Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление персоналом"
Управление человеческими
Важнейшей целью управления человеческими ресурсами является удовлетворение потребностей организации в укомплектовании персоналом, использование личностного, трудового, творческого потенциала каждого работника, обеспечение развития личности и наиболее полное удовлетворение его потребностей.
Учет социальных особенностей объекта управления и влияние на них повышения результатов функционирования конкретного предприятия – одна из ведущих задач управления человеческими ресурсами.
Сегодня приобретает особую значимость создание и функционирование эластичных самонастраивающихся структур, которые обычно именуются командой. Команда – это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Создание такой команды – важная задача управления.
Под персоналом понимают полный личный состав наемных работников. Та его часть, которая находится в штате организации, называется кадрами. Под кадрами обычно подразумевают квалифицированных работников, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальным образованием, трудовыми навыками и опытом работы в избранной сфере деятельности. Сегодня персонал является стратегическим фактором, определяющим будущее организации, что превращает его в человеческие ресурсы – совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. В отличие от всех других видов ресурсов, используемых на предприятии, человеческие обладают важной особенностью. Это «живые ресурсы», наделенные сознанием, и результаты их использования носят вероятностный характер. В деятельности человека силен духовный, нематериальный аспект, поэтому к таким ресурсам нужен индивидуальный подход. Непредсказуемость результатов и трудности формализации управления связаны с тем, что поведение человека зависит от большого количества факторов. Среди них можно выделить социальные, экономические, политические, психологические.
Рассмотрение персонала как человеческих ресурсов означает: индивидуальный подход ко всем работникам в пределах общности интересов их и фирмы; осознание проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, борьба за их привлечение; отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя; анализ и регулирование групповых и личностных отношений, кадрового потенциала, управление конфликтами, обеспечение требований психофизиологии, эргономики и проч.
Управление человеческими
Важнейшей целью управления человеческими ресурсами является удовлетворение потребностей организации в укомплектовании персоналом, использование личностного, трудового, творческого потенциала каждого работника, обеспечение развития личности и наиболее полное удовлетворение его потребностей.
Управление человеческими
Управление человеческими
Сегодняшний лейтмотив системы управления - это утверждение, что в основу совершенствования систем и методов управления должно быть положено рациональное использование трудового потенциала. В современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любого предприятия (т.е. основные слагаемые потенциала работника) становятся все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом. С возрастающей мобильностью технологий и капитала конкурентоспособность зависит исключительно от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов - так сегодня говорит бизнес.
Возрастающее значение субъективного фактора в современных условиях по-новому ставит вопрос о роли функции управления человеческими ресурсами в повышении эффективности производства. Основные направления, по которым осуществляется это воздействие, разнообразны: тщательный отбор, подбор и оценка персонала в соответствии с требованиями должности или рабочего места; адаптация, обучение и повышение квалификации, планирование карьеры и обеспечение профессионального роста работника, непрерывное обучение в соответствии с потребностями обновления знаний; усиление реальной зависимости оплаты труда и других вознаграждений от результатов труда, мотивация, руководство, управление расходами на персонал, определение оптимального распорядка работы, кадровое делопроизводство, аудит и контроллинг, правовое регулирование трудовых отношений, социальное обеспечение сотрудников.
Управление
человеческими ресурсами
Сегодняшний лейтмотив системы управления - это утверждение, что в основу совершенствования систем и методов управления должно быть положено рациональное использование трудового потенциала. В современных условиях знания, умения, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любого предприятия (т.е. основные слагаемые потенциала работника) становятся все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом. С возрастающей мобильностью технологий и капитала конкурентоспособность зависит исключительно от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов - так сегодня говорит бизнес.
С точки зрения управленческой теории управление человеческими ресурсами – это одна из концепций управления персоналом, сменившая долго существовавшую концепцию признания персонала обычным активом компании. Анализ развития концепций управления персоналом свидетельствует о вытеснении технократических моделей управления гуманистическими.
Принципы управления персоналом (ПУП) - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди познают закономерности. ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
ПУП - множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений и др. Ряд американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом: пожизненного найма, контроля исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания такого контроля с корпоративной культурой; консенсуальное принятие решений, т.е. обязательное одобрение принимаемых решений большинством работников.
Концепция управления
персоналом (человеческими ресурсами)
- система теоретико-
Методология
управления персоналом предполагает
рассмотрение сущности персонала как
объекта управления, процесса формирования
поведения индивидов, соответствующего
целям и задачам организации, методов
и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает
формирование целей, функций, организационной
структуры управления персоналом, установление
вертикальных и горизонтальных функциональных
взаимосвязей руководителей и специалистов
в процессе обоснования, выработки, принятия
и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом
включает: организацию найма, отбора, приема
персонала; его деловую оценку, профориентацию
и адаптацию; обучение; управление деловой
карьерой и служебно-профессиональным
продвижением; мотивацию и организацию
труда; управление конфликтами и стрессами;
обеспечение социального развития организации,
высвобождение персонала и др. Сюда же
следует отнести вопросы взаимодействия
руководителей организации с профсоюзами
и службами занятости, управления безопасностью
персонала.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют все возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. К административным относят:
1. Организационное воздействие. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование
определяет то, чем должен заниматься
работник управления, и представлено
положениями о структурных
Организационное нормирование
в организациях предусматривает
большое количество нормативов, включающее:
качественно-технические