Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для зачета по дисциплине "Управление персоналом"
2) повышение квалификации
- основной способ обеспечения
соответствия квалификации
3) переподготовка кадров предусматривает получение второй профессии или специальности. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от двух месяцев до двух лет;
4) послевузовское дополнительное
образование. Осуществляется
Линейный менеджер совместно со специалистом
по обучению обязан после
определения соответствующих
\
№ 41 Классификация форм повышения квалификации
Классификация форм повышения квалификации. 1. В зависимости от того, кто проводит программу повышения квалификации, выделяют повышение квалификации работников в фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее). Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются для работников собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным, повышением квалификации. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия. Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее) осуществляется в учебных заведениях. Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное. В этом случае несколько фирм объединяются и выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для повышения квалификации своих работников. 2, В зависимости от характера связи с практической деятельностью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повышение квалификации вне рабочего места. Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (семинары, курсы, коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенденциям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения. Повышение квалификации на рабочем месте -целенаправленная передача опыта. Несистематические и случайные учебные процессы в большинстве своем не принимаются во внимание. 3. В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации выделяют организованное и неорганизованное, или так называемое самостоятельное повышение квалификации. 4. В зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации выделяют повышение квалификации в профессиональной области, отработку поведения, проблемно-ориентированное повышение квалификации. 5. В зависимости от целевых групп выделяют повышение квалификации руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы (технических специалистов и специалистов экономических отделов фирмы, мастеров, молодых сотрудников, идущих на повышение) и открытые программы повышения квалификации (для всех сотрудников без ограничений, могут быть рассчитаны даже на членов их семей).
№ 43 Управление деловой карьерой
Хорошо организованная работа во всех сферах управления персоналом, позволяющая фирме не только обеспечивать себя квалифицированными работниками, но и строить на этой основе целостную политику подготовки и продвижения работников внутри фирмы.
Управление карьерой позволяет фирме в определенной мере быть независимой от колебаний внешнего рынка трудовых ресурсов, однако формировать
такой рынок в полном объеме, как правило, могут
позволить только крупные корпорации, имеющие возможности ориентироваться на сохранение и развитие потенциала каждого сотрудника и создающие для этого условия.
Цель управления карьерой - сохранение накопленного в организации опыта и квалификации, предотвращение их утечки и страхование вложений в подготовку работников.
Основной особенностью планирования и реализации карьеры является необходимость обеспечения взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда конкретных задач, а именно:
1) соединение целей
организации и отдельного
2)планирование карьеры конкретного сотрудника
с учетом его специфических потребностей и ситуаций;
3)обеспечение открытости процесса управления
карьерой;
4) устранение ≪карьерных тупиков≫, в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
5)повышение качества процесса планирования
карьеры;
6)формирование наглядных
и воспринимаемых критериев.
7) изучение карьерного потенциала сотрудников;
8)использование обоснованных оценок карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий;
9) определение путей
служебного роста, которые
№ 42 Понятие и виды деловой карьеры, основные этапы ее планирования
В широком смысле карьера может рассматриваться как активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни.
В узком смысле карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом на протяжении жизни человека. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.
2) повысить самооценку;
3) достичь собственных целей;
4) достичь целей, которые
стимулируют к дальнейшему
Виды карьеры
Карьера профессиональная (деловая) означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит
последовательно в разных организациях. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера специализированная характеризуется
тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти
стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.
Карьера вертикальная - вид карьеры, с которым
чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зри-
мо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная - вид карьеры, который
предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).
Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наи-
менее очевидным для
окружающих. Этот вид карьеры доступен
ограниченному кругу
Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации.
Карьера ступенчатая - вид карьеры, который со-
вмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может осуществляться посредством чередования вертикального роста с горизонтальным, что дает значительный эффект.
Этапы деловой карьеры.
Предварительный этап включает учебу в школе,
получение среднего и высшего образования и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям.
Этап становления длится примерно пять лет, в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник
осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости.
Этап продвижения обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности.
Этап сохранения характеризуется действиями по
закреплению достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи.
Этап завершения приходится на возраст от 60 до 65 лет. Здесь человек начинает всерьез задумываться о пенсии, готовится к уходу. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающуюся должность.
№ 44 Формирование
кадрового резерва в
Кадровый резерв - это группа руководителей
и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Виды кадрового резерва.
1. По виду деятельности:
1) резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры - профессиональную либо руководящую карьеру;
2) резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы.на руководящую карьеру.
2. По уровню подготовленности:
1) группа А - кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
2) группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.
Принципы формирования резерва:
1)принцип актуальности резерва предполагает
учет реальной потребности в замещении должностей. Резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться;
2) принцип соответствия кандидата должности
и типу резерва говорит
о необходимости учитывать
3) принцип перспективности кандидата включает несколько требований. В их числе ориента-__ция на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Этапы работы с резервом.
1. Анализ потребности в резерве. До начала
процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
1) прогноз изменения структуры аппарата;
2)совершенствование
3 Определение степени обеспеченности резервом
номенклатурных должностей;
4)определение степени насыщенности резерва по
каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится
на каждую должность или их группу).
Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве.
2. Формирование и составление списка резерва,- которое включает:
1)формирование списка кандидатов в резерв;
2)создание резерва на конкретные должности.
Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка оценки и сравнения кандидатов.
3. Подготовка кандидатов включает следующие
этапы:
1)индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
2) стажировка в должности на своем и другом предприятии;
3) учеба в ИПК, КПК в зависимости от планируемой должности.
Для подготовки резерва администрацией разрабатываются и утверждаются программы: общая программа, специальная программа, индивидуальная программа.