления персоналом - организация эффективной деятельности персонала.
Характеристики персонала организации:
1)особенности индивидуального поведения
детерминируются многими параметрами, среди которых индивидуальные способности, склонность и одаренность, предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение; специфика мотивации – специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности; индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрение, представления о мире; демографические - половые и возрастные особенности; национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые де-
терминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях;
2)особенности группового поведения связаны
со многими параметрами,
среди которых основными
для конкретного трудового коллектива; феномены
групповой динамики - этап развития коллектива особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта;
3)особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как субъектов, имеющих индивидуальные особенности, и как членов некоторой группы≫ обладающих корпоративной культурой, и как функционеров, действующих по правилам определенной управленческой технологии (типу управления).
Для людей, работающих в ситуации совместно взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность
авторитету лидера, ориентация на групповые нормы и ценности, а также традиционные способы поведения.
Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах.
Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, ориентация на результат и индивидуальные
достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкуренции.
Участникам совместной творческой деятельности
свойственна ориентация на профессиональное развитие и личностный рост. Такие специалисты склонны к активной коллективной работе с четко поставленной целью.
№ 2 Современная концепция управления персоналом
Концепция управления персоналом - система
теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций.
Сущность концепции: на сегодня важнейшим фактором устойчивости, конкурентоспособности и процветания предприятия является формирование человеческого фактора, а на Западе называется человеческим
капиталом.
До 1970-х гг. персонал предприятия рассматривался как один из источников издержек (заработная плата,
создание инфраструктуры и т. д.).
В настоящее время западные исследователи считают, что это главный источник капиталовложений.
От компетентности людей, знания ими всех нюан-
сов работы, специфики фирмы зависят в значительной мере перспективы той или иной фирмы. Никакими
инвестициями в оборудование или в обновление производства нельзя заменить человеческий капитал.
Поэтому все образцовые западные компании сегодня
исповедуют идеологию: ≪производительность - от человека
Основу концепции управления персоналом
организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом включает в себя деятельность человека во всем ее понимании. Исследует широкую совокупность факторов, обусловливающих результативность трудовой деятельности работника и коллектива в целом, формирующих поведение на производстве.
Управление персоналом является одной из важных сфер существования предприятия, способной повысить его эффективность. Само понятие ≪управление
персоналом≫ рассматривается в широком диапазоне - от экономико-статистического до философско-психологического
Появление на рынке труда новых профессий (мер-
чендайзера, менеджера, маркетолога, креатора и т. п.) обусловливает необходимость активизации поиска по удовлетворению потребностей организации в соответствующих специалистах. Большую роль здесь играет возникновение рынка рекрутинговых услуг, который занимается поиском и отбором персонала с качественно новой профессиональной позиции и с использованием современных методик.
Изменения в экономической и политической системах в нашей стране одновременно создают как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Также позволяет человеку переступить границы самосовершенствования и успешно развиваться в профессиональном и личностном аспектах.
№ 9 Принципы и методы управления персоналом
Принципы управления персоналом - это основополагающие направления, в соответствии с которыми организуется работа с персоналом.
Принципы: принцип разделения труда, дисциплины, профессионализма и компетентности, согласования личных и общественных интересов, справедливости и равенства, устойчивости состава персонала,
единения персонала, адаптации к новым условиям деятельности, эффективности.
Методы управления - способы осуществления
управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Существуют 3 метода управления, которые отличаются различными способами воздействия на людей:
1) административные - базируются на власти, дисциплине и взысканиях; способ осуществления управленческих воздействий на персонал и базируется на
власти, дисциплине и взысканиях. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения,
как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. д.
Способы административного воздействия:
а) организационные воздействия - штатное расписание; положение о подразделениях; должностные инструкции; организация рабочего места;
коллективный договор; правила трудового рас-
порядка; организационная структура управления;
устав предприятия;
б) распорядительные воздействия - приказы; распоряжения; указания; инструктирование; наставления; целевое планирование; нормирование труда; координация работ; контроль исполнения. Распорядительные воздействия направлены на
достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования;
в) материальная ответственность и взыскания -
ответственность за задержку трудовой книжки;
добровольное возмещение ущерба предприятию;
удержания из заработной платы; депремирование; полная материальная ответственность;
коллективная материальная ответственность;
г) дисциплинарная ответственность и взыскания -
замечание; выговор; строгий выговор; понижение в должности; увольнение;
д) административная ответственность - предупреждения; штрафы; возмездное изъятие предметов; административный арест; исправительные работы;
2)экономические - основываются на правильном
использовании экономических законов производства.
Классификация экономических методов управления:
а) плановое ведение хозяйства - свободное предпринимательство; план экономического развития; портфель заказов; критерий эффективности;
конечные результаты;
б) хозяйственный расчет - самостоятельность; самоокупаемость; самофинансирование; экономические нормативы; фонды стимулирования;
в)оплата труда - должностной оклад для служащих; тарифная ставка для рабочих; дополнительная зарплата; вознаграждение; премия;
3)социально-психологические - базируются на
способах мотивации и морального воздействия на
людей и известны как методы убеждения.
№ 8 Принципы и методы построения системы управления персоналом
Принципы системы управления персоналом -
это основные положения, на которых базируется ее построение и развитие. Они существуют объективно и подразделяются на общие и частные. Общие принципы характерны для всех систем комплексности, эмержентности, целостности и т. п.), частные характерны лишь для системы управления персоналом (профессионализма кадров, последовательности
процесс и реализуется при разъяснении и ов обучения, адаптации и т. п.).
Принцип концентрации уточнении целевой направленности развития
системы управления персоналом
Рассмотрение принципа концентрации осуществляется в двух направлениях, как то:
1) концентрация усилий
работников отдельного
2) концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование.
Принцип специализации осуществляется с целью
повышения эффективности формируемой системы управления персоналом. Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и других служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций.
Принцип параллельности предполагает одно-
временное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом, причем не всегда эти управленческие решения имеют одинаковую направленность.
Принцип адаптивности (гибкости) предполагает приспосабливаемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы. Его реализация способствует повышению жизнеспособности системы.
Принцип преемственности предполагает общую
методическую основу
проведения работ по совершенствованию
системы управления персоналом на разных
ее уровнях и разными специалистам
должны иметь научное обоснование.
Принцип непрерывности - отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени простоев технических средств управления и т. п.
Все принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом, реализуются во взаимосвязи. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.
Метод декомпозиции позволяет расчленить
сложные явления на более простые.
Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы УП
каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, элиминируя действии других факторов.
Метод сравнений. Сравнивает существующую
систему УП с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием или состояние в прошлом периоде.